Найти тему
diletant.media

Какими были герои картин Караваджо?

Оглавление

С той страстью, с которой Караваджо жил, он писал и свои картины. О человеке, который показал на полотне гнильцу жизни и истинные чувства.

Сюжет

Перед нами — сплав портрета и натюрморта. Юноша показан сразу же после укуса, лицо его искажено гримасой боли, одна рука вскинута от неожиданности. Кстати, есть гипотеза, что в форме кистей юноши таится особый смысл — якобы они выглядят так, как если бы он был художником и держал палитру, готовый начать работу.

Аллегорически картина может говорить о душевной боли от неразделённой любви. На это, кстати, намекает роза (символ Венеры) в волосах и сам образ саламандры, которая обозначала не только огонь, но и имела фаллические коннотации. Другая версия касательно содержания — мысль о быстротечности времени. А ренессансная традиция даёт аллегорию греха: мальчик тянется к запретным наслаждениям и получает возмездие в виде укуса ящерицы.

«Мальчик, укушенный ящерицей», 1594—1596. Микеланджело Караваджо. Источник: Национальная галерея, Лондон
«Мальчик, укушенный ящерицей», 1594—1596. Микеланджело Караваджо. Источник: Национальная галерея, Лондон

Это новое слово в живописи того времени, и реализм создан за счёт отдельных деталей, например нечищеных ногтей, искажённого лица, подвядшей розы.

У картины есть 2 варианта. Различить их, если вы не являетесь экспертом или преданным поклонником Караваджо, крайне непросто. Да и нужно ли? Оба произведения считаются подлинниками.

Контекст

В Италии в то время тон задавали фламандцы. Они любили писать дорого-богато: богемский хрусталь, вазы из муранского стекла, перламутровые раковины, златотканные материи — одним словом, лухари. Караваджо как неистовый бунтарь всё это оставил фламандцам, а сам выбрал обычные предметы, которые окружали человека в повседневности.

Его герои — люди из уличной толпы, кем, по сути, они и были. Не имея денег на профессиональных моделей, но при этом желая писать только с натуры, Караваджо использовал уличных ребят или мальчиков на побегушках.

Некоторые исследователи предполагают, что молодых людей связывали более близкие отношения. В качестве аргумента приводится символика картины «Музыканты» (1595): в центре — Марио Миннити, а рядом — Караваджо с рожком, а о любви между ними якобы говорит Амур с виноградом.

«Музыканты», ок. 1593−94 гг. Микеланджело Караваджо. Источник: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
«Музыканты», ок. 1593−94 гг. Микеланджело Караваджо. Источник: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Судьба художника

Современники описывали Караваджо как неотёсанного грубияна, который не заботился о собственном комфорте и достатке: мог спать на улице, ходить в рубище. Путешествия его не привлекали — если он и переезжал из города в город, то, как правило, это было бегство от ответственности за очередной разгул, драку или даже убийство.

Лишь к концу 16-го века к нему приходит какая-никакая популярность, некоторые картины он даже копирует. Впоследствии по имени художника будет назван стиль живописи — караваджизм. Его последователи стремились к подчёркнутой реалистичности: увядшие листья, подточенные червем фрукты, гнильца и грязь — всё это они также показывали на полотне.

Неожиданно в июле 1607 года Караваджо направляется на Мальту. За свои работы художник был удостоен звания кавалера мальтийского ордена, правда, без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином. Но даже на острове не обошлось без скандала: Караваджо попал в тюрьму и чудом сбежал.

Последние месяцы жизни Караваджо окутаны тайной. Известно, что 31 июля 1610-го в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.

Подробнее