Найти в Дзене

Ярославское наследие XVII века. О двух примерах, радостном и печальном

Оглавление

Пример радостный.

Событием в жизни Ярославля стала реставрация Спасо-Афанасиевского монастыря. В культурный оборот возвращен ценный ансамбль XVII века. Восстановлены Кирилло-Афанасьевская и Спасо-Пробоинская церкви, две колокольни, башенки монастырской ограды.

Ансамбль Спасо-Афанасиевского монастыря после реставрации
Ансамбль Спасо-Афанасиевского монастыря после реставрации

История обители тесно связана с бурными событиями Смутного времени. С апреля по июнь 1612 г. Ярославль являлся фактической столицей Государства Российского. Под началом гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского здесь заседал Совет всея земли, сюда стекались рати со всех русских городов, чеканилась собственная серебряная монета.

Табличка у входа в монастырь
Табличка у входа в монастырь

Во избавление православного воинства от моровой язвы и прочих напастей в городе решено было устроить крестный ход. Возглавил его некий протопоп Илья. Повинуясь гласу Божьему, он прихватил с собой икону Нерукотворного Спаса, доселе пребывавшую в небольшой часовне.

Вид Спасо-Афанасиевского монастыря
Вид Спасо-Афанасиевского монастыря

Обретенный Образ Господень вдруг явил чудеса многие: исцелял болящих и страждущих, вернул зрение слепцу-калике. И буквально на следующий день на месте часовни по благословению епископа была поставлена обыденная Спасо-Пробоинская церковь. «Обыденной» она называлась потому, что строилась в один день: утром срубили первые венцы, а вечером на главу водрузили крест.

Вид монастыря в первой половине XVII века
Вид монастыря в первой половине XVII века

По преданию, Спасо-Пробоинский храм посещали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Они молились перед образом Нерукотворного Спаса о даровании победы над польскими интервентами.

Стела в виде книги со строками Писания на территории монастыря
Стела в виде книги со строками Писания на территории монастыря

А в 1615 году здесь был учрежден небольшой монастырь во имя Кирилла и Афанасия Александрийских, истовых борцов за православную веру.

Вид монастыря на литографии 19 в. https://yarwiki.ru/uploaded/d/d/dd80aaca6931c2e0d60157fb7bf8e894-1000.jpg
Вид монастыря на литографии 19 в. https://yarwiki.ru/uploaded/d/d/dd80aaca6931c2e0d60157fb7bf8e894-1000.jpg

Первой каменной монастырской постройкой стала церковь во имя Кирилла и Афанасия (1664 г). Небольшой одноглавый храм отличается предельной ясностью и чистотой форм. Возвышенный четверик окружен соразмерными объемами абсид и притвора, чем напоминает плывущий кораблик. Стены оживляют тонко очерченные арочные окна.

Церковь Кирилла и Афанасия (1664 г)
Церковь Кирилла и Афанасия (1664 г)
Охранная доска на церкви
Охранная доска на церкви

Когда-то вход в церковь украшали великолепные монохромные изразцы. Часть из них воссоздана реставраторами.

Изразцы в декоративном убранстве церкви Кирилла и Афанасия: «Зверь лютый», «Кентавр», «Самсон, раздирающий пасть льву»
Изразцы в декоративном убранстве церкви Кирилла и Афанасия: «Зверь лютый», «Кентавр», «Самсон, раздирающий пасть льву»

В ходе работ восстановлена нарядная колокольня начала 19 в.

Колокольня церкви Кирилла и Афанасия
Колокольня церкви Кирилла и Афанасия

Обрел свои изначальные формы и Спасо-Пробоинский храм (1696-1707), также увенчанный колокольней

Спасо-Пробоинская церковь (1696-1707)
Спасо-Пробоинская церковь (1696-1707)

В честь героических событий российской истории в монастыре 4 ноября 2019 года - в День народного единства - был открыт памятник Минину и Пожарскому. Автором его является народный художник России Николай Александрович Мухин.

Памятник Минину и Пожарскому в Спасо-Афанасиевском монастыре, 2019 г.
Памятник Минину и Пожарскому в Спасо-Афанасиевском монастыре, 2019 г.

Замысел монумента «читается» с первого взгляда - рука Минина патетически воздета вверх: «Постоим за Землю Русскую»! А меч, изъятый князем Пожарским из ножен, разяще остёр и отточен. Идущих в бой патриотов осеняет Святой Крест Господень с ликом Нерукотворного Спаса.

Мемориальная доска на памятнике
Мемориальная доска на памятнике

В 2020 г. указом Священного Синода утверждено новое название обители - Спасо-Афанасиевский мужской монастырь. Территория открыта для посещения, в обоих храмах можно поставить свечи.

Уголок Спасо-Афанасиевского монастыря
Уголок Спасо-Афанасиевского монастыря

Пример печальный

Далеко не столь радужно сложилась судьба другого уникального ярославского памятника XVII века – церкви Троицы Живоначальной (1679-1681) в селе Аристове - в 8 км от современной городской черты.

Церковь Троицы Живоначальной (1679-1681) в селе Аристове
Церковь Троицы Живоначальной (1679-1681) в селе Аристове

Церковь являлась усадебным храмом в вотчине Андрея Ивановича Чирикова, царского окольничего, опытного придворного, исполнявшего важные поручения и ответственные дипломатические миссии. Напомню, что чин окольничего был вторым по значимости «думным» титулом после боярина.

Фигурная церковная решетка
Фигурная церковная решетка

В частности, о Чирикове известно следующее:

- 1648 г., будучи стольником, отвозил грамоту от царя в Кирилло-Белозерский монастырь;

- в 1648–1651 гг. сопутствовал государю Алексею Михайловичу во время поездок в Подмосковные;

- в 1650 г. служил при столе в день приема грузинского царя Теймураза;

- в 1660 г. присутствовал при отпуске грузинского царевича Николая Давидовича;

- в 1669 г. пребывал при гробе царевича Симеона Алексеевича;

- в 1676 г. был пожалован комнатным стольником царя Феодора Алексеевича;

- в 1678 г. показан при боярине Иване Богдановиче Милославском в Новой Чети и в Белогородском полку;

- За службу 1683 г. «за Великим Государем в Троицко-Сергиевском монастыре, (получил) придачи 70 руб.».

- в 1686 г. после заключения «вечного мира» с Польшей в 1686 г. получил «́придачи» еще 70 руб.».

- в 1687 г. пожалован денежным окладом в 300 руб.

- умер в апреле 1689 г.

Столпы и своды нижней (зимней) церкви
Столпы и своды нижней (зимней) церкви

Род Чириковых вёл начало от Золотой Орды. Их предками были татарские мурзы, принявшие крещение, и верно служившие великим князьям Московским.

Очевидно, на склоне лет деятельность А.И. Чирикова была связана с Ярославлем. В 1685 г., согласно Писцовой книге, за ним числился двор в «Никольской сотне» - т.е. в центре города близ церкви Николы Надеина.

Интерьер верхнего (летнего) храма
Интерьер верхнего (летнего) храма

Троицкая церковь, построенная Чириковым в селе Аристово, поистине уникальна. Она не имеет прямых аналогов ни в ярославском, ни и в московском зодчестве. Бесстолпный пятиглавый храм, окруженный с двух сторон арочными галереями, очевидно, был увенчан ярусами кокошников.

Вид церкви Живоначальной Троицы в Аристове
Вид церкви Живоначальной Троицы в Аристове
Галерея церкви
Галерея церкви

Абсиды нижней (зимней) церкви вместе с алтарной частью верхнего (летнего) храма образуют выразительную «ступенчатую пирамиду».

Восточная часть Троицкой церкви
Восточная часть Троицкой церкви

На западную галерею ведет торжественная, почти «дворцовая», лестница. Оттуда открывается прекрасный вид на окрестности - с полями и лесами, с виднеющимся вдали Ярославлем.

Лестница Троицкой церкви
Лестница Троицкой церкви

В плане печальных утрат - удивила скорость, с какой храм превратился в руины. Ведь не далее, как в 1984 году профессор Н.С. Борисов в своей книге «Окрестности Ярославля» показывал его фото в довольно божеском виде – с сохранившимся куполами.

Со слов историка, на колокольне тогда висел большой колокол-благовестник с изумительно красивым малиновым звоном. А внутри помещалась белокаменная доска с храмозданной надписью.

Фото Троицкой церкви из книги Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля», М., «Искусство», 1984
Фото Троицкой церкви из книги Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля», М., «Искусство», 1984

Ныне Троицкая церковь находится в крайне плачевном состоянии. От «точки невозврата» её отделяют, разве что, чудом сохранившиеся своды. При том, нельзя сказать, что памятник пребывает в совершенном забвении. Его пытаются спасти ярославские волонтеры. Их усилиями очищен периметр храма, с кровли удалена древесная поросль.

Свод галереи Троицкой церкви
Свод галереи Троицкой церкви

Активно помогают им воспитанники воскресной школы «Пчёлки», действующей при одном из городских храмов. В подклете дети разместили трогательный плакатик с призывом о помощи. Но, конечно, сил и средств одного православного прихода недостаточно для проведения серьезной реставрации.

Плакаты с призывами учеников воскресной школы «Пчёлки»
Плакаты с призывами учеников воскресной школы «Пчёлки»

Меж тем, древний храм на высоком холме, видный за много вёрст, мог бы стать «звездой» оживленного туристического маршрута. Он, как и в прежние времена, царит над живописными окрестностями.

Троицкая церковь в Аристове на архивном фото https://sobory.ru/pic/06800/06812_20160407_175458.jpg
Троицкая церковь в Аристове на архивном фото https://sobory.ru/pic/06800/06812_20160407_175458.jpg

Несомненно, сюда потянулись бы люди, жаждущие взглянуть на это чудо. - Буквально в паре км от села пролегают дороги к раскрученному историко-культурному кластеру Вятское, некрасовской усадьбе Грешнево и замку Понизовкина.

Аристово на современной карте
Аристово на современной карте

Пока же впечатления от села схожи с притчей о «семи коровах тощих, съевших семь коров тучных». Государству стоило бы поторопиться с восстановлением уникального храма в Аристове. Тем более, что в Ярославле имеются мощные реставрационные структуры.

В конце концов, такие памятники служат духовными скрепами, о которых убеждённый «державник», граф Сергей Семёнович Уваров, писал: «История … образует граждан умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудия, воинов … опытных вельмож и твердых царей».

Пейзаж с полевой дорогой в окрестностях Аристова
Пейзаж с полевой дорогой в окрестностях Аристова