Найти тему
Кот-ученый

Паровозный музей в Сантьяго

Александр Митрофанов

В парке Кинта Нормаль (Quinta Normal) чилийской столицы Сантьяго на территории площадью 2 гектара располагается крупнейший в Латинской Америке Железнодорожный музей (Museo Ferroviaro de Santiago), где демонстрируются паровозы и вагоны различных типов и времен. Автору в феврале 2017 года удалось посетить музей и ознакомиться с его экспонатами.

Договор между муниципалитетом Сантьяго и Государственными железными дорогами о создании музея был заключен в декабре 1980 года, а через четыре года он принял первых посетителей. В 2006 году экспонаты музея были объявлены национальными историческими памятниками (Monumento Histórico Nacional).

В музее экспонируются 16 паровых локомотивов, построенных в 1893-1953 годах:

  • три паровоза, построенных в 1893-1901 гг. американской компанией Rogers Company;
  • семь локомотивов немецких фирм Borsig, Henschel и Jung (1906-1935);
  • паровоз британской компании Kitson-Meyer (1909);
  • паровоз производства чилийской фирмы la Sociedad de Maestranzas y Galvanización (1911);
  • два локомотива производства американской компании American Locomotive Company (1919, 1940);
  • локомотив японской фирмы Mitsubishi (1953);
  • паровоз швейцарской компании Smocheweren (1945).

Все локомотивы находятся в нерабочем состоянии, выполнен только косметический ремонт.

Хотелось бы обратить внимание на наиболее примечательные экспонаты музея.

Паровоз типа Z

Локомотив Kitson Meyer типа Z (1909 г.)
Локомотив Kitson Meyer типа Z (1909 г.)

Локомотив построен на заводе английской фирмы Kitson-Meyer в городе Лидс в 1909 году для чилийской железной дороги Ferrocarril Transandino Chileno и находился в эксплуатации с 1911 до 1971 года. Всего было построено 9 таких машин (3 для Чили и 6 для Аргентины).

Основные технические данные паровозов типа Z

Осевая формула ......................................................................................... 0-8-0+0-6-0Т

Вес, т ............................................................................................................... 90,7

Длина, м .......................................................................................................... 15,0

Максимальная скорость, км/час ................................................................... 35

Мощность, л.с. ............................................................................................... 850

Ширина колеи, мм ......................................................................................... 1000

Запас угля, т .................................................................................................... 3

Запас воды, м³ ................................................................................................. 9

Давление пара, кг/см² ................................................................................... 12,6

Поверхность нагрева котла, м² .................................................................... 176,2

Локомотивы этого типа использовались для трансандийского железнодорожного сообщения между Лос Андес (Чили) и Мендоса (Аргентина). Строительство этой дороги, пересекающей горный хребет Анд, является одним из наиболее выдающихся инженерных решений в мировой истории.

Братья Кларк (Wikipedia)
Братья Кларк (Wikipedia)

Проект дороги был представлен в 1872 году девятнадцатого века аргентинскому и чилийскому правительствам чилийцами братьями Матео и Хуаном Кларк (рис. 2). Они предлагали по кратчайшему пути соединить чилийский порт Вальпараисо на тихоокеанском побережье с аргентинским Буэнос-Айресом в противовес более протяженному морскому пути через Магелланов пролив. Концессия на строительство и экспуатацию была получена, но преодолеть возникшие трудности удалось не скоро - работы на аргентинском участке начались только в 1887 году, а на чилийском - в 1889. Финансовые проблемы, частые политические перемены в обеих странах и технические проблемы затянули сдачу дороги до апреля 1910 года - к столетнему юбилею провозглашения независимости южноамериканских республик. Чилийский участок носил название Ferrocarril Transandino Chileno(FCTC), аргентинский - Ferrocarril Transandino Argentino(FCTA). В первые два десятилетия эксплуатации дороги среднегодовой пассажирооборот составил 100 000 человек, грузооборот - 25 000 тонн.

«Великая депрессия» 30-х и сопутствующие экономические трудности сказались и на Ferrocarril Transandino - c 1934 до 1944 года движение по ней остановилось. В начале 70-х годов паровая тяга на магистрали ушла в прошлое - в 40-х годах дорога была электрифицирована. В 1984 году движение по дороге прекратилось, чему способствовал аргентино-чилийский территориальный спор из-за пролива Бигль, едва не приведший к войне.

Маршрут проходил по сложнейшему горному рельефу с крутыми склонами, снегами и льдом. Его общая протяженность составляла 248 км, максимальная высота над уровнем моря - 3176 м. Потребовалось построить несколько мостов и туннелей. Длина наибольшего туннеля составила 3,2 км.

Для преодоления крутых участков магистрали использовалась кремальера Абта (22 км на чилийском и 13 км на аргентинском участках).

Кремальерный участок Трансандийской магистрали (Wikipedia)
Кремальерный участок Трансандийской магистрали (Wikipedia)

Устройство представляло собой третий зубчатый рельс в зацепление с которым входила зубчатая шестерня с приводом от дополнительной двухцилиндровой паровой машины .

Устройство кремальеры Абта (Wikipedia)
Устройство кремальеры Абта (Wikipedia)

Скорость поезда в кремальерном режиме не превышала 15 км/час. Для преодоления заснеженных участков локомотивы были снабжены снегоочистителями.

Паровоз Rogers Type22

Паровоз Rogers Type 22 (1893 г.)
Паровоз Rogers Type 22 (1893 г.)

Этот старейший экспонат музея построен еще в 1893 году на заводе американской компании Rogers Locomotive Company в городе Патерсон (штат Нью-Джерси) и эксплуатировался до 1970 года.

-6
-7

Основные технические данные паровозов типа 22

Осевая формула ......................................................................................... 0-6-0ST

Вес, т ............................................................................................................... 34,8

Длина, м .......................................................................................................... 15,0

Ширина колеи, мм ......................................................................................... 1676

Мощность, л.с. ............................................................................................... 468

Запас угля, т ................................................................................................... 0,9

Запас воды, м³ ................................................................................................. 1

Паровоз типа 110

Паровоз ALCO Type 110 (1940 г.)
Паровоз ALCO Type 110 (1940 г.)

Локомотивы данного типа были одними из крупнейших как в Чили, так и на всем южноамериканском континенте. Паровоз построен на заводе американской компании American Locomotive Company (ALCO) в 1940 году и находился в эксплуатации до 1966 года.

-9

Основные технические данные паровозов типа 110

Осевая формула ........................................................................................... 4-8-2

Вес, т ............................................................................................................... 220

Длина, м .......................................................................................................... 25,765

Ширина колеи, мм ......................................................................................... 1676

Максимальная скорость, км/час ................................................................... 90

Расход угля, кг/км .......................................................................................... 34

Расход воды, л/км ........................................................................................... 302

Мощность, л.с. ................................................................................................ 2338

В связи с большим расходом угля, эти локомотивы были снабжены механической системой подачи угля в топку (стокером).

Паровоз типа 100

Паровоз Henschel & Sohn типа 100 (1935 г.)
Паровоз Henschel & Sohn типа 100 (1935 г.)

Этот паровоз также относился к числу самых мощных и скоростных в Чили. Построен в Германии фирмой Henschel& Sohn в 1935 году и эксплуатировался до 1970 года для экспрессного пассажирского сообщения на севере Чили.

-11

Основные технические данные паровозов типа 100

Осевая формула ............................................................................................ 4-8-4

Вес, т ............................................................................................................... 185,35

Длина, м .......................................................................................................... 25,410

Ширина колеи, мм ......................................................................................... 1676

Максимальная скорость, км/час ................................................................... 120

Расход угля, кг/км .......................................................................................... 34

Расход воды, л/км ........................................................................................... 274

Мощность, л.с. ................................................................................................ 2355

В связи с большим расходом угля, эти локомотивы были снабжены стокером.

Паровоз типа A

-12

Самым маленьким локомотивом в коллекции музея является паровоз типа А, построенный в 1945 году швейцарской компанией Smocheweren. Эта машина использовалась на построенной в 1908-1918 годах узкоколейке протяженностью 35 км, связывавшей пять железнодорожных станций в провинции Мальеко.

-13

Основные технические данные паровозов типа А

Осевая формула ............................................................................................. 0-6-0

Вес, т ............................................................................................................... 34.8

Длина, м .......................................................................................................... 5

Ширина, м ....................................................................................................... 1,62

Высота, м ......................................................................................................... 2,7

Ширина колеи, мм ......................................................................................... 600

Максимальная скорость, км/час ................................................................... 30

Кроме локомотивов в музее экспонируются и несколько железнодорожных вагонов. Среди них пассажирский вагон американской фирмы Pullman Car, использовашийся в 1911-1938 годах чилийскими президентами и генеральным директором Государственных железных дорог, пассажирские и товарные вагоны.

Президентский вагон фирмы Pullman Car с локомотивом типа 20 производства чилийской компании La Sociedad de Maestranzas y Galvanización (1911 г.)
Президентский вагон фирмы Pullman Car с локомотивом типа 20 производства чилийской компании La Sociedad de Maestranzas y Galvanización (1911 г.)
Пассажирский вагон с локомотивом фирмы Borsig (1906 г.)
Пассажирский вагон с локомотивом фирмы Borsig (1906 г.)
Пассажирский вагон производства немецкой компании Linke Hoffmann (1923 г.)
Пассажирский вагон производства немецкой компании Linke Hoffmann (1923 г.)
Интерьер вагона компании Linke Hoffmann
Интерьер вагона компании Linke Hoffmann

Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2021

Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.

#паровозы #железная дорога #путешествия #музеи #достопримечательности #южная америка