Оценка: 7 из 10
Семейная комедия «Артек. Большое путешествие» выйдет в российский прокат 28 апреля 2022 года. Режиссер: Карен Захаров, Армен Ананикян. В ролях: Михаил Галустян, Ян Цапник, Надежда Михалкова и др.
Родители отправляют блогершу Николетту и ее угрюмого братца Елисея на летнюю смену в «Артек», а сами надеются в их отсутствие по-тихому развестись. В лагере царит полный бардак: замдиректоры, которых играют Михаил Галустян и Елизавета Моряк, соревнуются друг с другом, как дети, а послание из капсулы времени, заложенной примерно тридцать лет назад, успело сгнить на корню. Единственной достопримечательностью, которая вызывает вялое подобие интереса у детей, оказывается Дерево Желаний.
Вместе с такими же лузерами, как они сами — несостоявшимся гитаристом Яриком и авиамоделистом Ромой — брат с сестрой решают испытать волшебный артефакт в действии — и переносятся в тот самый 1988 год, когда была заложена капсула времени. Порядка в тогдашнем лагере было больше: пионеры маршировали и азартно состязались друг другом. Сталкеры во что бы то ни стало должны найти среди них своих будущих родителей, чтобы исправить свои непростые жизненные ситуации и вернуться обратно победителями.
Самый передовой советский лагерь наконец-то получит благодаря этому фильму свою мифологию. В начале картины без обиняков заявляется, что Пушкин здесь написал свое знаменитое начало «Руслана и Людмилы», а Федор Шаляпин пел свои арии. Нельзя сказать, что это выдумки от начала и до конца, ведь первый однажды отправил местной аристократке письмо, а второй собирался строить здесь «замок искусств». Причем, последняя коллизия сама по себе достойна того, чтобы, например, снять спин-офф к этому фильму в жанре альтернативной истории.
По большому счету, «Артек. Большое путешествие» - это «Мы из будущего» для детей. Параллель с переносом детей на 30 лет назад и попаданием в самую гущу «Зарницы», где их все считают шпионами, совершенно недвусмысленна. Далее фильм становится более миролюбивым, хотя некоторых зрителей, ознакомившихся с трейлеров, покоробило наличие гопников, которых, по их мнению, в элитном лагере для отличников быть не могло априори.
Но, во-первых, наличие в «Артеке» «блатных» детей никто не отменял. Во-вторых, не надо забывать, что перед нами 1988 год, когда уже многим «надуло голову» перестроечным ветром перемен. С этим связаны более очевидные неувязки фильма. Например, тогдашние дети из благополучных семей уже точно знали, что такое жевательная резинка и не бежали бы за ней зазомбированно, как папуасы за стеклянными бусами.
Зато абсолютно на своем месте оказываются в фильме песни «Прекрасное далеко» и «Куда уходит детство», до сих пор способные вышибить предательскую слезу. Крайне удачной оказалась попытка соединить «Прекрасное далеко» с поп-панковой подачей, ведь ровно этим самым же занимается группа «Приключения электроников», которой в фильме почему-то нет. Вместо нее присутствует Сергей Жуков, который тоже плоть от плоти той эпохи, ведь как раз на 1988 год выдался бум «Ласкового мая», по стопам которого явно уже шла позже группа «Руки вверх».
Это довольно хаотичное метание между приметами эпохи довольно точно рифмуется с растерянностью современных детей, разрывающихся между виртуальной свободой гаджетов и завышенными ожиданиями, которые по-прежнему проявляют по отношению к ним не нашедшие себя в этой жизни родители. Фильм пытается ответить на вопрос, как обоим поколениям возродить веру в себя и оставить уже друг друга в покое, но упирается все в ту же ностальгию и движется по замкнутому кругу. Однако сам факт, что старшие герои, пройдя сквозь жернова 90-х, не просто остались в живых, но еще и обзавелись потомством, хоть как-то утешает.
Денис Ступников, InterMedia