Господь пришёл в Иерусалим за неделю до иудейской Пасхи и Своего славного воскресения, и неделя эта была полна трудов, испытаний и страданий.
Первые три дня Страстной седмицы Спаситель беседовал со Своими учениками, учителями народа Израилева, а также с простыми людьми. Днями Иисус Христос пребывал в храме, где и учил людей — рассказывал притчи, пророчествовал о Царствии Божием, а ночами выходил за пределы города, чтобы скрыться от искавших убить Его. Завершились эти дни трагически: Господа предал один из Его ближайших учеников Иуда Искариот. За тридцать сребреников он обещал указать на своего Учителя первосвященникам при аресте.
В четверг Страстной седмицы, который Церковь именует Великим четвергом, Господь на Тайной Вечере установил Таинство Евхаристии. Он заповедовал верующим причащаться Его Тела и Крови, в которые при совершении Таинства в Церкви таинственно пресуществляется хлеб и вино. Завершением четверга Страстной седмицы стал арест Господа в Гефсиманском саду, а затем суд и поругание над Ним со стороны властей и духовных лидеров Израиля.
Самым скорбным днём для Господа, а вместе с Ним и для всей Церкви, стала Великая пятница. В этот день, после окончательного решения о Его казни, Христос был распят за пределами Иерусалима, на горе Голгофе. Вместе с Ним были распяты и два разбойника, и в этом исполнилось одно из пророчеств о Спасителе: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12). Завершением страданий Господа стала Его смерть на кресте, что ознаменовалось страшными и грозными событиями. В момент, когда Христос испустил дух, небо померкло, в храме Иерусалима разодралась надвое завеса, камни раскололись, многие гробы открылись и из них вышли ожившие праведники. Так завершился путь страданий Спасителя и вместе с этим приблизилось торжество жизни.
Во гробе, во аде
После того как распятый и умерший на кресте Христос был снят, умащен благовониями, обвит плащаницею и положен во гроб, Его противники предприняли все возможные меры, чтобы чудо воскресения не произошло. Они заложили гроб тяжёлым камнем, упросили римского прокуратора Понтия Пилата выставить охрану, запугали преследованиями и разогнали учеников Господа. Фарисеи и первосвященники для большей надёжности даже опечатали гроб Господень печатью Синедриона.
Однако силу Божию, которой обладал Богочеловек Иисус Христос, нельзя было сдержать не только земными печатями, но даже вратами ада.
В то время, пока Его тело пребывало во гробе, душа Его спустилась в ад, к душам тех праведников, которые пребывали в нём со времён Адама и ждали прихода обещанного Спасителя. Сойдя в преисподнюю, Господь проповедовал находящимся там благую весть о спасении человечества, а после вывел души праведных в Царство Небесное.
В месте Своего погребения Христос пребывал три дня — с вечера пятницы до утра воскресенья, когда и произошло самое главное чудо в человеческой истории.
Самое главное чудо
По прошествии субботы, в ночь на воскресенье Господь силою Своей Божественной природы и таинственно для человеческого понимания воскрес из мёртвых. Это событие стало завершением и одновременно реализацией всех ветхозаветных обетов, касающихся воскресения Спасителя. Тело Господа не просто воскресло — оно преобразилось. При этом Сам Он явил Себя истинным Богом — Христос вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив печати Синедриона и не разбудив охранявших Его римских стражников.
А чуть позже воскресение Христа было явлено в силе и видимых знаках: с неба сошёл ангел Божий, который отвалил камень от гроба и удостоверил, что Господь воскрес и Его больше нет здесь. Свидетелями этого явления стали стражники, которые уже проснулись, стали от страха «как мёртвые» и разбежались. Также вестника Божия увидели некоторые жёны, которые пришли ко гробу так рано, чтобы помазать тело Христа миром, согласно иудейскому обычаю. Этих женщин Церковь почитает как жён-мироносиц, называя имена некоторых из них: Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна. Среди них была и Матерь Господа.
Первой из всех, опередив своих спутниц, к месту погребения пришла Мария Магдалина. Увидев, что гроб открыт, она не решилась заходить внутрь, а прибежала к апостолам Петру и Иоанну, подумав, что тело Господа выкрали Его враги.
В то время как Мария Магдалина была у апостолов, остальные жёны вошли в гроб и увидели ангела, который сказал им: «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф. 28, 5–7).
Однако даже эти слова ангела ещё не до конца уверили женщин в произошедшем чуде. Они пребывали в недоумении. В этот момент они увидели ещё двух ангелов, которые сказали им: «Что вы ищете живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был ещё в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24, 5–7). После этих слов жёны-мироносицы уже окончательно поверили в чудо, исполнились радости. Придя к ученикам Христа, женщины рассказали им об увиденном, однако их словам никто не поверил.
Тем временем ко гробу пришли апостолы Пётр и Иоанн, которые хотели узнать, что же произошло с телом Спасителя. Первым пришёл Иоанн, но он не решился войти внутрь гробницы, а лишь увидел лежащие на земле пелены. Пётр же вошел внутрь гроба и увидел, что тела Господа нет, а на камне лежат пелены и повязка, которая была на голове Христа. Следом за Петром во гроб вошел и Иоанн. Апостолы уверовали в воскресение Спасителя и вернулись домой.
Последней, кто удостоверился в воскресении Христа у Его гроба, стала Мария Магдалина. После ухода Петра и Иоанна она осталась одна и стала плакать, так как ещё не поверила, что Господь воскрес. Вдруг она увидела ангелов, которые спросили у нее: «Жена! Что плачешь?» На это она ответила, то, что уже раньше сказала и апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». В этот момент произошло главное чудо — Марии явился Сам воскресший Христос. Однако она не узнала в явившемся Спасителя, и только когда Он произнес её имя: «Мария!», женщина опомнилась и поняла, что перед ней стоит Христос. Господь не позволил ей прикасаться к Себе, так как ещё не настало время, но повелел ей идти в Иерусалим и рассказать об увиденном ученикам. Таким было первое явление воскресшего Христа.
Уверение многих
Догнав Марию Иаковлеву, которая также возвращалась назад, Мария Магдалина пошла вместе с ней в Иерусалим, чтобы возвестить о радостном событии другим ученикам Христа. По пути в город им снова явился воскресший Господь, Который сказал: «Радуйтесь!» Далее евангелист Матфей засвидетельствовал: «И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 9, 10). Это стало вторым явлением воскресшего Спасителя.
Придя к одиннадцати ученикам, которые уже пребывали вместе, женщины рассказали им об увиденном. Однако и в этот раз большинство из них не поверили в чудо. После этого Христос явился уже и одному из Своих ближайших учеников — апостолу Петру. Это явление стало третьим по счёту. Только после этого большинство учеников уверовало в воскресение Спасителя, хотя ещё и не все. До полного же уверения оставалось совсем немного. Вскоре Господь явился ученикам из числа семидесяти апостолов, Клеопе и Луке, потом всем им вместе, кроме апостола Фомы, потом вновь всем вместе, уже с Фомой. Спаситель являлся Своим ученикам на протяжении сорока дней, всё время обучая их, объясняя им Свое Евангелие, заповедуя нести благую весть по всему миру. И во всех этих явлениях главное, что должны были запомнить апостолы, — это то, что отныне смерть не властвует над человеком, потому что над ней восторжествовала Жизнь, как ранее сказал об этом Сам Господь: Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6, 35)