Найти тему

Самым струнным образом…

Оглавление

Последний апрельский день в Ижевске станет первым днем рождения Камерного оркестра Удмуртской филармонии

30 апреля в 17.00 в концертном зале Удмуртской филармонии состоится творческий дебют нового филармонического коллектива – Камерного оркестра под художественным руководством Сергея Емельянова. В дебютном выступлении ижевская камерата представит оригинальную программу, которую можно назвать увлекательным музыкальным путешествием по Северной Европе…

Новый шаг на пути к элитному эшелону

– Идея по созданию Камерного оркестра (иначе камераты – прим. авт.) давно витала в академическом музыкальном социуме в Ижевске, – директор Удмуртской филармонии Алексей Фомин обратился к предыстории вопроса. – Напомню, что несколько попыток образования камераты внутри Государственного симфонического оркестра республики были предприняты еще до его присоединения к нашей концертно-просветительской организации. Однако каждый раз эти попытки заканчивались неудачей. Теперь же когда у нас есть полноценный большой Госоркестр и филармонический Струнный квартет, когда мы наделены четким пониманием, что пределов творческому и профессиональному совершенствованию артистов существовать не должно, пришло время объявить о следующем шаге – о создании камерного коллектива…

По словам Алексея Юрьевича, основным движущим мотивом здесь явилось желание предоставить музыкантам возможность для удивительного и важного вида музицирования – игры в составе камерного ансамбля.

– Музыка – прежде всего, искусство звука, художественного отношения к нему, тонкого отношения к инструменту и именно камерная ансамблевая игра дает музыкантам импульс для развития сыгранности, повышения их профессиональных компетенций и личностных качеств, – убежденно заявил руководитель Удмуртской филармонии и прикоснулся к одной из острых проблем характерной для отечественного профессионального музыкального образования. – До недавнего времени наши консерватории готовили в основном солистов, а внимание оркестровой игре, игре в камерном ансамбле уделялось гораздо меньше. Но как раз игра в камерном жанре воспитывает в музыкантах то самое трепетное отношение к звучанию – не солирующему, а оркестровому, и затем приобретенные свойства из малых составов имеют все шансы преломляться на большой симфонический оркестр. В итоге артисты – как каждый в отдельности, так и все вместе, получают способность брать в репертуар и играть крупнейшие и сложнейшие полотна, исполнение которых служит индикатором хорошей творческой формы и подтверждает марочную принадлежность к российской музыкальной оркестровой элите. Ни для кого не секрет, что удмуртская «симфония» – это молодой коллектив, в котором средний возраст музыкантов не превышает 35 лет, и создание Струнного квартета, а теперь и Камераты демонстрирует наше неуклонное стремление вывести Государственный симфонический оркестр Удмуртии в этот элитный эшелон. Мы никогда не забываем о том, что работаем на родине Чайковского. Это большая честь, которая ко многому обязывает и поэтому для нас очень важно держать марку академического музыкального искусства на самом высоком уровне!

Визави скандинавского с британским

Помимо большого желания создать камерату организаторы должны были найти человека, который сумел бы не спасовать в сложной ситуации творческой многозадачности, закономерно возникающей перед новым ансамблем.

– Однако всех нас вдохновило то, что в лице народного артиста Республики Татарстан, известного российского скрипача Сергея Емельянова, мы нашли такого музыканта, к художническому мастерству и человеческим качествам которого я отношусь с большим уважением и трепетом, – заключил директор Удмуртской филармонии и предложил узнать подробности о программе непосредственно у худрука камераты.

– В предстоящий концерт мы возьмем очень красивую музыку, которая должна и обязана составлять репертуарный минимум для любого Камерного оркестра, – сказал Сергей Валентинович и хотел ограничиться этими общими словами.

Между тем, проявив настойчивость, филармонический журналист, вывел-таки собеседника на интересные монологические откровения.

– Получилось так что, либо на уровне подсознания, либо на рефлекторной реакции в программу нашего первого выступления вошли произведения композиторов, в чьем творчестве всегда чутко отзывались их увлечения и любовь к народной музыкальной культуре, – прежде всего Сергей Емельянов имел в виду Эдварда Грига и его сюиту «Из времен Хольберга», Яна Сибелиуса и его популярнейший «Грустный вальс», написанный к пьесе Арвида Ярнефельта с названием категоричным до вечности – «Смерть», а также датского творца Карла Нильсена и его первый по порядковому номеру опус «Маленькую сюиту для струнных». – Схожими эпитетами следует наградить и «Каприоль-сюиту», написанную английским композитором с валлийскими корнями Питером Уорлоком. Причем маленькую, но тонкую «штучку» Уорлока мы возьмем в качестве визави григовской сюите. Но это будет не противопоставление, а своеобразная встреча – скандинавского и английского музыкального языка, стилизованного под старину.

«Пропитка» с английским духом

Фактическими цитатами из эры Возрождения наполнена и «Фантазия на тему Томаса Таллиса». Эти фантазии – как оммаж музыканту, творившему в барочную эпоху, стали плодом воображения Ральфа Воан-Уильямса – еще одного известного композитора, органиста и дирижера из Туманного Альбиона.

– Более того, Воан-Уильямса можно назвать одним из основателей течения «Английский музыкальный Ренессанс», которое возникло на заре XX века, чьи приверженцы пытались придумать новый музыкальный язык, – рассказывает Сергей Емельянов. – Причем ученик Воан-Уильямса Майкл Типпет в поисках этого языка пошел намного дальше учителя и у меня есть мысль представить в недалеком будущем в столице Удмуртии его Фантазию на тему Корелли для двух камерных оркестров. И тогда после Типпета уже никто из любителей музыки не сможет сказать, что «Воан-Уильямс писал сложно и непонятно». Наоборот, все меломаны заметят, что «музыка Воан-Уильямса является воплощением простоты, света и гармонии», – улыбнулся худрук филармонической камераты и продолжил интригующую презентацию дебютного концерта. – «Фантазию на тему Томаса Таллиса» отличает необычность в подаче, форме и гармониях. Оркестр делится на две группы – на струнный квартет, и остальных музыкантов и они ведут разговор. Причем диалоги идут как внутри каждого «подразделения», так и в перекличках между ними. В эти музыкальные беседы Воан-Уильямс закладывал множество смыслов – разговоры индивидуумов и народа, а еще разговоры с небесами – с Богом. Это сочное и красочно звучащее произведение, сложное для исполнения и восприятия из-за непривычной мелодики и гармонического языка, но которое буквально «пропитано английским духом». Как с точки зрения пейзажности, так и по ментальности. Я бы даже подчеркнул, что в «Фантазии на тему Томаса Таллиса» слышно всё достоинство и величие Британии!

Мурашки по всему телу и синоним английской души

Эдуард Элгар
Эдуард Элгар

По замыслу Сергея Емельянова кульминацией апрельского дебютного выступления станет «Серенада для струнных» Эдуарда Элгара.

– Первоначально меня посещала идея сделать ядром концерта «Простую симфонию» или Вариации на тему Фрэнка Бриджа Бенджамина Бриттена. Но трезво оценив ограниченность времени для репетиций мы решили отложить эту музыку в будущее, – приоткрыл драматургический ход художественный руководитель камераты и возвратился к музыке Элгара – не только композитора, но Сэра и 1-го баронета – владельца наследуемого титула Британской империи. – И тут мне стоит оглянуться далеко назад, в начало 90-х годов, когда я играл в Казани в университетском камерном оркестре «Primavera». В те времена у нас в стране было абсолютно невозможно достать элгаровские партитуры. Но однажды к нам из Кэмбриджа приехала студентка-лингвистка, которая ко всему прочему играла на скрипке. Она попросилась помузицировать с нашим оркестром и в знак признательности привезла с собой кучу нот и партитур, включая сочинения Элгара. Тогда мы сыграли несколько программ английской музыки и около трех десятков лет в моей голове всё это «вертелось» едва ли не постоянно. И когда дирекция Удмуртской филармонии предоставила мне шанс взять под управление Камерный оркестр, я не преминул «вытащить» всю эту музыку на поверхность. Тем более, что все эти произведения для камераты из разряда «надо знать обязательно»! Для меня музыка Эдуарда Элгара – это синоним английской души. Он отнюдь не фольклорист, а живописец, который пишет музыкальным языком неповторимые английские картины. Причем по глубине, силе воздействия и трогательности я сравнил бы музыку Элгара с музыкой Петра Ильича Чайковского. Признаться, для меня в этой программе Элгар – самый интересный композитор. Говорю, а у самого мурашки разбегаются по всему телу, и я совершенно не понимаю, как можно не любить эту музыку, все эти фразы, смены гармонии, когда у каждого голоса есть свой темперамент и тембр. Это настоящее многоголосие, образное многолюдие и многообразие, когда каждый музыкант в этом оркестре-хоре хочет что-то сказать или спеть. И его слова не то что не возбраняются, а приветствуются. Кстати, Ральф Воан-Уильямс успешно продолжил эту традицию, начатую Элгаром, за счет увеличения количества голосов и желающих высказаться. И обо все этом я тоже говорю музыкантам нашей камераты…

Уникальное собрание солистов-ансамблистов

– Как говорил и о том, что камерное музицирование всегда очень хорошо «прочищает уши», – Сергей Емельянов затронул тематику технологических целей для нескольких десятков музыкантов, собранных в компактный оркестр. – Все дело в том, что в камерном ансамбле каждого артиста должны касаться такие понятия как музыкальное мышление, чувство локтя, уровень понимания друг друга, тонкое чувствование и знание того, что происходит на сцене. Здесь ты не спрячешься за спинами коллег, как это порой может происходить в огромном симфоническом коллективе. Тут каждый музыкант на виду, каждый бывает на вес золота и каждый является солистом. Камерный оркестр – это уникальное собрание солистов, которые должны быть ансамблистами и где каждому надо по максимуму выдавать весь свой музыкантский потенциал! А еще мне отрадно осознавать, что несмотря на то, что практически по всему миру камерное музицирование «плохо продается в кассе» – из-за того, что тонкости и изыски исполняемой музыки понимают не все меломаны – руководство Удмуртской филармонии в главе с Алексеем Фоминым намеренно решилось на создание камерного оркестра. Потому что движимо идеей укрепления творческих, профессиональных и человеческих коммуникации внутри Государственного симфонического оркестра республики. При этом говоря о своих ощущениях, должен раскрыть полярность своих первых переживаний. После того, как мне поступило предложение взять на себя художественный патронат камераты, я сначала обрадовался, а затем, не скрою, испугался. Радостные чувства охватывали меня потому, что появилась уникальная возможность делать то, что тебе представляется интересным, захватывающим, уместным и влиять на репертуарную политику. А вот чувства испуга возникали оттого, что теперь впервые в своей музыкантской карьере мне придется официально руководить ансамблем, отвечать, и фактически быть начальником для большой группы музыкантов…

14 друзей и единственная жена Эдуарда Элгара

На финише этого репортажа филармонический журналист предпочел раскрыть для любителей музыки один творческий секрет Камерного оркестра. Исключительно для пользы дела и поддержки оркестрантов.

Предстоящий концерт не ограничится шестью произведениями, которые музыканты готовят к дебюту, если публика очень тепло встретит программу. Стоячие овации и крики «браво» «заставят» артистов оркестра исполнить еще два сочинения Эдуарда Элгара.

Как удалось разузнать, первой бисировкой окажется девятая по счету и потрясающая в своем богатстве мелодии вариация «Адажио». Или «Нимрод» в честь библейского царя, строившего Вавилонскую башню, а в данном контексте как портрет друга Элгара – А. Дж. Джаггера, работавшего в лондонском музыкальном издательстве Novello.

Известные элгаровские «Энигма-вариации» были посвящены 14 друзьям композитора и на титульном листе партитуры Сэр и 1-й баронет вывел: «to my friends pictured within – моим друзьям, изображенным здесь».

А вот вторым бисом станет другое посвящение. Уже не коллективное, а персональное. «Приветствие любви» (Salut d’Amour), которое Эдуард Элгар сделал своей единственной жене – Кэролайн Эллис Робертс.

– Несмотря на все наши волнения, пусть публика будет уверена в том, что, исполняя эту прекрасную музыку 30 апреля, все мы будем стараться изо всех сил! – заверил непритворно переживающий музыкант и художественный руководитель Камерного оркестра Удмуртской филармонии.

Текст: Александр Поскребышев