Найти тему
Музей техники

АВИАЦИОННЫЕ ОЧКИ И ЧАСЫ

Рассказ о двух важных предметах экипировки пилотов – очки и часы.

Очки-авиаторы, как можно догадаться из названия, появились по просьбе летчиков. В конце первой мировой войны самолеты взлетали все выше и выше, и глазам пилотов нужна была защита от ветра и яркого солнца. В 1937-м году в США состоялась «премьера» летных очков каплевидной формы. Их выпустила компания Bausch Lomb, и в честь новой модели зарегистрировавшая торговую марку Ray-Ban. В работе над очками авиаторами участвовал американский летчик Джон Маккриди. Каплевидный дизайн линз авиаторов объясняется возможностью как можно лучше защитить глаза от солнечного света, а изгиб дужки очков за ухом гарантировал, что они не свалятся в самый ответственный момент. Первое время эти очки были доступны только военным, примерно через год поступили в продажу.

Лейтенанты ВВС США Окли Дж. Келли и Джон А. Макриди
Лейтенанты ВВС США Окли Дж. Келли и Джон А. Макриди

Первые в мире часы с ремешком для ношения на запястье руки были созданы в 1810 году французским мастером швейцарского происхождения Абрахамом -Луи Бреге для королевы Неаполя Каролины Мюрат, сестры императора Наполеона.

 Абрахам-Луи Бреге
Абрахам-Луи Бреге

Разумеется, первые наручные часы не показывали точное время, более того, минутной и секундной стрелок у них не было вовсе и это было больше ювелирное украшение, чем часы. По мере развития технологии производства часовые механизмы совершенствовались. С 1713 года для уменьшения силы трения деталей, соприкасающихся между собой в часовых механизмах стали использовать рубины, с 1902 года их стали заменять искусственными в целях удешевления часов. Появилось понятие «калибр часов» - это размер, форма, наличие и расположение отдельных составляющих часового механизма. Точность хода часов приблизилась к идеальной и до начала XX века часы назывались карманные и носили их на цепочке в кармане жилетки хорошо обеспеченные люди.

Карманные часы
Карманные часы

Носить часы на руке стали, примерно 140 лет назад английские и немецкие офицеры и охотники. В журналах «Хроноскоп», «Часы», Mywatch и других, посвященных часам можно найти исторические статьи с фотографиями английских офицеров периода второй англо-афганской и англо-бурской войн 1880-х годов, у которых на запястье руки видны часы, необходимые офицерам для организации взаимодействия частей и подразделений. В армиях САСШ и Российской Империи офицеры были довольно консервативны, исключая летчиков, они дольше всех оставались верны старым добрым карманным часам. В российской императорской армии за достигнутые успехи было принято награждать солдат и офицеров часами, обычно это были карманные часы мануфактуры Павла Буре, бывшего до 1917 года официальным поставщиком императорского двора императора Николая II. В 20-х годах прошлого века народный комиссар по военным и морским делам (министр обороны в современных терминах) Лев Давидович Троцкий он же Лейба Давидович Бронштейн (1879-1940) перенес эту традицию в РККА.

 Лев Давидович Троцкий
Лев Давидович Троцкий

Для летчиков начала ХХ века часы были важной частью профессиональной экипировки поскольку давали возможность контролировать продолжительность полета. Во время Первой мировой войны в ювелирных мастерских на карманные часы стали припаивать дужки для крепления ремешка, что позволяло носить их на запястье руки. Летчики, моряки, офицеры сухопутных войск часто находились в экстремальных условиях и им требовались часы, способные выдержать многодневную жару или холод, песчаные бури и проливные дожди. Совершенно естественные для сегодняшнего дня идеи нанесения на цифры и стрелки часов состава, светящегося в темноте благодаря наличию Радия-228 в его составе, водонепроницаемость часов, решетка для защиты стекла, в то время ее называли «гриль для часов» и небьющееся стекло впервые появились на часах для летчиков и военных.

Часы пионеров авиации и военные наручные часы начала ХХ века являются желанной добычей для коллекционеров, в Западной Европе и Северной Америке для них проводятся специальные аукционы и сегодня это целый пласт культуры.

Швейцарская часовая мануфактура Omega стала выпускать наручные часы с 1902 года, ювелирный дом Louis Cartier с 1904 года, мануфактура Rolex Ганса Вилсфорда (Hans Wilsdorf) c 1905 года. Есть интересная история о часах для пилотов ювелирного дома «Картье»: в 1904 году Альберто Сантос Дюмон - француз бразильского происхождения, известный предприниматель, воздухоплаватель и авиатор, пользуясь своей дружбой с Луи Картье - внуком основателя знаменитой ювелирной фирмы «Дом Картье», сделал ему коммерческое предложение на изготовление партии наручных часов с большим ремешком, позволяющим пилотам носить часы поверх рукава теплой летной куртки. Луи дал этим часам название Santos de Cartier. 74 года спустя эта модель часов была выпушена второй раз лимитированной партией - 20 октября 1978 года «Дом Картье» представил публике модель Cartier Santos, почти в точности повторяющую оригинальную модель Santos de Cartier 1904 года. В часовой коллекции «Дома Картье» сегодняшнего дня есть две модели часов повторяющие дизайн часов «Картье» для пилотов начала ХХ века: спортивные Santos 100 и более элегантные Santos Dumont.

Альберто Сантос-Дюмон Бразильский изобретатель
Альберто Сантос-Дюмон Бразильский изобретатель

Позволю себе привести несколько примеров сотрудничества швейцарских часовых мануфактур с известными летчиками начала ХХ века:

LONGINES

Компания Longines имеет очень давнюю связь с авиацией. Американский летчик Чарльз Линдберг, первым совершивший трансатлантический перелет в одиночку, предложил компании Longines создать часы с возможностью определения географической долготы. Более того, он собственноручно набросал эскиз циферблата и безеля часов. Идея была реализована, и в 1931 году модель Hour Angle увидела свет. В последующие годы компания Longines не забывала одну из самых интересных своих разработок. В конце 1990-х годов появилась коллекция Lindbergh Spirit Hour Angle Watch, а в 2002 году компания выпустила партию в 75 экземпляров специальной модели Lindbergh 75th Anniversary Edition. Стальной корпус этих часов имеет диаметр 47,5 миллиметров, автоматический механизм с запасом хода 46 часов, циферблат и безель выполнены как и на первой модели с возможностью произвести расчет долготы своего местонахождения.

The Lindbergh Hour Angle Watch
The Lindbergh Hour Angle Watch

ZENITH

Французский авиатор, первым в мире перелетевший Ла-Манш - Луи Блерио стал столь же важным человеком для истории компании Zenith, как Сантос Дюмон для Cartier и Линдберг для Longines. Изобретатель, авиатор и предприниматель, он первый в 1909 году пересек Ла-Манш на самолете. С часами Zenith. Имея такую рекламу, фирма получила заказ на производство бортовых часов и альтиметров. В 2015 году компания выпустила посвящение человеку, оставившему след в ее истории, – модель Pilot Type 20 Tribute to Louis Blériot. Уникальная модель диаметром 60 миллиметров с циферблатом из метеорита, найденного на границе Швеции и Финляндии. Лимитированная серия из 5 экземпляров с часовым калибром 5011К. Для повседневной жизни гораздо более удобна модель - Pilot Type 20 Extra Special, выпущенные в линейке Heritage, в стальном или бронзовом корпусе диаметром 45 миллиметров - классические пилотские часы с черным циферблатом, крупными арабскими цифрами.

-8

-9

ORIS

В 2018 году компания Oris отметила 80-летие выпуска своих первых часов для пилотов. Модель Big Crown Pointer Date увидела свет в 1938 году. Она имела указатель даты с помощью отдельной центральной стрелки. Эта модель существует в сегодняшней коллекции компании. Среди моделей пилотских часов компании Oris есть модель с альтиметром, или измерителем высоты относительно уровня моря, почти все модели имеют очень крупную заводную головку, позволяющую заводить часы не снимая перчаток.

Модель Big Crown Pointer Date
Модель Big Crown Pointer Date

Модель Big Crown Pointer Date
Модель Big Crown Pointer Date

IWC

Компания IWC стала одним из пяти поставщиков (и единственным швейцарским среди них) созданных по заказу Имперского министерства авиации Германии огромных 55-миллиметровых «часов наблюдателя» (или Beobachtungs-Uhr). Крупные часовые и минутные метки, антимагнитная защита, надежный механизм. Специально для этой модели IWC использовали свой классический «карманный» калибр 52 (он был представлен еще в 1888 году. В 2002 году на Международном салоне высокого часового искусства в Женеве произошла реинкарнация модели военных лет. Компания представила модель Big Pilot’s в корпусе диаметром 46,2 миллиметра на новом калибре 5011 с 7-дневным запасом хода, центральной секундой и указателем даты на шестичасовой отметке. За прошедшие 15 лет модель дважды претерпевала изменения своего внешнего вида, были выпущены десятки лимитированных серий. Эта модель остается одним из образцов классических пилотских часов.

 Big Pilot’s
Big Pilot’s

BREITLING

Компания Breitling вошла в мир авиации в 30-е годы, начав производство высококачественных бортовых хронографов для установки в кабинах самолетов, заказчиком стали Королевские военно-воздушные силы, использовавшие их на своих самолетах во время Второй мировой войны. В 1952 году компания Breitling запустила наручные пилотские часы - модель Navitimer - хронограф с круглой логарифмической линейкой, предназначенной для выполнения навигационных расчетов. Эта модель выпускается и сегодня.

Mодель Navitimer
Mодель Navitimer

Однако, первым прибором, появившимся в кабине пилота, был статоскоп, или если проще - барометр - анероид. То есть простой барометр, который вместо шкалы атмосферного давления имел шкалу, отградуированную по высоте. После воздушных шаров, дирижаблей и аэростатов, прибор перекочевал в кабины первых аэропланов.

Барометр - анероид
Барометр - анероид

Кроме летных очков, часов во время Первой мировой войны впервые стали использоваться или получили широкое распространение такие изобретения как: колючая проволока, использовавшаяся фермерами в Северной Америке, застежка-молния изобретенная американским инженером Гидеоном Сундбеком.

 Гидеон Сундбэк  Американский инженер.
Гидеон Сундбэк Американский инженер.

Переливание крови раненным с 1917 года, вата из хлопка, для обработки ран стала испольоваться с 1914 года, бронепоезда, впервые появившиеся у англичан во время англо-бурских войн начала ХХ века. Чай в пакетиках для быстрой и удобной заварки в кружке или котелке первой в мире стала поставлять в армию дрезденская фирма Teekanne, в 1916-1918 года в Германии были проблемы с продуктами питания и мер города Кельн Конрад Аденауэр (в последствии первый канцлер истории ФРГ 1949-1963) предложил выпускать сосиски с соей вместо мяса.

Конрад Аденауэр- Немецкий государственный и политический деятель, первый федеральный канцлер Федеративной Республики Германия .
Конрад Аденауэр- Немецкий государственный и политический деятель, первый федеральный канцлер Федеративной Республики Германия .