Найти тему
Сначала был БИЗНЕС

Единый налоговый платеж для юрлиц и ИП в 2022 году

как это будет работать, как перейти на новый порядок расчетов
и главное-
надо ли это делать?

В НК РФ добавили Федеральным законом новую статью о едином налоговом платеже для организаций и ИП.

Федеральный закон от 29.11.2021 г. № 379-ФЗ

Теперь мы сможем перечислить одной платёжкой налоги, сборы, взносы, штрафы и пени.

⚠️ Это пилотный проект. Такой порядок уплаты будет работать с 1 июля по 31 декабря 2022 года.

Система уже рабочая, так сейчас платят физические лица.
Но с юрлицами все по-другому, и отличия существенные.
Так как в бизнес деятельности больше категорий налогов и другие, разные сроки оплат.
Отсюда много вопросов.

❓Что нам это даёт? Это проще? Куда нужно платить?
Что нужно сделать для оплаты таким способом?
Как обычно, при принятии нового закона, новой формы, нового порядка всегда больше вопросов, чем ясности, всегда требуется разобраться.

-------
➡️ по ссылке- мой Телеграм канал, в котором уже есть ответы. Там же можете задать свой вопрос про СВОЮ ситуацию (стартап, фриланс, предпринимательство, продвижение, стратегии, бизнес процессы)
-------

Давайте, разбираться...


С июля 2022 года появится возможность оформлять не несколько платежек по разным налогам и взносам, а всего одну — единый налоговый платеж (ЕНП). А дальше инспекторы ИФНС сами распределят его по разным бюджетам.

Плюс же? Возможно...

Казалось бы, удобно же- закинул денег на счет и не ломаешь себе голову с подсчетами, расчетами, налоговая сама там всё раскидает (о, если бы!).


Для чего это сделано?

Сейчас для каждого налога, взноса, пени и т.д. мы оформляем отдельную платежку.

"Заполняя разные платежки, бухгалтеры могут ошибаться в реквизитах, которые постоянно меняются. В результате деньги попадают в «невыясненные платежи», и у налогоплательщиков возникает недоимка."

Считается, что эту ситуацию должен исправить особый порядок перечисления денег в бюджет.


Как это будет работать

Вы переводите сумму всех налогов, взносов, долгов одной платёжкой без разбивки.

Налоговая, получив эту единую сумму, самостоятельно распределяет в счет уплаты того или иного налога, сбора, взносов, пеней, штрафов и процентов в порядке
установленной очередности.

Сначала сумма идет на погашение недоимок, затем на платежи по налогам, взносам и сборам , потом на долги по пеням, процентам, штрафам в порядке возникновения обязанности к уплате, начиная с более ранних.

Если суммы ЕНП не хватает и даты уплаты налогов, сборов и взносов одинаковы, платеж зачтут пропорционально суммам обязанностей в соответствующей последовательности. Аналогично для пеней, процентов и штрафов.

И теперь те, кто перешел на новый порядок уплаты, должны будут подавать в налоговую уведомления об исчисленных суммах. Сроки эти установлены, они раньше сроков сдачи привычной отчетности.

Как перейти на единый налоговый платеж

Чтобы перейти на ЕНП, нужно было в марте 2022 года провести сверку расчетов с бюджетом и устранить разногласия.

В апреле нужно подать заявление о переходе на особый порядок уплаты в свою ИФНС. Сделать это можно только в электронной форме по ТКС.


Ожидается, что ЕНП будет востребован бизнесом, так как преимуществ у такого инструмента много (
по мнению законодателей).


Ищем Плюсы

➕ ЕНП сможет использовать не только сам налогоплательщик, но и третьи лица за него

➕ будет меньше ошибок при заполнении платежных поручений по КБК, ОКТМО, статуса плательщика и др

➕ расчеты с бюджетом упрощены- для перечисления необходимо указать только ИНН налогоплательщика

➕ не потребуется делать платежки на текущие налоги, достаточно просто следить за остатком и пополнять

➕ в случае положительного баланса счета налоговики смогут быстрее взыскивать задолженность по результатам налоговых проверок

Находим Минусы

➖ Обязанность подать в инспекцию уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, страховых взносов.
В одном уведомлении все суммы или каждая сумма отдельным уведомлением, ведь сроки платежей у налогов и взносов разные?
Пока нет четких разъяснений по поводу сроков и формы таких уведомлений.

➖ Предприниматель перечисляет два ЕНП.
Один как «простое» физическое лицо на уплату «имущественных» налогов и НДФЛ (ст. 45.1 НК РФ). Второй как предприниматель на уплату налогов по бизнес-доходам, например, УСН (ст. 45.2НК РФ). Объединить эти два ЕНП в один нельзя.

➖ Для исключения вероятности штрафа при сдаче уточненных деклараций важно, чтобы налог и пени были уплачены ДО подачи уточненной декларации.

➖ Потребуется время для адаптации

➖ Увеличится нагрузка на организации по отчетным документам,
уведомлениям об исчисленных суммах к уплате.

➖ Если у компании или ИП есть недоимки, с которыми бизнес не согласен, то при перечислении единого налогового платежа деньги всё равно будут списаны, причём, в первую очередь.

➖ Рассчитывать налоги придется раньше минимум на 5 дней.
(В основном трудности могут возникнуть по НДФЛ)

➖ Перейти на ЕНП можно только по окончании совместной сверки без разногласий

➖ Велик шанс столкнуться с "кривой разноской" налоговой по налогам и взносам, с которой сталкивался каждый.
Когда сверка упирается в "у нас база так разнесла" и вечную тупиковую сверку.

➖ За увеличенную нагрузку и бухгалтеру нужно платить больше.

Резюме

Предположение об упрощении оплат из-за реквизитов и уменьшения количества платежек для меня неубедительно.

Для меня не аргумент.
Все платежки копируются из месяца в месяц, ввод платежей в базе автоматизирован, ошибку допустить сложно.
При смене реквизитов изменения вносятся легко.


Платежи в бюджет проводятся банками бесплатно, так что на платежках тут не сэкономить.

Предположение, что налоговая упростит процедуру сверки по налогам с бюджетом, меня не обнадёживает. Сама процедура сверки не так сложна, как урегулирование разногласий.

Представление заблаговременного расчета налогов и подача уведомлений в налоговый орган позволит снизить вероятность просрочки оплат? Ну, так себе аргумент в пользу ЕНП. Просто раньше придется отчитаться с увеличением нагрузки на бухгалтера.

Мне сложно представить явные причины, по которым крупные налогоплательщики станут переходить на такой способ платежей. При том, что у кнп всё четко прописано по статьям и обычно выверено до копеечки, да и сверки проводятся регулярно. Им проще по каждой статье отдельно, чем разбираться в куче. Для микробизнеса нагрузка и неясность с формами и может быть не по силам.
ИП - возможно, да. Сама система учета позволяет проще относиться к обобщенным сведениям.


Вопрос "зачем же это нужно" считаю для себя не раскрытым.
Плюсов для меня меньше, и они вовсе незначительны по сравнению с теми минусами, которые я описала.

Я не стала переходить на ЕНП.
Лишние телодвижения без явных преимуществ для участия в пилотном проекте вижу для себя неэффективными.

Ну, и напоминать налогоплательщикам в конце апреля , когда сверку надо было сделать до конца марта- обнадеживающе, конечно, но абсолютно бесперспективно.


----------
Подписывайтесь на мой канал
Пообщаемся про бизнес, старапы.
Какие сложности на старте и в продвижении
----------