Мы продолжаем эссе-рецензию на сериал «Постучись в мою дверь». В первой части мы разобрали точки входа главных персонажей, их психологические портреты и рассмотрели развитие отношений в первой арке. В данной части мы закончим рассмотрение оставшихся двух арок (второй и третьей) и подведем некоторые выводы.
Часть 1:
Вторая арка в данном сериале является сценарным суррогатом. Всё, что там происходит, это дикая мешанина из всевозможных клише и повторений из других сериалов, которые все мы не раз видели: внезапно появляющиеся и также внезапно исчезающие родственники с многообещающими «я ещё не закончила!» (закончила), конфликты, любовные треугольники, и иже с ними, иже с ними. Суррогат имени «мы всеми способами не допустим свадьбы» сам по себе достаточно абсурден, потому что свадьба ничего не решает.
В частности, хочу отметить часть сюжета с потерей памяти Серкана прямо накануне похода к алтарю. Мы в течение пары десятков серий после наблюдаем за тем, как он, сам того не помня, исполняет свое обещание и заново влюбляется в Эду. Всё это достаточно романтично, и казалось бы – вот оно: он и она, изменившиеся к данному плот-поинту благодаря друг другу, снова с нуля строят свою пару, на этот раз можно быть откровенными, честными, открытыми душой, ведь вы не испытываете настолько сильной антипатии, как в самом начале… но нет. Манипуляции, ложь, недомолвки. Всё, как всегда.
Также именно в этой арке постепенно начинают «отваливаться» знакомые нам с начала сериала персонажи, уходя в закат и больше не возвращаясь. В целом, если бы в сериале не была заложена 161 серия, то практически всё, что творилось здесь, можно было бы сильно порезать и уместить в десяток более динамичных серий, без такого огромного количества филлеров и ненужных простоев.
Но даже в таких условиях создатели сериала в целом подошли грамотно и смогли в данной арке проиллюстрировать две очень полезные для сюжета позиции:
Первая – это сложная тема, поднятая одной из подруг главной героини. Эгоизм Эды и её взаимодействие со своим ближайшим окружением, в которое она перманентно, годами, сливала все свои переживания. По сути, подруга здесь «просыпается» от гипноза Эды и выходит из-под её контроля, отказываясь и далее исполнять роль эмоционального унитаза. Подобные вещи мы можем достаточно часто наблюдать среди подружек и в реальной жизни: когда одна молчаливо слушает о любовных неудачах другой, вынужденная её постоянно поддерживать, потому что «ну ты же моя подруга, к кому ещё я могу прийти с подобным?!». К психологу, моя дорогая, за такие вещи хорошо платят вообще-то. Никто не должен быть бесплатными ушами, жилеткой и «займи мне очередь к венерологу», если эта история исключительно односторонняя.
Всё это замечательно иллюстрирует то, к чему Эда в итоге приходит к началу третьей арки: перемены вовне необходимы для развития. Её ближайшее окружение урезается вдвое, остается тетя и только одна, продолжающая витать в своих мечтательных розовых облаках маленькой девочки, подруга по имени Мелек. Эда вынуждена изменить себя, потому что не может больше жить в своем прошлом мирке, в нем уже не достает всех деталей, картинка не складывается. К её взору прорезается реальный мир, когда близкие люди уходят из него не потому, что умерли, а потому, что захотели жить иной жизнью. Ей приходится принять эту правду и адаптироваться под неё. Скорее всего, именно этот опыт и поможет ей в будущем в достаточно сложной ситуации с Серканом.
Вторая – это проработанное представление того, во что трансформировались персонажи под влиянием друг на друга. Они никуда больше не двигаются, топчутся на месте, повторяют одно и то же, лишь закрепляя свою болезненную созависимость. Количество патетичных обещаний и слов из разряда «я без тебя не могу дышать» доходит здесь до максимума. В то время, как окружение им препятствует пожениться, герои всё сильнее вгрызаются друг в друга, катаясь на своих эмоциональных качелях «сходимся-расходимся». Они постоянно лгут друг другу, исходя из каких-то своих личных выгод, стараются контролировать партнера во всем, переступают и стирают любые границы личности. По сути, психологически, сливаясь в одно существо.
Эта ситуация только поначалу может казаться идеальными отношениями, когда вы «всё делаете вместе». На самом деле, она крайне опасна для личности. Далее как раз и происходит тот самый ключевой момент перед вступлением в третью арку, который ломает всё в застоявшемся битие героев и приводит к сильнейшей и резкой трансформации обоих.
Когда Серкан узнает, что смертельно болен, он впервые со смерти брата сталкивается с чем-то, что действительно не поддается его контролю. Ты не сможешь договориться со смертью, как ни крути. И здесь у него подсознательно включается радикальный деструктивный сценарий: он всеми возможными и невозможными способами пытается разорвать их связь с Эдой, потому что в данной сцепке «единого организма» считает, что его физическая смерть означает напрямую смерть Эды. То, что она не больна, для него неважно: умрет он – умрет и она, ведь они «дышать» не могут друг без друга. При этом важно отметить, что Эда проходит с Серканом в связке самый сложный момент его болезни. Она его не бросает, поддерживает, проживает с ним острый кризис. И готова пойти на самопожертвование и продолжать тянуть их отношения, наверняка растеряв в этом пути самые последние крохи своей личности, но сам Серкан, отрезавший себя в критический момент от Эды во имя её спасения, теряет эту связь и резко откатывается обратно к настройкам «по умолчанию», плюс усугубленным крайне сильным страхом рецидива болезни, ведь он с самого начала сериала позиционируется как ипохондрик. Он каждый день отталкивает от себя Эду, подчиняясь этому страху, и в результате благополучно справляется с поставленной задачей.
Персонажи расстаются не только ментально с подачи Серкана, но и физически: Эда, ещё не знающая о своей беременности, уезжает в Италию, а Болат остается со своими психическими проблемами в Стамбуле.
Таким образом, к третьей арке (тайм-скип 5 лет) персонажи проходят в кардинально разных состояниях:
Повзрослевшая в этих отношениях Эда после разрыва с Серканом не только смогла сама, без его помощи, исполнить давнюю мечту (закончить университет и построить карьеру, по которой она так страдала), но и стать хорошей матерью в одиночку, уважающей устремления и свободу воли своей дочери. Сорвавшись с крючка уничтожения в самый последний момент, она впитала в себя весь прошедший опыт, переработала его в позитивное устремление к светлому будущему.
В оппозицию ей мы видим деградировавшего до состояния озлобленного на несправедливость мира маленького мальчика Серкана, который винит во всех своих неудачах некомпетентность других людей. Его негативные черты в виде вспыльчивости, гиперконтроля и ипохондрии только усиливаются, превращая его в практически невыносимого для остальных человека.
В данных точках сборки главные герои встречаются вновь.
Третья арка для меня, пожалуй, самая спорная. С одной стороны, к ней возвращается гладкость повествования из первой, там нет резких сюжетных перескоков, развитие идет равномерно, но с другой стороны возникает множество вопросов относительно мотивации главного мужского персонажа.
На этом моменте я словила первый за весь сериал сильный импульс антипатии к Серкану: он не изменился, его побуждение вернуться к Эде связано с тем же подсознательным желанием не быть отверженным, вернуться в привычное состояние. Только здесь он уже всё знает, всё выучил, а значит, знает как реагировать и как контролировать те аспекты её поведения, которые раньше он считал выходящими за рамки. Вся его риторика построена на том, чтобы всё было «как раньше». Прим.автора
Только вот как раньше уже не будет. И если с Эдой ему понятна линия поведения, он знает на какие рычаги нажать, чтобы достичь желаемого, то ребенок для него оказывается терра инкогнита.
Дочь Серкана и Эды Керас – отдельный интересный момент в развитии сюжета. Нам с самого начала показывают, что девочка взяла от родителей самые яркие, самые выпуклые черты их характеров. Она добрая и отзывчивая, но при этом настолько тонкий и умелый манипулятор своего окружения, что только очень сильный и стабильный человек может выйти на единую линию и даже не подавить, а договориться с ней. Эда знает её с рождения и понимает, как работать в этой сфере. Серкан же оказывается абсолютно беззащитен.
По сути, мы наблюдаем за тем, как маленький ребенок манипулирует взрослым в обход отрицающей и сомневающейся матери. Эда прекрасно проработала свой опыт, поэтому у неё есть все основания не возвращаться обратно в эти отношения. Но тоскующая по недоступному отцу Керас цепляется за подходящего под эту роль Серкана и успешно ассимилирует его как наиболее приближенное к её воображаемому образу, как сначала делала это с другом семьи Бураком. Ей по сути не особо важно на тот момент кто её биологический отец, она заполняет эту пустоту любым взрослым мужского пола, кто оказывается рядом.
Далее сюжет в целом можно и не рассматривать: истина раскрывается, и история плавно подходит к хэппи энду со свадьбой и полноценной семьей. Так почему же я всё-таки считаю третью арку сомнительной?
Я не думаю, что пара Эды и Серкана смогла бы состояться по итогу без посильного участия Керас. И нет, это не история про то, что появление и осознание наличия ребенка резко развернуло Серкана в правильное русло добропорядочного отца и мужа – в ходе конца сериала мы видим, что он не перестает быть острым ипохондриком-гиперконтроллером, который плевать хотел на личные границы и желания других людей. Его обострившиеся во время болезни черты всё также выпуклы и отчетливо конфликтны. Нам здесь скорее хотят продавить идею о том, что с помощью ребенка можно повлиять на мужчину, заставить его делать то, что хочет и в чём нуждается женщина. А также то, что женщине стоит смириться и терпеть любые, даже самые инфантильные выкрутасы мужчины. Что одна, что вторая идея, по моему личному мнению, являются токсичными и неправильными. Позиция «терпи, и у твоего ребенка будет полная семья» крайне разрушительна. Позиция «ребенок поможет его перевоспитать» в реальной жизни чаще всего работает в обратную сторону.
Это не значит, что нельзя пытаться выйти на диалог. Конфликты в семье бывают, все мы люди. Однако и пребывать в беспочвенной надежде о том, что человека можно перевоспитать насильно, когда он сам того не хочет, очень наивно и разрушительно в первую очередь для самого воспитателя. Здраво смотрите на ситуацию, оценивайте риски и всегда помните, что чужая голова – потемки, а сериальные сюжеты не стоит проецировать на реальный мир.
Перед завершением данного эссе хочу отметить, что в третьей арке моим любимым персонажем стала подруга главной героини Мелек. Выбравшись из настолько плотного порабощения Эдой и своими собственными фантазиями о прекрасном принце, она выросла и обрела наконец собственную ценность, что и является главным достоянием любой женщины. Не нужно пытаться найти отношения, «любые-лишь-бы-были». Научитесь любить себя как вы есть, в вакууме, наедине с миром.
Ваше счастье не зависит от кого-то. Оно зависит только от вас.
Конец.