Danse Macabre (Пляска смерти) - это странная традиция, возникшая в период позднего Средневековья. Художники изображали людей, танцующих с разлагающимися трупами и скелетами, чтобы выразить свое восхищение смертью.
До 13 века средневековые художники Европы изображали смерть как нечто умиротворённое, полностью доверяя христианским заповедям и гарантии вечной жизни.
Однако смутные времена позднего Средневековья привели к новому отношению. Люди испытывали смешанные чувства страха и восхищения макабрическими сюжетами. В этом контексте художники изображали самые ужасные и болезненные образы скелетов и людей, танцующих с разлагающимися трупами, иногда изъеденными червями. Так появился новый способ изображения аллегории смерти: Danse Macabre. Но для начала немного предыстории.
Danse Macabre: смутное позднее Средневековье
Около 1300 года Европа достигла переломного момента. Феодальная система была в самом расцвете, мягкий климат предыдущих лет обеспечил обильные урожаи, а развитие средневековых городов и новых технологий обеспечило Европе период социального мира. Однако он длился недолго.
Население быстро росло. Потребовалось всего два столетия, чтобы население Англии выросло с 1 миллиона жителей в 1086 году до 6 или 7 миллионов в XIII веке. Такая же тенденция наблюдалась и в других странах Европы, и, по оценкам историков, в XIII веке на всем континенте проживало от 70 до 100 миллионов человек. Запасы продовольствия не успевали за растущим населением, и в XIV веке Европу опустошили несколько катастроф.
Голод, пандемии и насилие
В Средние века средняя продолжительность жизни была очень низкой - около 35-40 лет в 13 веке. В то время среди населения распространялись многочисленные неизлечимые инфекционные заболевания. Бедствия, обрушившиеся на Европу и другие части света в первой половине XIV века, были еще хуже; они оставили неизгладимый след на человечестве, породив общую атмосферу тревоги и обострив страх смерти.
Первым из великих бедствий, обрушившихся на Европу в период позднего Средневековья, был Великий голод 1315-1317 годов. Повторяющиеся неурожаи привели к голоду европейского населения, что привело к болезням, возобновлению насилия и множеству смертей.
Всего через поколение, начиная с 1346 года, несколько эпидемий чумы уничтожили огромную часть населения континента. Всего за пять-шесть лет "черная смерть" убила от 30% до 50% населения Европы, около 25 миллионов человек.
Кроме того, континент ослабила Столетняя война.
Сочетание перенаселенного континента, менее мягкой погоды в 14-м и 15-м веках и грандиозных катастроф привело к изменениям в обществе. Нехватка ресурсов означала усиление конкуренции. Постепенно пропасть между помещиками и крестьянами, богатыми и бедными углублялась.
Эти смутные времена повлияли на восприятие людьми смерти. Смерть могла наступить в любой момент. Груды тел оставляли гнить на улицах, потому что их было слишком много, чтобы хоронить, что, безусловно, тоже травмировало психику населения. Преобладающая повсюду мрачность была запечатлена в искусстве позднего Средневековья.
Memento Mori: новый способ изображения смерти
В этом контексте страха художники нашли новые способы изображения смерти. Концепция Memento Mori, от латинского выражения "помни, что ты должен умереть", стала широко использоваться в искусстве и архитектуре Средневековья. Позже она стала известна как Vanitas, жанр, характерный для живописи XVI и XVII веков. Memento Mori было также связано с двумя очень популярными средневековыми латинскими текстами, известными как Ars Moriendi, что означает "Искусство умирать", опубликованными в 1415 и 1450 годах. Оба текста объясняли, как правильно умереть, следуя христианским верованиям позднего Средневековья.
Как и другие средневековые иллюстрации, изображения Memento Mori служили средством просвещения для большей части неграмотного населения. Людям нужно было напоминать о тщетности и эфемерности их земной жизни, поэтому Memento Mori стало постоянной темой позднесредневекового искусства.
Сохранившиеся скульптурны 13 века часто имеют безмятежные лица и одеты в лучшие одежды, создавая общее впечатление покоя. Однако со второй половины 14 века художники стали создавать реалистичные гробницы; они изображали то, что происходило под землей. Эти памятники трупам изображали гниющую плоть или скелет покойного, часто завернутый в разлагающийся саван.
Danse Macabre, танец смерти
Многие скульпторы и живописцы следовали, уже сложившейся в средневековой литературе, драматургии и графическом искусстве: Danse Macabre. Французское слово "макабр" появилось во Франции в 1376 году в поэме "Respit de la Mort" Жана ле Февра. Danse Macabre, или Macchabaeorum Chorea на латыни, представляет собой апофеоз ужасающих изображений смерти в искусстве позднего средневековья, с разлагающимися телами и скелетами.
Первоначально появившись в литературе конца XIII века, Danse Macabre является аллегорией смерти. В нем изображен танец, в котором участвуют живые и мертвые, как богатые, так и бедные. Люди изображены в соответствии с их социальным статусом, от самого Папы Римского до детей и отшельников. Тема "Danse Macabre" - социальная сатира, разоблачающая человеческие пороки, и она быстро стала известна по всей Европе, особенно среди простых людей. Он показал, что богатые и бедные были равны перед лицом смерти, независимо от социального статуса.
Танцы, музыкальные инструменты, позы фигур, всё это наводит на мысль о хороводах. Однако вместо веселья живых заставляют танцевать с ужасными существами. Танец становится наказанием. Христианство часто рассматривало танцы как нечто опасное, напоминающее языческие ритуалы.
Еще одна диковинка позднего Средневековья, которая может быть связана с Danse Macabre, - печально известная "танцевальная чума". По всей Европе сотни людей страдали от странной болезни, которая заставляла их неистово танцевать группами в течение нескольких дней без остановки. Они представляли собой поистине дьявольскую сцену. Было ли это следствием эпилептического припадка или эпидемии галлюцинаций? Происхождение чумы до сих пор неясно.
Самый старый Danse Macabre на кладбище Святых Невинных
Согласно дневнику парижского буржуа, в 1424 году на кладбище Святых Невинных в Париже был нарисован Danse Macabre, что делает его первым известным изображением этой темы в Европе. Кладбище Святых Невинных было важным местом, расположенным в центре средневековой парижской жизни.
Джехан Орлеанский, художник Карла VI, короля Франции, предположительно написал эту сцену на стене, граничащей с одной из братских могил кладбища. Джехан изобразил делегатов королевской и религиозной власти танцующих среди скелетов и трупов.
Макабр парижского кладбища Святых Невинных был разрушен в 1669 году, чтобы освободить место для нового строительства. Однако макабрические фигуры получили широкое распространение благодаря парижскому печатнику по имени Гийо Маршан, который воспроизвел рисунки с кладбища. Кладбищенский "Danse Macabre", вероятно, стал моделью, которая вдохновила все остальные представления в Европе, положив начало тенденции макабризма.
Danse Macabre: повторяющаяся тема в истории искусства
Многочисленные сцены Danse Macabre можно найти на стенах церквей и монастырей, особенно во Франции и Северной Европе. В Германии, Англии, Швейцарии, Эстонии и Финляндии сохранились лучшие образцы произведений искусства в стиле Danse Macabre.
Печатные издания были излюбленным средством изображения предметов, связанных с Danse Macabre, поскольку это был наиболее эффективный способ распространения идей среди местного населения. Большинство этих хрупких документов сегодня исчезли. Также как и многие картины в стиле "Danse Macabre" на стенах церквей и кладбищ. Однако эта тема стала настолько популярной, что ее стали использовать и на других предметах религиозного и светского характера, в том числе на занавесках и металлических изделиях в церквях, драгоценностях, мебели и архитектурных элементах в частных домах. Danse Macabre был не только художественным направлением, он глубоко укоренился в жизни людей после позднего Средневековья.
Эта тема продолжала увлекать людей в XV и XVI веках. В 1526 году Ганс Гольбейн Младший создал серию ксилографий "Пляска смерти". Знаменитый Danse Macabre на кладбище доминиканского монастыря в Базеле, Швейцария, вдохновил его на создание сцен, показывающих смерть, поражающую людей, занимающихся повседневными делами.
Позже эта тема была вырвана из религиозного контекста, и художники использовали ее для критики идей своего времени и комментариев о политике. Например, "Danse Macabre" очень понравился художникам романтического движения. И хотя Пляска смерти прочно связана с контекстом, в котором она расцвела, она стал повторяющейся темой в истории искусства. После смуты позднего Средневековья смерть очаровывала людей и художников и аллегорически изображалась во множестве произведений искусства.
***
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь и ставьте лайк. Поддержите мой канал, используя форму ниже:
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство