Александр Митрофанов
В парке Кинта Нормаль (Quinta Normal) чилийской столицы Сантьяго на территории площадью 2 гектара располагается крупнейший в Латинской Америке Железнодорожный музей (Museo Ferroviaro de Santiago), где демонстрируются паровозы и вагоны различных типов и времен. Автору в феврале 2017 года удалось посетить музей и ознакомиться с его экспонатами.
Договор между муниципалитетом Сантьяго и Государственными железными дорогами о создании музея был заключен в декабре 1980 года, а через четыре года он принял первых посетителей. В 2006 году экспонаты музея были объявлены национальными историческими памятниками (Monumento Histórico Nacional).
В музее экспонируются 16 паровых локомотивов, построенных в 1893-1953 годах:
- три паровоза, построенных в 1893-1901 гг. американской компанией Rogers Company;
- семь локомотивов немецких фирм Borsig, Henschel и Jung (1906-1935);
- паровоз британской компании Kitson-Meyer (1909);
- паровоз производства чилийской фирмы la Sociedad de Maestranzas y Galvanización (1911);
- два локомотива производства американской компании American Locomotive Company (1919, 1940);
- локомотив японской фирмы Mitsubishi (1953);
- паровоз швейцарской компании Smocheweren (1945).
Все локомотивы находятся в нерабочем состоянии, выполнен только косметический ремонт.
Хотелось бы обратить внимание на наиболее примечательные экспонаты музея.
Паровоз типа Z
Локомотив построен на заводе английской фирмы Kitson-Meyer в городе Лидс в 1909 году для чилийской железной дороги Ferrocarril Transandino Chileno и находился в эксплуатации с 1911 до 1971 года. Всего было построено 9 таких машин (3 для Чили и 6 для Аргентины).
Основные технические данные паровозов типа Z
Осевая формула ......................................................................................... 0-8-0+0-6-0Т
Вес, т ............................................................................................................... 90,7
Длина, м .......................................................................................................... 15,0
Максимальная скорость, км/час ................................................................... 35
Мощность, л.с. ............................................................................................... 850
Ширина колеи, мм ......................................................................................... 1000
Запас угля, т .................................................................................................... 3
Запас воды, м³ ................................................................................................. 9
Давление пара, кг/см² ................................................................................... 12,6
Поверхность нагрева котла, м² .................................................................... 176,2
Локомотивы этого типа использовались для трансандийского железнодорожного сообщения между Лос Андес (Чили) и Мендоса (Аргентина). Строительство этой дороги, пересекающей горный хребет Анд, является одним из наиболее выдающихся инженерных решений в мировой истории.
Проект дороги был представлен в 1872 году девятнадцатого века аргентинскому и чилийскому правительствам чилийцами братьями Матео и Хуаном Кларк (рис. 2). Они предлагали по кратчайшему пути соединить чилийский порт Вальпараисо на тихоокеанском побережье с аргентинским Буэнос-Айресом в противовес более протяженному морскому пути через Магелланов пролив. Концессия на строительство и экспуатацию была получена, но преодолеть возникшие трудности удалось не скоро - работы на аргентинском участке начались только в 1887 году, а на чилийском - в 1889. Финансовые проблемы, частые политические перемены в обеих странах и технические проблемы затянули сдачу дороги до апреля 1910 года - к столетнему юбилею провозглашения независимости южноамериканских республик. Чилийский участок носил название Ferrocarril Transandino Chileno(FCTC), аргентинский - Ferrocarril Transandino Argentino(FCTA). В первые два десятилетия эксплуатации дороги среднегодовой пассажирооборот составил 100 000 человек, грузооборот - 25 000 тонн.
«Великая депрессия» 30-х и сопутствующие экономические трудности сказались и на Ferrocarril Transandino - c 1934 до 1944 года движение по ней остановилось. В начале 70-х годов паровая тяга на магистрали ушла в прошлое - в 40-х годах дорога была электрифицирована. В 1984 году движение по дороге прекратилось, чему способствовал аргентино-чилийский территориальный спор из-за пролива Бигль, едва не приведший к войне.
Маршрут проходил по сложнейшему горному рельефу с крутыми склонами, снегами и льдом. Его общая протяженность составляла 248 км, максимальная высота над уровнем моря - 3176 м. Потребовалось построить несколько мостов и туннелей. Длина наибольшего туннеля составила 3,2 км.
Для преодоления крутых участков магистрали использовалась кремальера Абта (22 км на чилийском и 13 км на аргентинском участках).
Устройство представляло собой третий зубчатый рельс в зацепление с которым входила зубчатая шестерня с приводом от дополнительной двухцилиндровой паровой машины .
Скорость поезда в кремальерном режиме не превышала 15 км/час. Для преодоления заснеженных участков локомотивы были снабжены снегоочистителями.
Паровоз Rogers Type22
Этот старейший экспонат музея построен еще в 1893 году на заводе американской компании Rogers Locomotive Company в городе Патерсон (штат Нью-Джерси) и эксплуатировался до 1970 года.
Основные технические данные паровозов типа 22
Осевая формула ......................................................................................... 0-6-0ST
Вес, т ............................................................................................................... 34,8
Длина, м .......................................................................................................... 15,0
Ширина колеи, мм ......................................................................................... 1676
Мощность, л.с. ............................................................................................... 468
Запас угля, т ................................................................................................... 0,9
Запас воды, м³ ................................................................................................. 1
Паровоз типа 110
Локомотивы данного типа были одними из крупнейших как в Чили, так и на всем южноамериканском континенте. Паровоз построен на заводе американской компании American Locomotive Company (ALCO) в 1940 году и находился в эксплуатации до 1966 года.
Основные технические данные паровозов типа 110
Осевая формула ........................................................................................... 4-8-2
Вес, т ............................................................................................................... 220
Длина, м .......................................................................................................... 25,765
Ширина колеи, мм ......................................................................................... 1676
Максимальная скорость, км/час ................................................................... 90
Расход угля, кг/км .......................................................................................... 34
Расход воды, л/км ........................................................................................... 302
Мощность, л.с. ................................................................................................ 2338
В связи с большим расходом угля, эти локомотивы были снабжены механической системой подачи угля в топку (стокером).
Паровоз типа 100
Этот паровоз также относился к числу самых мощных и скоростных в Чили. Построен в Германии фирмой Henschel& Sohn в 1935 году и эксплуатировался до 1970 года для экспрессного пассажирского сообщения на севере Чили.
Основные технические данные паровозов типа 100
Осевая формула ............................................................................................ 4-8-4
Вес, т ............................................................................................................... 185,35
Длина, м .......................................................................................................... 25,410
Ширина колеи, мм ......................................................................................... 1676
Максимальная скорость, км/час ................................................................... 120
Расход угля, кг/км .......................................................................................... 34
Расход воды, л/км ........................................................................................... 274
Мощность, л.с. ................................................................................................ 2355
В связи с большим расходом угля, эти локомотивы были снабжены стокером.
Паровоз типа A
Самым маленьким локомотивом в коллекции музея является паровоз типа А, построенный в 1945 году швейцарской компанией Smocheweren. Эта машина использовалась на построенной в 1908-1918 годах узкоколейке протяженностью 35 км, связывавшей пять железнодорожных станций в провинции Мальеко.
Основные технические данные паровозов типа А
Осевая формула ............................................................................................. 0-6-0
Вес, т ............................................................................................................... 34.8
Длина, м .......................................................................................................... 5
Ширина, м ....................................................................................................... 1,62
Высота, м ......................................................................................................... 2,7
Ширина колеи, мм ......................................................................................... 600
Максимальная скорость, км/час ................................................................... 30
Кроме локомотивов в музее экспонируются и несколько железнодорожных вагонов. Среди них пассажирский вагон американской фирмы Pullman Car, использовашийся в 1911-1938 годах чилийскими президентами и генеральным директором Государственных железных дорог, пассажирские и товарные вагоны.
Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2021
Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.
#паровозы #железная дорога #путешествия #музеи #достопримечательности #южная америка