Знаменитый принт родом из региона, расположенного на границе между Шотландией и Англией, что отразилось на первоначальном названии «Border tartan» (с англ. — край, граница). Цвет узора напрямую был связан с местом, где он производился, так как окрашивали ткань с помощью растений, которыми были богаты эти места.
Тартан не наносится на готовую ткань, а получается в результате саржевого плетения нитей разных оттенков. Цвета и расположения вертикальных и горизонтальных полос символизируют определенный клан и имеют свои уникальные названия. Royal Stuart (Ройял Стюарт) — личный тартан королевского монарха, Black watch (Блэк уотч) — символ военной формы, Dress Gordon (Дресс Гордон) принадлежал одноименному клану… Самым независимым считается тартан Caledonia (Каледони). Он свободен от тяжести имени или клана, исторически никому не принадлежал, что сделало его одним из самых популярных не только в Шотландии, а и во всем мире.
Существует Шотландский Регистр Тартанов, в котором каждый может зарегистрировать свой уникальный узор. В свое время он пополнился такими легендарными экземплярами, как: «Pied-de-poule» (куриная или гусиная лапка) — принт, популиризированный Коко Шанель, Pepita» (Пепита) — узор, названный в честь знаменитой танцовщицы, принт Burberry, не нуждающийся в дополнительной презентации.
Тайное послание
Изначально шотландские узоры несли в себе зашифрованные послания. Например, Пье-де-пуль означал нейтралитет. То есть, человек, облаченный в шерстяное полотно с ломаной клеткой, не принадлежал и не поддерживал определенный клан, а значит, был в относительной безопасности.
Идею рисунка «нейтральный код» взяли на вооружение политики и дипломаты, и в начале XIX века принт вошел в моду. Его рьяным поклонником стал сам принц Уэльский, носивший «гусиную лапку» в первой половине XX века.
На подиум шотландский узор вывела легендарная Коко Шанель. Но по-настоящему популярным пье-де-пуль сделал Кристиан Диор. В 1948 году кутюрье презентовал коллекцию Haute Couture, в которой несколько моделей были выполнены из ткани с ломаной клеткой. А через 10 лет знаменитый французский дизайнер обуви Роже Вивье создал для дома Christian Dior знаковые лодочки в мелкую черно-белую клетку.
Сегодня дизайнеры экспериментируют с подачей принта: меняют масштаб и даже оттенки, но сохраняют ДНК самого «нейтрального» узора из воинственной Шотландии.
Историческое первенство
Запутанная история модного узора дает основания и другим странам претендовать на свою роль в популяризации клетки. Так, французы считают, что ткань в клетку с переплетением белых и синих нитей появилась благодаря ткачам из городка Виши. Такая трехцветная клетка изначально использовалась для предметов домашнего обихода и обивки мебели, а уже потом клетчатые ткани перекочевали на одежду.
Спорить по этому поводу можно долго, но то, что прославили эту клетку на весь мир именно французы, неоспоримо. Клетка виши стремительно ворвалась в модную индустрию после того, как для знаменитой французской киноактрисы Бриджит Бардо сшили подвенечное платье из ткани с деликатной клеткой виши.
Кроме того, известным историческим фактом является то, что в Древнем Риме встречались клетчатые тоги. А во время археологических раскопок в Египте ученые обнаружили мумию, завернутую в клетчатый саван. Также у самураев Японии были кимоно из клетчатой ткани.
Но клетка клетке рознь, а самые популярные тартаны по-прежнему «принадлежат» Шотландии и считаются национальным достоянием. Кстати, популиризировать традиционный узор помогла королева Британии Виктория, которая обожала «все шотландское». В Европе интерес к активному узору начался вместе с легендарным Burberry, но это уже совсем другая история.
Сегодня тартан занимает одну из ведущих ролей в коллекциях мировых дизайнеров. В M.REASON знаковый узор украсил костюмы в английском стиле, комфортные платья-рубашки и брюки в деловом стиле. Всю коллекцию можно посмотреть на сайте M-REASON.RU.