Не мог пройти мимо новой инициативы по производству "каменной" бумаги в России. Экономист Алексей Елсуков предложил запустить производство бумаги из известняка. Соответствующий проект будет представлен на форуме «Сильные идеи для нового времени» летом текущего года.
Немного покопался в сети, чтобы побольше узнать о предмете.
Оказывается, сама идея и технология производства были представлены в Тайване в конце 90-х годов прошлого века. В производстве используются карбонат кальция (обычный мел) и нетоксичные полиолефины (продукты нефте- или газопереработки) в соотношении 80/20.
Что такое полиолефины: самый наглядный пример - обыкновенная пищевая плёнка.
Тут возникает вопрос о заявленной автором инициативы "экологичности и биоразлагаемости" каменной бумаги. Если входящий в состав мел как-то и разложится в природе, то пластик он и в бумаге пластик - 400 лет требуется на разложение в природных условиях. Отсюда сразу вырисовывается вопрос о вторичной переработке, для которой потребуются свои технологии и отдельное оборудование. А если учесть, что в настоящее время доля вторсырья в производстве бумаги в России не превышает 20% (то есть 80% макулатуры валяется в домах, лесах, полях и реках нашей страны и быстро превращаются в целлюлозный тлен), то можно себе представить, сколько будет по стране разбросано незаметных для глаза пластиковых "микроплёнок", миллионы тонн! И лежать они будут сотни лет.
Ещё одним спорным моментом для каменной бумаги является её вес: стандартный лист А4 бумаги из известняка весит в три раза больше листа "Снегурочки" или "Svetocopy" той же толщины.
Сразу представляется этакая мускулистая секретарша, тягающая восьмикилограммовые пачки бумаги по офису, не говоря уже о подъёме на второй этаж коробки из пяти пачек "каменной" бумаги, которая будет весить около 40 килограмм!
И, на последок, известняковая бумага имеет более низкую впитываемость краски. Это является плюсом для полиграфии из-за экономии чернил, но ставит крест на её применении в качестве салфеток и туалетной бумаги.
Так что, товарищи, всё это, судя по всему, очередной хайп и пиар на фоне импортозаместительной истерии, наподобие истории с Россграмом.