Немыслимое многообразие стилей китайского ушу, поднимает один очень интересный вопрос: сколько же их существует на самом деле? И какие из этих направлений, являются не самостоятельными стилями, а лишь красивыми легендами? Другими словами: как отличить подлинный стиль от псевдостиля?
Для целей настоящей статьи, под псевдостилем будет пониматься направление или школа китайских боевых искусств, не имеющая четкой структуры, единых технических критериев, признанных мастеров, и/или основанная лишь на фольклорных либо литературных источниках.
Только на первый взгляд кажется, что «не-стили» легко вычислить и классифицировать. Но на самом деле, все не так просто. Огромная территория Китая, его древняя история, взаимопроникновение и связь боевых искусств, а также обилие труднодоступных мест, делают эту задачу весьма сложной.
Вот некоторые направления, которые можно классифицировать, как псевдостили:
-малоизвестные и малочисленные «деревенские» стили;
-современные стили-новоделы;
-мифические, стили, о которых нет достоверных сведений;
-«киношные» стили;
-комплексы и формы, стремящиеся «дорасти» до полноценного стиля.
Иногда случается так, что псевдостиль имеет отношение сразу к нескольким группам признаков. Например, мифический стиль, превратившийся в киношный. Или известный комплекс упражнений, «раскрученный» до ранга отдельного стиля современным мастером. Рассмотрим подробнее эти направления.
Малоизвестные и малочисленные деревенские стили.
Маленькие (по китайским меркам) деревушки, расположенные в труднодоступных районах, часто имеют свои собственные, уникальные, стили. Которые когда-то были созданы в данной местности, и на протяжении многих поколений передаются от одного мастера к другому. Правда, зачастую оказывается, что, основатель данного стиля учился у кого-то мастера известного направления, затем – у другого, а потом просто соединил все, что сумел освоить. Вот и получается, что редкие «деревенские» стили, зачастую представляют собой лишь компиляцию известных школ.
Современные стили новоделы.
Проблема создания новых школ и стилей – одна из серьезнейших в боевых искусствах. Споры о целесообразности процесса бесконечного дробления и деления, не утихают по сей день. Иногда, создание нового направления вызвано объективными причинами, имеет под собой тщательно продуманные принципы, и мощный фундамент-основание. Но иногда - это лишь банальная попытка заработать денег и прославиться. Тут, как и в предыдущем случае, автор-реформатор соединяет воедино ранее изученные техники, и обставляет это умными фразами о «необходимости улучшить старые несовершенные техники», или же о накопленном огромном опыте, который просто необходимо воплотить в жизнь, облечь в новую форму.
Думаю, многие могут легко навскидку назвать 3-4 имени современных проходимцев, которые объявляют себя патриархами «древнейших секретных школ». Но сейчас мне не хочется заниматься разоблачениями и высмеиванием таких «гуру». Может быть, вернемся к этому позднее.
Мифические стили, о которых нет достоверных сведений.
Стили «пьяницы», «безумного человека», «феникса», «обезьяны», и прочей многочисленной сказочной фауны, часто существуют лишь в легендах – старых, либо современных, и кроме этого не имеют под собой ничего. Кто-то где-то что услышал, повторил за другим, развил мысль - и вот уже в интернете циркулируют «на сто процентов достоверные» сведения об очередном сказочном направлении.
Мифические стили часто имеют современные спортивные прототипы, не имеющие ничего общего ни с древностью, ни с подлинными боевыми искусствами.
«Киношные стили».
Одно лишь имя: Джеки Чан. Все, в принципе, на этом данный раздел можно закончить. Владение какими только стилями ему не приписывают. Тут и «стиль пьяницы», и «секретные шаолиньские техники», переданные в «строжайшей тайне» одним из монахов-бойцов, и, конечно же, «боевой стиль» от Пекинской оперы. Впрочем, сам Джеки честно говорит, что его боевое искусство – это сценический и постановочный кулачный бой, основанный на множестве разных эффектных стилей кунг-фу, щедро сдобренных акробатикой, и невозможный без прекрасной физической подготовки и многолетних упорных тренировок.
Помимо Джеки Чана, есть немало других азиатских (и не только) звезд, демонстрирующих на экране мастерское владение единоборствами. Известен, к примеру, таец Тони Джаа, про которого говорят, что он то ли мастер муай тай, то ли муай боран, а то и вовсе – классный паркурщик, освоивший базовую технику своих родных отечественных боевых искусств.
Комплексы и формы, стремящиеся «дорасти» до полноценного стиля.
Тоже интересное направление, вызывающее намало споров. Например, стиль леопарда (который недавно уже обсуждали здесь), больше известный, как одна из форм традиционного ушу. Однако, мне удалось найти немало школ, которые активно развивают это направление, именно, как самостоятельный стиль. Тоже самое встречается и с другими легендарными формами, которые некоторые энтузиасты пытаются превратить в самостоятельные стили.
Одним словом, псевдостилей ушу встречается довольно большое количество, и не всегда удается отличить их от подлинных. О том, надо ли это делать, и что такое подлинные стили, мы поговорим в следующий раз.