Найти тему
Hello Move

Эмиграция с бизнесом в 2022 году: возможно ли?

Оглавление

С начала марта Россию покинуло несколько сотен тысяч человек. Тема релокации из России в связи с событиями февраля 2022 года набирает популярность - с 1 по 31 марта поиск по слову «эмиграция» в «Яндексе» пользователи осуществляли более 309,7 тыс. раз, в начале февраля этот показатель был вдвое меньше. Интерес к эмиграции мы замечаем и по посещениям платформы Hello Move - спустя неделю после 24 февраля сайт посетило около 20 тыс. человек, до этого посещений было 5 тыс. в месяц. IT-компании релоцируют своих сотрудников в страны ближнего зарубежья или Южной Америки, кто-то спешит переехать по фриланс-визе, некоторые ищут варианты эмиграции с бизнесом.

О том, по какой программе можно с бизнесом на стадии MVP и в какие страны, расскажут основатели миграционной платформы Hello Move, Наталья Семина и Юрий Виленский.

Стартап на чемоданах

Во всем мире около 26 стран предоставляют возможность переехать и получить ВНЖ для стартапа. Для этого необходимо наличие идеи стартапа или прототипа будущего продукта и бизнес-план. В зависимости от условий программы в конкретной стране срок действия вида на жительство варьируется от 1 года до 5 лет, в этот период можно легально жить в стране и вести свой бизнес, делая вклад в экономику страны. После определенного срока проживания в стране можно претендовать на ПМЖ и гражданство.

Весь процесс состоит из нескольких этапов:

  • Заявитель подготавливает необходимые документы, в том числе и бизнес-план, и направляет их в специализированный орган (у всех стран он разный), через сайт или электронную почту.;
  • Срок рассмотрения документов — от 15 дней до месяца и более;
  • В случае положительного решения будущий эмигрант с полученным одобрением его проекта обращается в консульство за въездной визой. Далее приезжает в страну и получает ВНЖ в ближайшей миграционной службе.

У меня был план и я его придерживался

Основной пункт в пакете документов для получения ВНЖ стартапера - бизнес-план. Требования к нему одинаковые - описанная в нем бизнес-модель должна быть масштабируемой, реализуемой на практике, а сам проект быть инновационным. Шансы на одобрение проекта повышаются, если создавать проект в одном из востребованных направлений в Европе. На данный момент такими являются сферы MedTech, FinTech, DeepTech, IT, Sustainability (экология), а также аграрная отрасль.

Бизнес должен решать социальные, экологические или экономические проблемы государства. И именно то, как проект будет решать эти проблемы и что нового он принесет в страну должно быть описано в бизнес-плане:

  • Обоснование новизны проекта для рынка страны;
  • Описание инновационности проекта - это могут быть новые подходы к ведению бизнеса, переосмысление отрасли и т.д;
  • Перечень социальных проблем, которые проект будет решать и пояснение, как он их будет решать;
  • Прогнозы по выручке и расширению штата, план развития на ближайшие годы;
  • Размер привлеченных инвестиций или сумма собственных вложений в проект.

Также к бизнес-плану необходимо составить резюме заявителя с краткой биографией, описанием заслуг и скиллов.

Так куда же подавать документы? В нынешних условиях при выборе страны для переезда стоит отталкиваться от стабильности работы программы ВНЖ для стартапа. Ниже расскажем про страны, в которых эта программа работает без перебоев, а заявления россиян на визу и ВНЖ рассматриваются.

Великобритания

Для великобританской программы не нужно показывать первичные вложения в проект, достаточно просто предоставить выписку со счета о наличии средств в размере £1270 неснижаемого остатка за 3 месяца до подачи документов. Также необходимо иметь “на руках” сертификат IELTS, подтверждающий знания английского языка на уровне B2 или выше. Стартап ВНЖ в Англии действует 2 года, с возможностью продления еще на 3 года по визе для владельцев бизнеса.

Фото автора Shahbaz Hussain Shah: Pexels
Фото автора Shahbaz Hussain Shah: Pexels

Важным документом для релокации с бизнесом в Англию является одобрение бизнес-плана одной из аккредитованной правительством организации - эндорсером. Эндорсерами являются бизнес-акселераторы, фонды и высшие учебные заведения. Подать заявление на рассмотрение бизнес-плана эндорсером можно на сайте миграционной службы Великобритании. Если эндорсеру понравится проект, то он выдаст документ со своим одобрением, который с остальными бумагами необходимо подать в консульство вместе с заявлением на визу и ВНЖ. Сотрудничество с эндорсером осуществляется на коммерческой основе. Зачастую ставят своим условием для сотрудничества долю в бизнесе в размере 5-10%, либо фиксированный взнос в размере £2000-5000 за свои услуги.

Документы:

  • Загранпаспорт;
  • Внутренний паспорт и справка о несудимости;
  • Подтвержденное место жительства в Великобритании;
  • Медицинская страховка;
  • Отрицательные результаты теста на туберкулез;
  • Биометрия;
  • Одобрение проекта эндорсером.

Португалия

Около 40% клиентов нашей платформы рассматривают именно эту теплую страну для релокации со стартапом. Популярность португальской программы обусловлена тем, что для одобрения ВНЖ не нужны личные вложения - необходимы деньги для обеспечения себя (около 9 тыс. евро на год). Вид на жительство в Португалии выдается на 2 года.

Фото автора Lisa Fotios: Pexels
Фото автора Lisa Fotios: Pexels

В Португалии есть тоже собственные “эндорсеры” - инкубаторы, чье одобрение необходимо получить перед тем, как подавать документы на визу. Для этого бизнес-план необходимо загрузить на сайт Агентства конкурентоспособности и инноваций Португалии. Там зарегистрировано около 40 инкубаторов, которые отмечают наиболее интересные проекты. Если инкубатор считает проект перспективным, он ставит бизнес-плану на платформе своеобразный «лайк». Далее проект начинают рассматривать эксперты Агентства конкурентоспособности и инноваций, которые дают окончательно одобрение. После того как проект одобрен, эмигрант получает письмо от Агентства в личный кабинет и в течении 40 дней заключает договор с одним из инкубаторов. Получив одобрение заявитель, вместе с остальными документами, отправляет его в консульство для получения визы.

Документы:

  • Загранпаспорт;
  • Внутренний паспорт;
  • Справка о несудимости;
  • Туристическая медицинская страховка на год;
  • Договор с инкубатором;
  • Договор аренды жилья Португалии сроком на 1 год.

Нидерланды

Программа для стартаперов в Нидерландах не требует от предпринимателей стартовых вложений в бизнес, достаточно масштабируемой и рабочей идеи и бизнес-плана по ней. Для получения визы придется подтвердить, что вам есть на что жить. Для этого на банковском счете должно быть не менее € 21 тыс. ВНЖ же по этой визе в Голландии выдается на 1 год с возможность продления еще на два года с помощью получения по упрощенной системе визы самозанятого предпринимателя.

Фото автора Vlada Karpovich: Pexels
Фото автора Vlada Karpovich: Pexels

Для того, чтобы подать документы на визу потребуется договор с фасилитатором. Фасилитаторами являются аккредитованные правительством компании, которые выступают в роли наставника для начинающего иностранного предпринимателя в Нидерландах. Заявителю самостоятельно необходимо связаться с фасилитатором (их список есть на сайте миграционной службы Нидерландов) и отправить ему на электронную почту информацию о проекте. После нескольких встреч для обсуждения бизнес-плана и положительного решения фасилитатора помогать проекту, заключается договор (за это придется заплатить минимум €700). Далее заявитель подает все документы в консульство Нидерландов в Москве для получения въездной визы и заполнения заявления на ВНЖ . После этого фасилитатор отправляет проект стартапера в местную миграционную на одобрение. Получив это одобрение, заявитель второй раз приходит в консульство и забирает визу.

Документы:

  • Загранпаспорт;
  • Внутренний паспорт и справка о несудимости;
  • Подтвержденное место жительства;
  • Медицинская страховка;
  • Отрицательные результаты теста на туберкулез;
  • Договор с фасилитатором.

Сингапур

ВНЖ для стартапов в Сингапуре создан для серийных предпринимателей, новаторов и инвесторов, которые хотят вести в Сингапуре бизнес либо основанный на венчурном капитале либо предлагает стране инновационные и технологичные решения. Страна заинтересована в технологических компаниях, которые создадут новые рабочие места.

Фото автора Alesia Kozik: Pexels
Фото автора Alesia Kozik: Pexels

Чтобы подать заявку на получение Entrepreneur Pass, или кратко EntrePass заявитель должен быть старше 21 года и иметь в собственности не менее 30% от компании зарегистрированной в Сингапуре. Начальный капитал компании должен составлять не менее $50 тыс. Сам проект должен быть зарегистрирован в форме закрытого акционерного общества, а также обладать спонсором в виду зарегистрированной в Сингапуре компании, или иметь поручительство сингапурского банка на сумму $3,000.

Проект заявителя должен соответствовать одному из ряда требований:

1. Привлечено финансирование от инвесторов, включая государственные инвестиционные компании, венчурных капиталистов, корпораций, семейных офисов и бизнес-ангелов.

2. Разработаны, произведены или коммерциализированы технические продукты, услуги или платформы.

3. Зарегистрированы патенты в утвержденном национальном учреждении ИС.

4. Налажено сотрудничество с научно-исследовательским институтом.

Предприниматель должен документально подтвердить, что он соответствует хотя бы одному требованию из списка.

Для того, чтобы получить визу необходимо заполнить анкету на сайте Министерства трудовых ресурсов. Срок ее одобрения в среднем занимает 6-8 недель. Если бизнес-проект будет одобрен, то следующим шагом является прибытие в страну по туристической визе, где необходимо уже зарегистрировать свою компанию. После этого уже можно подать документы на эмиграцию и получить ВНЖ. Общая сумма после подачи всех заявлений получается в районе $1100.

Чек лист для переезда по стартап-визе:

Объективно оценивать бизнес-план. Важно понимать, что не любая идея для бизнеса - это стартап. Проект должен быть направлен на решение конкретной проблемы, а для ее решения использовать новые подходы.

Учитывать особенности аудитории проекта. Перед тем, как начать писать бизнес-план стоит изучить проблемы страны и спрос на конкретные проекты, в которой хотелось бы развивать бизнес, а не ориентироваться на опыт и потребности соотечественников.

Рассматривать несколько стран для переезда. Может случиться так, что вы выберете страну, а потом по каким-то причинам не сможете в нее переехать, либо же не сможете в ней осесть. Это не проблема, если заранее продумаете запасные варианты. Создайте свою индивидуальную стратегию переезда с учетом всех негативных факторов.

Обращаться к специалистам. Релокация в другую страну - это всегда большой стресс, который начинается уже при подготовке кучи документов, меняющихся в моменте в условиях нестабильной ситуации в мире. Даже консульство не всегда владеет актуальной информацией по визовым программам. Поэтому чтобы сделать переезд менее травматичным стоит обратиться за помощью к экспертам по миграции.