Сегодня было бы 83 года, но его нет с нами уже почти 44 года, актёр которого за внешность называли марсианин, демон.
Это многими любимый генерал Роман Валерьянович Хлудов, пилот Анри Бертон, учёный Александр Петрович Ильин, писатель Ярослав Галан, поняли о ком я?
Владислав Вацлавович Дворжецкий.
Родился в Омске 26 апреля 1939 года. Мать его Таисии Владимировны Рэй была балерина, отец - польский актер Вацлав Дворжецкий (герой прошлой статьи Михаил Кононов озвучивал его, прочитать можете здесь).
Детство было трудным. Осенью 1941 года «за контрреволюционную пропаганду и агитацию» был арестован его отец, у матери возникли проблемы на работе. Владислав голодал и часто оставался один дома.
После заключения, отношения с отцом не задались, мать узнав об измене и ребенке на стороне развелась, Владислав винил во всего отца.
В 1956 году поступил в Омское медицинское училище. После окончания учёбы служил на Сахалине.
В 1967 году окончил учёбу в театральной студии при омском ТЮЗе, стал работать в Омском драматическом театре.
Играл чаще всего в эпизодических ролях.
Режиссер Владимир Наумов, высказался по этому поводу следующим образом: «Владислав мог обрести славу только в кинематографе. Лицо, мимика, чувства и эмоции – все это можно рассмотреть исключительно крупным планом, а в театре этого результата не достичь».
Через год ассистент режиссёра Наталья Коренева искала актёров для фильма С. Самсонова Каждый вечер в одиннадцать, взяла фотографии Дворжецкого, но он не снялся в этом кино.
Зато, через несколько месяцев эти фотографии увидели режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов, которые искали актёров и приступали к съёмкам фильма Бег по произведению Михаила Булгакова.
Это двухсерийный фильм 1970 года, про завершение Гражданской войны на Юге России, большая часть картины составляют сны генерала Хлудова.
Владислав Дворжецкий так вспоминал этот момент так: «Получив телеграмму с приглашением на кинопробу, я кинулся перечитывать пьесу Булгакова. Стали гадать с женой, кого бы я мог там сыграть. Светлана сказала: «Может, Хлудова?» Она всегда преувеличивает мои возможности. А я, конечно, на эту роль и не замахивался. При первой встрече режиссёры предупредили меня: «Не стесняйтесь, будем Вас разглядывать». Пробовали на роль Голубкова, потом на роль начальника контрразведки Тихого. А я целый месяц маялся в Омске ожиданием и всё на что-то надеялся. Наконец свершилось. Был вызван вторично. Догадка моей жены подтвердилась — поручили Хлудова. Работа над ролью началась с невероятно сложной сцены в салоне поезда: Хлудов в бреду, его преследует призрак повешенного солдата, осмелившегося сказать Хлудову об его зверствах… Было ужасно страшно. Пережил и это. И потекли дни работы, изнурительной и радостной…».
Вот так случай помог стартовать в кино и как стартовать, сразу успех.
Не успел закончить с этой картиной как на горизонте уже следующая маячит.
В этом же году Возвращение «Святого Луки» и роль вора-рецидивиста Михаила Ивановича Карабанова.
Это был первый фильм о полковнике Зорине, основан на реальных событиях.
Сюжет.
Юрий Лоскутов инженер, но это не мешает ему заниматься спекуляцией старыми иконами. Ему помогает молодой человек по кличке «Червонец». Иностранный турист по имени Кейт делает заказ на картину Франса Халса «Святой Лука». Лоскутов организует преступную группу, для осуществления плана. Ключевую роль играет бежавший из заключения вор-рецидивист Михаил Карабанов, по кличке «Граф».
Украдут ли картину? Вывезут ли из России?
Оба фильма вышли в один год и наш герой стал не только популярным, но и любимым у зрителей.
В 1971 была роль Вадима Орлова в фильме Нам некогда ждать.
Фильм был посвящен поэту-комсомольцу Сергею Чекмарёву, трагически погибшему в 1933 году при невыясненных обстоятельствах.
Сюжет.
В отдалённую деревню для расследования гибели председателя совхоза Хохлова из Москвы прибывает уполномоченный угрозыска Садыков, вместе с выпускником сельхозинститута Алексеем. Садыков выясняет, что гибель Хохлова не была несчастным случаем, и нападает на след убийц. Это банда из раскулаченных, возглавляемой бывшим царским офицером Орловым.
Смогут ли они поймать всех преступников? Почему после смерти следователя Алексей остался? Что будет с Алексеем?
Критики оценили эту работу: «В кинофильме Владимир Акимов представил портрет не просто творческой личности, но настоящего патриота страны с горячим сердцем, борца с тонкой натурой. И в этом картина удалась».
Владимир Вацлавович мечтал сняться у Тарковского, и эта мечта осуществилась в фильме Солярис, 1972 года.
Кинофантастика по мотивам романа Станислава Лема, наш герой сыграл эпизодическую роль, пилота Анри Бертона.
Сюжет.
Будущее, человечество освоило межзвёздные полёты. Соляристика — наука, изучающая далёкую планету Солярис, — зашла в тупик. На Земле разгорается дискуссия — продолжать ли тратить ресурсы на исследование планеты или окончательно свернуть программу. Споры подогревают показания пилота Бертона, который работал на Солярисе и наблюдал там очень странные явления.
Что же там происходит? Почему учёные решили, что океан обладает разумом?
Не останавливаться, вот его девиз, не успев закончить эту работу, он спешит сниматься в следующей, да и не в одной.
В 1973 году выходит 6 картин с его участием, все достойны упоминания, поехали:
6. Возврата нет.
Снятый по повести Анатолия Калинина режиссёром Алексеем Салтыковым.
События разворачиваются на Дону в годы Великой Отечественной войны и после неё. В центре конечно же любовь, страдания, но любовь у всех разная.
Сюжет.
Вдова Каширина, оставшаяся с ребёнком на руках, в военное время спасла и выходила раненого бойца — Колю Никитина. После войны он вернулся к ней и из чувства благодарности женился, не обращая внимание на разницу лет. Сын вырос окончил ветеринарный техникум, женился и привёл в дом Ирину. Свёкор полюбил сноху, сильно и она отвечает взаимностью
Сюжет конечно не новый, но как сыгран, сколько терзаний и переживаний.
Кашина которая любит мужа, сын спивается от неразделенной любви и готов убить отчима, на что она заявляет: «Тогда уж и меня заодно, из другого ствола». Никитин, который благодарен за спасение Антонине, но любит сноху.
Чем закончатся терзания? Будут ли счастливы герои?
5. Открытая книга.
Кино снял Владимир Фетин по одноимённому роману Вениамина Каверина.
События разворачивается до Октябрьской революции, девочка Таня (профессор Татьяна Власенкова) знакомится с семьей доктора Лебедева. Глава семьи верит в лечебные свойства плесени, после своей смерти оставляет много научных записей. Власенкова старается их обрести, убивает на это очень много времени.
Получится у нее это? Что она изобретет?
4. Сад.
Короткометражку снял Владимир Алеников, он же был и автором сценария, и постановщиком, и продюсером, и монтажёром, и звукорежиссёром.
В основе история фотографа, сад играет не малую роль в его жизни, это не только то место, которое он проходит, идя на работу, но он отражает его душевные переживания.
За короткие 45 минут почувствуете, как ярко передано одиночество, без слов, только шум, музыка и игра актёров.
Немного интриги, чтоб заинтересовать найти этот фильм: в картине появятся звёзды мирового кино как Пол Ракс, Франсуаз Арнуль, Мориин, Кервин, Траудль Куликовская, напомню на минуту фильм вышел в эпоху застоя.
3. Зарубки на память.
Режиссёры картины Михаил Израилев и Николай Гибу.
Фильм повествует о сложном историческом периоде в жизни молдавского народа, боровшегося в 30-е годы против ига королевской Румынии, за воссоединение с Советским Союзом.
Тяжёлая историческая картина, в которой Владислав Вацлавович будет играть вместе с отцом.
2. Земля Санникова.
Снимался параллельно с предыдущей картиной, по мотивам романа Владимира Обручева, режиссёрами Альбертом Мкртчяном и Леонидом Поповым.
Не будем говорить о скандалах и конфликтах, связанных с этой картиной, с актёрами, только о самой работе.
Не для кого не секрет, это даже отметил сам режиссер Альберт Мкртчян: «Мы ведь написали совсем другую историю, к сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора, — это идея: неизвестная земля, которую надо открыть».
Сюжет.
Начало XX века, Александр Петрович Ильин уговаривает золотопромышленника Трифона Степановича Перфильева, у которого дела идут плохо, снарядить экспедицию на поиски Земли Санникова. Перфильев в надежде, что эта земля богата золотом, соглашается. Начинаются поиски команды. В итоге на борту судна оказываются Александр Ильин, офицер-авантюрист Евгений Крестовский, слуга золотопромышленника Игнатий и Губин — беглый каторжник-террорист, бывший врач.
Смогут ли они найти землю? Что окажется там? Кто вернется живым домой?
Маленькое отступлении, песня Есть только миг, записанная Олегом Далем, а позднее переписанная Олегом Анофриевым остается лучшим исполнением, кто бы что не говорил.
1. За облаками — небо.
Режиссёр Юрий Егоров снял фильм про советских лётчиков-испытателей и конструкторов, которые в первые послевоенные годы, рискуя жизнью, осваивали новую технику.
Фильм имел продолжение в 1975 году Там, за горизонтом.
В 1974 году выходит фильм про писателя Ярослава Галана, убитого украинскими националистами, под названием До последней минуты.
Сам Дворжецкий высказался об этом периоде и этой роли следующее: «За последнее время в моей актёрской судьбе наметился резкий крен. Из разряда отрицательных героев волей режиссуры перехожу в разряд положительных. Одноплановость ролей всегда казалась мне опасной, и в каждой новой работе я стараюсь найти какие-то новые повороты, грани. В картине «До последней минуты» в чём-то это и легче. Речь идёт о реальном человеке, о нём сохранилось множество воспоминаний, сегодня живы близкие ему люди. Наконец, существуют его литературные произведения, из них можно немало почерпнуть. Но в такой работе есть и своя сложность, особенно важно не изменить духовному облику героя…»
Кринокритик Фрида Марковна высказалась о картине: «В этой политической драме нашли отражение последние годы жизни Галана. Они наполнены историческими событиями, которые захватили в свой водоворот миллионы людей планеты. Только что разгромив немецкий фашизм (Галан присутствовал на Нюрнбергском процессе над гитлеровскими преступниками), свободолюбивые народы начали строить мирную жизнь. Но уже тогда, в первые послевоенные годы, им пытались мешать чёрные силы реакции, сомкнувшие фронт борьбы, — от недобитых фашистов всех мастей и буржуазных националистов до клерикалов Ватикана. До последней минуты своей жизни писатель-антифашист оставался на своём боевом посту, предостерегая людей, призывая их к бдительности и мужеству перед лицом предстоящей опасности».
В 1975 году кроме уже упомянутой картины Там, за горизонтом, вышла еще одна картина - Единственная дорога.
Это был военный советско-югославский фильм, в котором Владислав исполнил роль немецкого офицера Вальтер Хольца, являвшимся начальником автоколонны.
В картине показаны три дня 1944 года в Югославии, когда закончилось горючие у немецко-фашистских танков и бронетранспортёров и к ним отправили колонну для заправки. Для того чтоб пройти опасный промежуток дороги, гитлеровцы посадили за руль автомашин советских военнопленных.
Смогли ли немцы доставить топливо? Что предприняли югославские партизаны?
Зрители полюбили актёра, слава росла, но он не останавливался.
В 1976 году выходит Капитан Немо, где он играет главную роль.
Трёхсерийный фильм по мотивам романов Жюля Верна 20 000 льё под водой и Паровой дом. Первая серия - Железный кит, вторая — Принц Даккар, третья — «Наутилус» продолжает борьбу.
Рассказывать сюжет не буду, иначе смотреть будет не интересно.
Кто же это морское чудовище уничтожающие и повреждающие военные корабли разных стран?
Почему спасшиеся моряки не могут покинуть Наутилус?
Кто такой принц Дакар и как он связан с капитаном Немо?
Что стало с Наутилусом и капитаном?
В 1977 году вышло две картины Легенда о Тиле и Юлия Вревская.
Легенда о Тиле - это вторая работа с режиссёрами Александром Аловым и Владимиром Наумовым (те самые кто открыли талант актёра).
Фильм снятый по мотивам романа бельгийского писателя Шарля Де Костера Легенда об Уленшпигеле.
Владислав Дворжецкий или король Филипп II играет не главную роль, но запоминающуюся, по-другому не как.
Фильм за свободу от пыток, налогов власти, народ Нидерландов устал, изложено в двух частях: Пепел Клааса и Да здравствуют нищие!
Юлия Вревская - советско-болгарский фильм режиссёра Николы Корабова.
Роль не главная, сыграл Александра II, картина посвящена памяти Юлии Вревской и всем, отдавшим жизнь за освобождение Болгарии.
Заметили его игру в театре, роль святого Антония в спектакле Чудо Святого Антония, 1976.
Конечно же наш герой не меняет свой принцип работы и параллельно играет главную роль в Встреча на далёком меридиане, 1978.
Кино по мотивам одноимённого романа американского писателя Митчела Уилсона, снял Сергей Тарасов.
Картина посвящена сотрудничеству советских и американских учёных-физиков.
Сюжет.
Главный герой — американский физик с мировым именем Николас Реннет — едет в СССР. Ему предстоит решить много важных научных и нравственных проблем и …
Смотрите, что еще он встретит в СССР.
Такой темп работы продолжаться долго не мог и Владислав Дворжецкий попадает в больницу. Узнает о двух инфарктах, случившихся у него в течение последнего месяца.
Остановило его это?
Нет, он продолжил работать, это как экстремалы, они падают, рискуют из вытаскивают с того света, а они снова идут в горы, на волны и так далее.
Последней работой станет роль Николай Васильевич Лобанов, высокопоставленного чиновника в фильме Однокашники, 1978.
Скончался 28 мая 1978 года на гастролях в Гомеле от приступа острой сердечной недостаточности.
За небольшой период жизни он снялся немного, но все работы достойны внимания, любви зрителя и того чтоб его помнили, не смотря на сплетни и скандалы вокруг его персоны.
Как считаете вы, он достоин чтоб его помнили?
Какая роль вам нравится больше всего в его исполнении?
Делитесь мнением в комментариях и не забывайте подписываться.
Главное создавайте в своём вигвамчике хорошее настроение, не смотря не на что.
#Дворжецкий #земля санникова #бег #солярис #нам некогда ждать #возврата нет #за облаками небо #до последней минуты #капитан немо #Встреча на далеком меридиане