Пример радостный.
Событием в жизни Ярославля стала реставрация Спасо-Афанасиевского монастыря. В культурный оборот возвращен ценный ансамбль XVII века. Восстановлены Кирилло-Афанасьевская и Спасо-Пробоинская церкви, две колокольни, башенки монастырской ограды.
История обители тесно связана с бурными событиями Смутного времени. С апреля по июнь 1612 г. Ярославль являлся фактической столицей Государства Российского. Под началом гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского здесь заседал Совет всея земли, сюда стекались рати со всех русских городов, чеканилась собственная серебряная монета.
Во избавление православного воинства от моровой язвы и прочих напастей в городе решено было устроить крестный ход. Возглавил его некий протопоп Илья. Повинуясь гласу Божьему, он прихватил с собой икону Нерукотворного Спаса, доселе пребывавшую в небольшой часовне.
Обретенный Образ Господень вдруг явил чудеса многие: исцелял болящих и страждущих, вернул зрение слепцу-калике. И буквально на следующий день на месте часовни по благословению епископа была поставлена обыденная Спасо-Пробоинская церковь. «Обыденной» она называлась потому, что строилась в один день: утром срубили первые венцы, а вечером на главу водрузили крест.
По преданию, Спасо-Пробоинский храм посещали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Они молились перед образом Нерукотворного Спаса о даровании победы над польскими интервентами.
А в 1615 году здесь был учрежден небольшой монастырь во имя Кирилла и Афанасия Александрийских, истовых борцов за православную веру.
Первой каменной монастырской постройкой стала церковь во имя Кирилла и Афанасия (1664 г). Небольшой одноглавый храм отличается предельной ясностью и чистотой форм. Возвышенный четверик окружен соразмерными объемами абсид и притвора, чем напоминает плывущий кораблик. Стены оживляют тонко очерченные арочные окна.
Когда-то вход в церковь украшали великолепные монохромные изразцы. Часть из них воссоздана реставраторами.
В ходе работ восстановлена нарядная колокольня начала 19 в.
Обрел свои изначальные формы и Спасо-Пробоинский храм (1696-1707), также увенчанный колокольней
В честь героических событий российской истории в монастыре 4 ноября 2019 года - в День народного единства - был открыт памятник Минину и Пожарскому. Автором его является народный художник России Николай Александрович Мухин.
Замысел монумента «читается» с первого взгляда - рука Минина патетически воздета вверх: «Постоим за Землю Русскую»! А меч, изъятый князем Пожарским из ножен, разяще остёр и отточен. Идущих в бой патриотов осеняет Святой Крест Господень с ликом Нерукотворного Спаса.
В 2020 г. указом Священного Синода утверждено новое название обители - Спасо-Афанасиевский мужской монастырь. Территория открыта для посещения, в обоих храмах можно поставить свечи.
Пример печальный
Далеко не столь радужно сложилась судьба другого уникального ярославского памятника XVII века – церкви Троицы Живоначальной (1679-1681) в селе Аристове - в 8 км от современной городской черты.
Церковь являлась усадебным храмом в вотчине Андрея Ивановича Чирикова, царского окольничего, опытного придворного, исполнявшего важные поручения и ответственные дипломатические миссии. Напомню, что чин окольничего был вторым по значимости «думным» титулом после боярина.
В частности, о Чирикове известно следующее:
- 1648 г., будучи стольником, отвозил грамоту от царя в Кирилло-Белозерский монастырь;
- в 1648–1651 гг. сопутствовал государю Алексею Михайловичу во время поездок в Подмосковные;
- в 1650 г. служил при столе в день приема грузинского царя Теймураза;
- в 1660 г. присутствовал при отпуске грузинского царевича Николая Давидовича;
- в 1669 г. пребывал при гробе царевича Симеона Алексеевича;
- в 1676 г. был пожалован комнатным стольником царя Феодора Алексеевича;
- в 1678 г. показан при боярине Иване Богдановиче Милославском в Новой Чети и в Белогородском полку;
- За службу 1683 г. «за Великим Государем в Троицко-Сергиевском монастыре, (получил) придачи 70 руб.».
- в 1686 г. после заключения «вечного мира» с Польшей в 1686 г. получил «́придачи» еще 70 руб.».
- в 1687 г. пожалован денежным окладом в 300 руб.
- умер в апреле 1689 г.
Род Чириковых вёл начало от Золотой Орды. Их предками были татарские мурзы, принявшие крещение, и верно служившие великим князьям Московским.
Очевидно, на склоне лет деятельность А.И. Чирикова была связана с Ярославлем. В 1685 г., согласно Писцовой книге, за ним числился двор в «Никольской сотне» - т.е. в центре города близ церкви Николы Надеина.
Троицкая церковь, построенная Чириковым в селе Аристово, поистине уникальна. Она не имеет прямых аналогов ни в ярославском, ни и в московском зодчестве. Бесстолпный пятиглавый храм, окруженный с двух сторон арочными галереями, очевидно, был увенчан ярусами кокошников.
Абсиды нижней (зимней) церкви вместе с алтарной частью верхнего (летнего) храма образуют выразительную «ступенчатую пирамиду».
На западную галерею ведет торжественная, почти «дворцовая», лестница. Оттуда открывается прекрасный вид на окрестности - с полями и лесами, с виднеющимся вдали Ярославлем.
В плане печальных утрат - удивила скорость, с какой храм превратился в руины. Ведь не далее, как в 1984 году профессор Н.С. Борисов в своей книге «Окрестности Ярославля» показывал его фото в довольно божеском виде – с сохранившимся куполами.
Со слов историка, на колокольне тогда висел большой колокол-благовестник с изумительно красивым малиновым звоном. А внутри помещалась белокаменная доска с храмозданной надписью.
Ныне Троицкая церковь находится в крайне плачевном состоянии. От «точки невозврата» её отделяют, разве что, чудом сохранившиеся своды. При том, нельзя сказать, что памятник пребывает в совершенном забвении. Его пытаются спасти ярославские волонтеры. Их усилиями очищен периметр храма, с кровли удалена древесная поросль.
Активно помогают им воспитанники воскресной школы «Пчёлки», действующей при одном из городских храмов. В подклете дети разместили трогательный плакатик с призывом о помощи. Но, конечно, сил и средств одного православного прихода недостаточно для проведения серьезной реставрации.
Меж тем, древний храм на высоком холме, видный за много вёрст, мог бы стать «звездой» оживленного туристического маршрута. Он, как и в прежние времена, царит над живописными окрестностями.
Несомненно, сюда потянулись бы люди, жаждущие взглянуть на это чудо. - Буквально в паре км от села пролегают дороги к раскрученному историко-культурному кластеру Вятское, некрасовской усадьбе Грешнево и замку Понизовкина.
Пока же впечатления от села схожи с притчей о «семи коровах тощих, съевших семь коров тучных». Государству стоило бы поторопиться с восстановлением уникального храма в Аристове. Тем более, что в Ярославле имеются мощные реставрационные структуры.
В конце концов, такие памятники служат духовными скрепами, о которых убеждённый «державник», граф Сергей Семёнович Уваров, писал: «История … образует граждан умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудия, воинов … опытных вельмож и твердых царей».