Однажды слушал интервью топ менеджера компании TNS GALLUP - MEDIA , о том ,как подсчитывается рейтинг тех или иных программ или передач. Я никогда этим не интересовался , но тут получил много интересной информации. Эта организация монополист в сфере подсчёта рейтинговых данных в России. Они занимаются измерением во всех областях СМИ : телевещание, радиовещание , интернет, журналы, газеты. Полученные сведения являются единственными, признающимися официально . Вот так . Все остальные ребята , которые дурят нам головы разными рейтингами , просто блефуют. Оказывается подсчёт действительно ведётся и несколькими способами . Есть телефонные опросы , когда обзванивают абонентов , задают определённые вопросы и получают ответы на эту своеобразную анкету. Есть дневники телезрителя , который, определённый человек в течении дня заполняет и указывает : какие программы смотрел , в какое время , длительность просмотра и т. д.А есть специальные приборы , пиплметры, которые устанавливаются в телевизор и автоматически включаются, когда включается телевизор и передают сведения о всех просмотрах в центр , куда стекается информация с этих приборов .
Компания определяет людей ,которым установят эти приборы , получает их согласие и процесс пошёл. Надо сказать , что этот топ менеджер, достаточно толково и доступно объяснил схему исследования и всю эту рейтинговую ситуацию. Но я решил дальше покопаться в этом вопросе и выяснилось, что этот товарищ кое о чём умолчал .Например о том, что на 2021 год было установлено всего около 5400 пиплметров с охватом 13500 человек , телефонный опрос охватывает порядка 14000 человек , по дневникам телезрителя информации не нашёл ,но думаю примерно столько же ... и получается , что на информации 40 тысяч человек, строится рейтинг для 140 миллионного населения , ну пусть не все смотрят телевизор , но даже для 50 миллионов , это очень мизерные основания для официальной оценки. И я задаю себе вопрос : А можно ли верить такому рейтингу? Надо добавить ,что люди которые участвуют в этих исследованиях , это люди пенсионного возраста, потому что ,чтоб получать информацию и следить за ситуацией ,надо быть постоянно дома , вести дневник, отвечать на обзвоны и т. д. Поэтому , даже полученная от них информация , это информация людей одной возрастной категории . Кроме того не учитываются и не просчитываются сельские поселения и маленькие города , потому что исследования идут в населенных пунктах , с населением от 100 тысяч и более. Часть людей смотрит ТВ по интернету, часть на работе , а другая и вовсе включает его для фона . А нам предлагают верить организации " Гэллап", потому что других просто нет.. Зачем "Гэллап" это делает? Для выгоды . Рейтинг ныне - это своеобразная телевизионная валюта, тесно связанная с рекламой и интересная, в первую очередь , для рекламодателя. Когда наше телевидение в конце 80 годов отошло от бюджетного финансирования , начал прогрессировать коммерческий бизнес, появились предложения рекламодателей и когда их стало много началась борьба за рекламное пространство. Возникла необходимость в рейтинге медиапространства и первыми пришли к нам компания Mediametrie International ( Франция) и исследовательский институт Gallup ( Великобритания) , создавший российское отделение Russian Research. Вот так всё начиналось ...Теперь рекламодатели прочно захватили власть , именно они теперь определяют стратегию развития нашего ТВ. Вот началась специальная военная операция в Украине и военная тема стала очень актуальна - интересуется каждый второй ,если не первый. И тут же возникает огромное количество политических шоу , затрагивающих эту тему. Как бы хорошо я не относился к решению президента о начале специальной военной операции, как бы не переживал за наших солдат , но во всём должна быть мера , в противном случае хорошее может превратиться в отторжение. Канал Россия в своём информационном порыве перещеголял всех. Программа "60 минут" вещает не час , а 5 часов, в течении дня, программа " Кто против " 2 часа, Владимиру Соловьеву дали аж 3 часа с лишком и это не считая программы "Вести" - 2 с половиной часа в течении дня. Таким образом нас 12 часов кормят одной и той же темой , на ум приходит пословица: Заставь дурачка богу молиться, он и лоб расшибёт. Где здесь мнение телезрителя , для которых и задумывалось телевидение ? А нас там вообще нет ...есть продаваемый эфир ,есть рекламщики , есть рейтинги , а нас нет...Как хорошо задумывался спортивный канал Матч ТВ. Поднять интерес к спорту в стране , подробное освещение мировых событий в спорте, лучшие мировые и европейские матчи... и как испоганили этот канал.Свои футбольные матчи закинули на платный канал , " кинув" таким образом пенсионеров ,инвалидов , среди которых немало футбольных болельщиков , но нет финансовых возможностей смотреть платный Матч Премьер , а учитывая наши расстояния, где -то просто не принимают эту частоту .А этих людей миллионов 20 наберётся . Почему , когда на нас вся Европа наложила санкции , федеральный канал "отстёгивает денежки" Германии, Франции, Италии, за показ матчей их чемпионатов и никто не даст гарантии, что эти деньги не работают против наших солдат. Хочешь глядеть импортный футбол , иди на платный , плати и гляди , а наш чемпионат логичнее вернуть на Матч ТВ и разговоры о рейтинге канала Матч Премьер , не более , чем просто разговоры , потому что оба они убыточны . Теперь на спортивном канале идут голливудские , паутиной покрытые фильмы , устраиваются ток- шоу, ну а что ждать от канала , которым руководят "комедианты". Попался мне отраслевой доклад о состоянии нашего телевидения от 2012 года . Вот что там написано : "Достаточно успешно развивался сегмент платного телевидения , отмечалась большая активность игроков в сделках по слиянию и поглощению, что свидетельствовало о сохранении привлекательности телевидения как бизнеса. С другой стороны , у российского телевидения появились и новые проблемы. Так, в содержании телевизионного эфира в 2011 году , вряд ли можно найти яркие творческие находки. " Вот как завернули , с одной стороны, для бизнеса привлекательно российское ТВ, а с другой стороны , ничего хорошего нет . Читаю дальше :" За год на экране не появилось ни одной телепередачи, которая вызвала бы широкий общественный интерес; рост аудитории происходил за счёт новых версий старых программ, сериалов и советского кино. Постоянная необходимость думать о прибыли , привлечении зрителей- и , как следствие , рекламодателей - заставляла телевизионных менеджеров отказываться от экспериментов , поиска новых выразительных форм и языка, что выражалось в низкой динамике количественного и качественного прироста аудитории." Что же делать ? Извечный вопрос...как у Гайдара: " И снаряды есть и винтовки есть, да бойцов мало... И деньги есть и рекламодатели и каналы, да нет талантливых и креативных руководителей Прошло десять лет с момента опубликования этого доклада , а что изменилось . Да ничего .... те же франшизы и никакого креатива . Беды всё те же , снова нет бойцов . Мне , обычному телезрителю думается так : Все ваши беды от того , что вы ,господа , забыли о главном - о зрителе ...а Вы нас спросите , что мы хотим и мы вам ответим . Может все вместе проблему и решим.