В 2016 году в журнале «Индоевропейское языкознание и классическая филология» была опубликована статья Армена Петросяна «Миф об аргонавтах: индоевропейские параллели и история». Эту статью я сегодня в 7 часов утра скачал из интернета (сайт «Вконтакте») и сейчас с интересом буду читать. Присоединяйтесь к чтению этой работы.
Автор пишет, что в мифе об аргонавтах образы Айэта – царя Айа-Колхиды и его дочери Медеи сопоставимы с образами царя Яяти и его дочери Мадхави индийской и царя Эохайда и его дочери Медб ирландской мифологии, подробно изученными Жоржем Дюмезилем в контексте индоевропейской мифологии. «Айа, ‒ пишет автор, – страна, куда плывут аргонавты, очевидно, волшебное мифологическое царство, потусторонний блаженный мир, впоследствии отождествлённый с Колхидой. Древнейшая Колхида располагалась южнее современной, там, где в XIV ‒ XIII веках до н. э. располагалась страна Хайаса хеттских источников. Это даёт основание думать, что мифическая Айа была отождествлена с исторической Хайасой».
Ссылаясь на В. Г. Ардзинба, Армен Петросян отмечает, что этот миф созвучен с древним малозаийским культом руна и связанным с ним ритуалом. Там руно, которое хранилось в некоторых храмах, было посвящено ряду божеств, но оно почиталось не только как символ божества, но и как само божество. Во время одного из ритуалов руно вешали на вечнозелёное ритуальное дерево eia(n) «тис».
Далее мы читаем, что страна куда плыли аргонавты, в ранних источниках называется Айа, которая только в поздних источниках была отождествлена с Колхидой (Айа выступает также как название места на реке Фасис/Риони, а у поздних авторов как столица Колхиды). Страна представляется как мифическое, потустороннее царство. Аргонавты плывут в Айа/Колхиду за душой хозяина золоторунного барана – Фрикса. Деяния аргонавтов происходят «не в реальном пространстве […], а в своего рода четвёртом измерении или же в неком мифологическом гиперпространстве», а их корабль «Арго» сопоставим с кораблём, переселяющим души в потусторонний мир в мифах разных народов. Значит, Айа-Колхида в мифологическом контексте – место обитания душ, какое-то потустороннее царство. И золотое богатство этой страны – её признак «райского» потустороннего мира.
Далее автор статьи пишет, что царём страны был Айэт (Ээт), сын солнца, чью дочь, волшебницу Медею (Μήδεια, Mēdeia), предводитель аргонавтов Ясон забирает с собой в Грецию. Потом Медея возвращается и восстанавливает своего отца на троне, который был узурпирован братом отца Персом. В другом варианте начинает править сын Медеи от Ясона Мед/Медей (Μῆδος/ Μήδειος), великий царь, который захватил большую часть Азии. Имена из этого мифа могут символизировать народы Азии.
Так, Мед, как отмечает в примечании Армен Петросян, – эпоним Мидии, Айа сопоставим с самоназванием армян, а первопредок армян считался аргонавтом, именем сына Ясона и Медеи была названа Фессалия, Апсирт, сын Айэта, согласно некоторым учёным, олицетворяет «северокавказские племена» (ср. этноним абхазов apswa), Перс сравним с этнонимом персов, а Фрикс – фригийцев.
Весьма интересным является совпадение имени Айэта с именем царя Яяти (Yayāti) в эпосе «Махабхарата», сыновья которого от двух его жён становятся первопредками племён Индии и других стран (в том числе греков и других западных народов). Из-за проклятия своего тестя Яяти превращается в немощного старика, но один из сыновей соглашается отдать свою молодость ему. Яяти поднимается на небо, где в нескольких райских мирах живёт тысячелетия, потом из-за прегрешения оказывается сброшенным на землю, но благодаря достоинствам дочери и сыновей все они вместе поднимаются на небо.
«Одним из важных открытый индоевропейской мифологии, ‒ пишет Петросян, ‒ является сравнение мифа о Яяти и его дочери Мадхави с ирландским мифом о царе Эохайде и его дочери Медб». «Яяти, ‒ продолжает автор, ‒ который был вселенским властителем, «лучшим из царей», праотцом царей и народов, владетелем тысячелетней молодости и жителем небесных райских миров, сопоставим с властителем потустороннего царства, а в ирландской традиции Эохайдом назывался также бог потустороннего мира Дагда. Эти цари сравнимы с Айэтом, царем потустороннего мира Айа. Сопоставимы и образы их дочерей – Мадхави, Медб и Медеи».
Говоря о попытках объяснения имени Медеи, автор отмечает: 1) «были попытки объяснения имени Медеи на греческой почве, от индоевропейского корня *med-, греч. μήδομαι ‘мерить, думать, врачевать’»; 2) «возможно, что негреческое имя Медея, переосмысляясь под влиянием созвучных основ, породило соответствующие ассоциации»; 3) «если имя Медеи связана с Мадхави и Медб, оно должно иметь другое объяснение»; 4) «этимология имён Мадхави и Медб очевидна и связана с индоевропейским *medhu- ‘опьяняющий (медовый) напиток’»; 5) это «вполне приемлемо и для имени Медеи, которая пользовалась волшебными травами, усыпляя и отравляя соперников».
Вот что пишет автор статьи об этимологии имени Айэта: 1) «имя Айэта традиционно осмысляется как производное от названия Айа – ‘человек страны Айа’, ‘житель Айа’, притом Айа иногда интерпретируется просто как ‘земля’»; 2) «название страны Айа созвучно с греч. αἶα ‘земля’, с неясной этимологией, но, очевидно, ‘земля’ не может быть иноземным топонимом»; 3) «Айэт – сын солнца, и есть интерпретация Айа как ‘страна зари’, в этимологической связи с греч. ἠώς ‘заря’»; 4) «согласно другой версии, связь Айа с солнцем является хеттским наследием: Айа – имя месопотамской богини, жены бога солнца, почитаемой также у хеттов»; 5) «было обращено внимание на «совпадение» Айа с названием дерева эйа».
По мнению В. Н. Топорова, «и название страны Αἶα, и имя её царя (вероятно героя-жреца) Αἰήτης получили свое обозначение через наименование священного вечнозелёного дерева, выступавшего как образ вечной жизни («древо жизни»), бессмертия». Дерево эйа(н), отмечает он, имеет надёжную этимологию от индоевропейского *ei- /*oi». Этот корень обозначает разные деревья, объединяемые тем, что они «первые в своей зоне и в силу этого выступают как локальные варианты мирового дерева». В свете изложенного автором статьи данных представляется вероятной интерпретация страны Айа, по мнению автора, как блаженного потустороннего мира вечной молодости. «Таким образом, ‒ пишет Петросян, ‒ имя Айэта может означать ‘житель блаженной потусторонней страны’ вечной молодости, символизируемой деревом эйа(н) ‘тис’».
Как отмечает Армен Петросян, «имя Яяти в специальной литературе считается неясного происхождения, заимствованным из другого языка, или с сомнением связывается с корнем yat- ‘упорядочиваться, стараться’». Можно было бы попытаться найти объяснение имени Айэта (Яяти) в абхазском языке. Интересующее нас имя переводится с языка абхазов как «тот, кому дано рождение (возможность рождаться)».
В грузинской историографии, пишет Петросян, этот миф представляется как увертюра к истории Грузии. Действительно, отмечает автор статьи, есть свидетельства об историчности мифа Айа/Колхиды. Царь фасианов (племя, живущее недалеко от Колхиды), согласно Kсенофонту, был потомком Айэта. Страбон пишет, что в его время показывали город Айа на реке Фасис, и имя Айэт был распространён среди местных жителей, а согласно Агафию Схоласту, это имя носил историческая личность Лазики VI века н. э.
В наименовании «фасианов» и «Фасиса» невозможно, по моему мнению, не заметить основы «пс» (фс ‒ ҧс), являющегося одним из двух корней абхазского эндоэтнонима «апсуа», что обозначает абхаза, и «Апсны», что означает Абхазию.
«Обычай помещения бараньей шкуры на священном дереве, ‒ пишет Армен Петросян, ссылаясь на Гамкрелидзе, ‒ сохранился у местного западнокартвельского населения до поздних времён». «У сванов, живущих севернее Колхиды, ‒ продолжает учёный, ‒ был известен метод добычи золота с помощью бараньих шкур, что делал их воистину «золотыми». Но такие же обычаи бытовали и у абхазов.
Автор статьи отмечает, что «опыты картвельской интерпретации имён Колхиды не убедительны и слабы с точки зрения картвельского языкознания», и что «эти имена сравниваются с поздними грузинскими и древневосточными именами, без сопоставления с картвельскими корнями». Но распространённость западнокартвельского этнического элемента в регионе, начиная с древнейших времён, автор считает бесспорным.