Американский институт киноискусства (англ. The American Film Institute) — независимая некоммерческая организация, созданная Национальным фондом искусств и учреждённая в 1967 году, когда президент США Линдон Джонсон подписал закон о Национальном фонде искусств и гуманитарных наук.
10. Лицо со шрамом (Scarface)
Американский художественный фильм 1983 года режиссёра Брайана Де Пальмы. Фильм был выпущен компанией Universal Pictures.
Ремейк фильма 1932 года Говарда Хоукса с Полом Муни в главной роли с учётом современных реалий. Вместе со своими политическими противниками Фидель Кастро изгнал с Кубы преступников и наркоманов, которые прибыли в США.
В центре сюжета — амбициозный уголовник Тони Монтана (Аль Пачино), осевший в Майами, позже сделавший головокружительную карьеру торговлей наркотиками на новой родине.
Поначалу получивший разгромные отзывы от критиков, современными киноведами «Лицо со шрамом» расценивается как один из величайших гангстерских кинофильмов в истории.
9. Маленький Цезарь (Little Caesar)
Первый звуковой гангстерский фильм в истории, поставленный Мервином Лероем по одноимённому роману У. Р. Бёрнетта. Премьера состоялась 9 января 1931 г. Заглавную роль исполнил Эдвард Г. Робинсон. Номинант на премию «Оскар» за «Лучший адаптированный сценарий» (Фрэнсис Эдвард Фараго, Роберт Н. Ли). Фильм был выпущен компанией Warner Brothers.
Маленький Цезарь — один из трёх знаковых фильмов (наряду с «Врагом общества» и «Лицом со шрамом»), которыми Голливуд откликнулся на разгул преступности в годы Великой депрессии.
В 2000 году включён в Национальный реестр фильмов, обладая «культурным, историческим или эстетическим значением».
По версии Американского института кино картина занимает ряд мест:
24-е место списка мужчин 100 звёзд (Эдвард Г. Робинсон)
38-е место в списке злодеев списка 100 героев и злодеев (Цезарь Энрико Банделло)
73-е место в списке 100 киноцитат («Матерь милосердная, это конец Рико?»)
8. Враг общества (The Public Enemy)
Классическая чёрно-белая гангстерская драма Уильяма Уэллмана, экранизация неопубликованного произведения «Пиво и кровь» двух газетчиков - Джона Брайта и Кубека Гласмона, бывших свидетелями преступлений банды Аль Капоне, орудующей в Чикаго. Главные роли исполнили Джеймс Кэгни и Эдвард Вудс. Номинант на премию «Оскар» за "Лучший оригинальный сюжет". Фильм был выпущен компанией Warner Brothers в 1931.
Враг общества — один из фильмов своеобразной трилогии (наряду с «Лицом со шрамом» и «Маленьким Цезарем»), которыми Голливуд откликнулся на разгул преступности в годы Великой депрессии.
В 1998 году включён в Национальный реестр фильмов, обладая "культурным, историческим или эстетическим значением".
По версии Американского института кино картина занимает ряд мест:
8-е место списка мужчин 100 звёзд (Джеймс Кэгни)
42-е место в списке злодеев списка 100 героев и злодеев (Том Пауэрс)
7. Криминальное чтиво (Pulp Fiction)
Кинофильм режиссёра Квентина Тарантино. Сюжет фильма нелинеен, как и почти во всех остальных работах Тарантино. Этот приём стал чрезвычайно популярен, породив множество подражаний во второй половине 1990-х. Фильм был выпущен компанией Miramax Films в 1994.
В фильме рассказывается несколько историй, в которых показаны ограбление кафе, философские дискуссии двух гангстеров, спасение девушки от передозировки героином и боксёр, которого задели за живое. Название является отсылкой к популярным в середине XX века в США pulp-журналам. Именно в стиле таких журналов были оформлены афиши, а позднее саундтрек, видеокассеты и DVD с фильмом.
Фильм постоянно находится в первой десятке списка 250 лучших фильмов на сайте IMDb. Обладатель премии «Оскар», «BAFTA» и «Золотой глобус» в категории «Лучший оригинальный сценарий», «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1994 года и ещё более сорока кинематографических наград. Картина также имела большой успех у публики и считается важной вехой в истории кинематографа, давшей ощутимый толчок развитию независимого американского кино. В 2013 году внесён в Национальный реестр фильмов Соединённых Штатов Америки как имеющий культурное, историческое и эстетическое значение.
«Криминальное чтиво» считается шедевром Тарантино благодаря своему сценарию. За его саморефлексивность, нетрадиционную структуру и особенную стилизацию критики назвали фильм примером постмодернистского кино. Его часто считают культурным явлением, влияющим на кино и другие средства массовой информации, которые переняли элементы его стиля. Актерский состав также получил широкую похвалу, а Джексон получил особое признание. В 2008 году журнал Entertainment Weekly назвал его лучшим фильмом с 1983 года. Он входит в различные рейтинги величайших фильмов, когда-либо снятых. В 2013 году фильм «Криминальное чтиво» был отобран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре фильмов Соединенных Штатов как культурно, исторически или эстетически значимый.
6. Лицо со шрамом» (Scarface: The Shame Of The Nation — «Лицо со шрамом: Позор нации»)
Классическая американская чёрно-белая гангстерская драма, снятая незадолго до принятия кодекса Хейса и послужившая эталоном для последующих картин данного жанра. Сценарий Бена Хехта по одноимённому роману Армитэджа Трэйла. Продюсерами выступили режиссёр Говард Хоукс и предприниматель Говард Хьюз. Фильм был выпущен компанией United Artists в 1932.
Лицо со шрамом — один из обоймы фильмов (наряду с «Врагом общества» и «Маленьким Цезарем»), которыми Голливуд откликнулся на разгул преступности в годы Великой депрессии. Прототипом главного героя был знаменитый гангстер Аль Капоне.
В 1983 году Брайан Де Пальма поставил одноимённый ремейк фильма с Аль Пачино в главной роли.
В 1994 году лента занесена в Национальный реестр фильмов. По версии Американского института киноискусства Тони Камонте занимает 47-е место списка злодеев в 100 героев и злодеев, а фильм — 6-е место в списке «10 лучших гангстерских фильмов» в 10 фильмов из 10 жанров.
5. Бонни и Клайд (Bonnie and Clyde)
Американская криминальная драма режиссёра Артура Пенна. С неё зачастую начинают отсчёт современного этапа в истории американской кинопромышленности, получившего известность как Новый Голливуд («американская новая волна»). Фильм был выпущен компанией Warner Brothers в 1967.
Сюжет рассказывает об истории Бонни и Клайда — известных американских грабителей, действовавших во главе банды во времена Великой депрессии. На сценарий фильма, как и в целом на его художественные особенности, оказали влияние идеи французской новой волны. Соавторы сценария Роберт Бентон и Дэвид Ньюман были восхищены работами лидеров этого направления — Франсуа Трюффо и Жана-Люка Годара. Однако несмотря на предложение о сотрудничестве эти режиссёры по различным причинам отказались от проекта. В 1965 году в Париже в разговоре с актёром Уорреном Битти Трюффо заметил ему, что получил интересный сценарий о знаменитых бандитах, а также посоветовал ему обсудить будущий фильм с авторами сценария. Ньюмен и Бентон долгое время не могли найти кинематографистов, которые согласились бы поставить фильм, пока в это дело не вмешался Битти, решившийся приобрести на него права и стать продюсером. Долго искали режиссёра, и выбор в конце концов пал на Артура Пенна, который после некоторых сомнений согласился. Дорабатывать сценарий был привлечён Роберт Таун, что вызвало возражения со стороны Бентона и Ньюмана.
Заглавные роли исполнили Фэй Данауэй и Уоррен Битти, продюсер фильма. Премьера состоялась 4 августа 1967 года на Международном кинофестивале в Монреале. Он был враждебно встречен представителями традиционной критики, но восторженно их оппонентами. Важную роль в кампании по «реабилитации» фильма сыграла американский критик и журналистка Полин Кэйл, сумевшая убедить в своей правоте некоторых коллег. Первоначально фильм вышел в ограниченный прокат в США, так как руководство Warner Brothers не было уверено в его коммерческих перспективах. Однако под влиянием положительной критики и под нажимом Битти «Бонни и Клайд» был выпущен в широкий прокат став крупным кассовым успехом компании. Большие кассовые сборы продемонстрировали богатые возможности кинематографа, ориентированного на молодёжную аудиторию, сделав его привлекательным и для руководства крупных студий. Успех картины способствовал тому, что другие кинематографисты стали более смелыми в показе чувственных сцен и насилия в своих фильмах. Несмотря на то, что действие происходит во времена Великой депрессии фильм оказался очень актуальным, особенно для молодёжи, и в частности для хиппи. Образы героев оказались созвучны настроениям и общественным проблемам 1960-х годов.
4. Белая горячка (White Heat - «Белое каление»)
классическая чёрно-белая гангстерская драма Рауля Уолша с Джеймсом Кэгни в главной роли, основанная на одноимённом рассказе Вирджинии Келлогг. Номинант на премию «Оскар» за лучший литературный первоисточник. Фильм был выпущен компанией Warner Brothers в 1949.
В 2003 году включён в Национальный реестр фильмов, обладая "культурным, историческим или эстетическим значением".
По версии Американского института кино картина занимает ряд мест:
8-е место в списке мужчин 100 звёзд (Джеймс Кэгни)
26-е место в списке злодеев списка 100 героев и злодеев («Коди» Джаррет)
18-е место в списке 100 киноцитат («Я сделал это, ма! Я на вершине мира!»)
3. Крёстный отец 2 (The Godfather Part II)
Кинофильм режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы, снятый в 1974 году. Вторая часть гангстерской саги «Крёстный отец». Сценарий частично основан на сюжете книги III романа «Крёстный отец» Марио Пьюзо. Фильм был выпущен компанией Paramount Pictures.
Фильм получил премию «Оскар» за лучший фильм и широкое признание критиков, некоторые считают его превосходящим оригинал 1972 года. Фильм получил одиннадцать номинаций на «Оскар» (выиграв в шести категориях) и стал первым сиквелом, получившим награду за Лучший фильм, награду в категории Лучший режиссёр — Фрэнсис Форд Коппола, Лучший актёр второго плана — Роберт Де Ниро и Лучший адаптированный сценарий — Фрэнсис Форд Коппола и Марио Пьюзо. Аль Пачино получил награду BAFTA за лучшую мужскую роль и был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Этот фильм вместе с предыдущим остаются одними из лучших гангстерских фильмов. Сохранён в Национальной библиотеке Конгресса США в 1993 году, рассматриваясь как значимый культурно, исторически и эстетически. В 1997 году фильм занял 32-е место в списке величайших фильмов в истории американского кино по версии Американского института кино.
2. Славные парни (Goodfellas)
Американский художественный фильм, криминальная драма с элементами чёрной комедии режиссёра Мартина Скорсезе, премьера которого состоялась в 1990 году. Фильм основан на реальных событиях. Главные роли исполнили Роберт Де Ниро в образе Джимми Конвэя и Рэй Лиотта в образе Генри Хилла. Экранизация романа Николаса Пиледжи «Умник». Фильм был выпущен компанией Warner Brothers в 1990 году.
Картина вышла в мировой прокат в один год с долгожданным продолжением серии фильмов о доне Корлеоне «Крёстный отец 3», однако именно «Славные парни» надолго установили планку значительных гангстерских лент. Огромный успех фильма возродил интерес к мафии на два десятилетия вперёд.
По сей день «Славные парни» считаются одним из лучших фильмов Мартина Скорсезе, во многом благодаря множеству эталонных компонентов его режиссёрского стиля: монтажу Тельмы Скунмейкер, использованию популярной музыки, натуральной актёрской игре, и чрезмерно непристойному, но поэтическому языку, на котором разговаривают персонажи.
Лента стала обладательницей пяти наград премии BAFTA (включая категории «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучший адаптированный сценарий»), приза Московского международного кинофестиваля и премии «Оскар», которая была вручена Джо Пеши в категории «Лучшая мужская роль второго плана». Помимо одной выигранной статуэтки, фильм номинировался ещё на пять, в том числе в категории «Лучший фильм года».
Также фильм по состоянию на декабрь 2021 года занимает 17-е место в списке «250 лучших фильмов по версии IMDb».
1. Крёстный отец (The Godfather)
Эпическая гангстерская драма режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы. Экранизация одноимённого романа Марио Пьюзо, изданного в 1969 году. Фильм был выпущен компанией Paramount Pictures.
Слоган: «Предложение, от которого невозможно отказаться».
Главные роли Вито и Майкла Корлеоне исполняют Марлон Брандо и Аль Пачино, соответственно. Во второстепенных ролях снялись Джеймс Каан и Роберт Дюваль.
Считается величайшим гангстерским фильмом по мнению Американского института киноискусства и одним из лучших фильмов в истории кинематографа. Стабильно входит в первую пятёрку 250 лучших фильмов по версии веб-сайта IMDb (2-е место по состоянию на 12 января 2022 года).
На 45-й церемонии вручения наград Американской академии «Оскар» картина получила три премии: в категориях «Лучший фильм года», «Лучший адаптированный сценарий» Пьюзо и Копполы, в категории «Лучший актёр главной роли» за актёрское исполнение Марлона Брандо — и ещё 19 различных наград и 17 номинаций. Также занимает вторую строчку в списке лучших фильмов за всю историю американского кинематографа («100 лет… 100 фильмов (10-я юбилейная редакция)» (англ. AFI’s 100 Years… 100 Movies (10th Anniversary Edition)), изданного Американским институтом киноискусства), уступая лишь киноленте «Гражданин Кейн».
Съёмки фильма проходили в течение четырёх месяцев в середине 1971 года. Премьера состоялась в марте 1972 года (11 или 15 марта). При небольшом бюджете в 6 миллионов долларов фильм собрал в прокате 268,5 миллиона.
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал!