Доброго дня, уважаемые читатели!
Этот материал, фактически, является непосредственно продолжением предыдущего, разбил я их для удобства чтения и переваривания информации.
Давайте поговорим о том, как должна преобразиться Гранта/Калина на новом этапе в жизни Автоваза, ведь семейство Гранты сейчас является основой продаж. Эти машины знаю во многих нюансах, поэтому буКаф будет много...
Опишем основные изменения
а) Для начала, теперь это должен быть автомобиль с основными решениями по конструкции, как на Весте: подрамник с рулевой рейкой на нём, L-образные рычаги спереди, балка с разнесёнными пружиной и амортизаторами сзади, система стаблизации, ЭУР и АБС в базовой комплектации, регулировка руля по вылету, регулировка сиденья водителя по высоте. То есть, это должна теперь быть не долизанная "восьмёрка", а "Веста на минималках". Это обеспечит много преимуществ современного авто:
- точное руление вследствие крепления рейки на подрамнике и её воздействия непосредственно на поворотный кулак;
- больше точности и технологичности при сборке;
- экономию массы - штампованные рычаги меньше весят, "телевизор" сильно облегчается, подрамник частично усиливает кузов снизу и т.п;
- лучшую развязку от шума задней подвески;
- нормальную посадку водителя;
- современные электронную архитектуру и расположение узлов под капотом;
- и многое, многое другое
б) В конструкции должны быть заложены многие решения, которые, возможно, не удастся реализовать сразу, на старте производства, но которые уже должны быть к тому моменту эскизно проработаны, и предусмотрены в дорогостоящих элементах вроде кузовных штампов и т.п.:
- совмещена задняя балка и возможность установки полного привода - тоннель кузова должен вместить в себя карданный вал, пол багажника - усилен под монтаж редуктора задней оси. Такое решение применяется много где - mazda CX-30, suzuki vitara и т.п. По возможности, предусмотреть прохождение кардана НАД балкой, для более высокого расположения и защищённости редуктора - практика показывает, что поперечина балки может быть расположена достаточно низко для этого. Даёшь полный привод!;
- под передними сиденьями предусмотрено место для накопителей энергии системы типа "мягкого гибрида" - это, скорее всего, пригодится для экспортных версий;
- широкая вариативность силовых установок. Все будущие силовые установки (о них готовлю большой материал) для переднеприводной платформы концерна должны будут иметь общие точки крепления и архитектуру - в одной стороне должны быть впуск и выпуск, одинаковое навесное оборудование, привод ГРМ и т.п. Под капотом должно стать чуть больше места для версий, в которых это понадобится, и не должно быть маразма вроде необходимости откручивать опору двигателя для замены генератора, как это сейчас у меня происходит. То есть, передний свес до "телевизора" должен немного увеличиться, и это можно сделать и за счёт укорачивания зазора от "телевизора" до бампера, чтобы не страдала выдающаяся проходимость - сейчас там много места.
в) Кузов с широким применением высокопрочных сталей и бОльшим сечением порогов, стоек, других несущих элементов каркаса кузова. Это безопасность при сохранении массы. В этой области я пока подробно не копал, много не расскажу, но знаю, что на разборках, где отпиливают четверти у машин, тратят по несколько специальных полотен на стойку кузова Рапида или Поло (металл твёрдый!), и запросто отхватывают одним полотном несколько стоек от наших тазиков или корейцев. Отдельным шиком является лазерная сварка (точнее, пайка) крыши к кузову на изделиях концерна VAG. Вообще, на их подход во многом можно равняться!!
г) Конечно, машина должна подрасти в размерах. Есть мнение, что после изменений в жизни завода, семейство Весты должно "пойти на повышение" и стать одноклассинком машин вроде Октавии или Серато, а преобразившаяся Калина 3 (мне такое имя всё же ближе, а вам как?) должна стать удачной и более доступной заменой нынешней Весте. Вопрос выбора размеров авто не простой.
- С одной стороны это цена, масса, расход топлива и необходимость в более мощной связке "мотор/трансмиссия", даже есть в обиходе у конструкторов такое понятие, как "спираль массы", это когда при увеличении массы одного компонента приходится усиливать и перетряхивать половину конструкции, после чего она становится ещё намного тяжелее.
- другой стороны, рост размеров - это бОльшая универсальность авто, больше хозяйственных возможностей, бОльший комфорт. Да что там говорить, Калины/Гранты реально тесноваты. Для невысоких ещё куда не шло, а вот мне (182 - обычный рост), с двумя детьми, реально не хватает объёма салона - с двумя детскими креслами не посадить никого назад, я придвигаюсь вперёд, когда за мной садится пассажир, багажника не хватает и т.д.
Давайте теперь рассмотрим массу, размеры кузова и салона конкурентов, понимая, что новая машина должна быть всё же несколько попроще и подешевле, и предположим, какими должны быть основные параметры.
Мы видим, что у всех авто похожая высота, она находится в диапазоне от 1461 мм у Рапида до 1525 у лобастого Логана.
По величине колёсной базы нынешняя Гранта на класс уступает основным конкурентам. База 2476 мм против 2630 у Логана, 2635 у Весты (чуете Б0-корни в её конструкции?), 2602 у Рапида, да и у Соляриса 2570, у Поло 2552 мм. Все эти машины, кроме Логана, ощутимо просторнее, у Логана почему-то сильно назад вынесены задние колёса, места сзади не особенно много, да и вообще компоновка салона странная. Разница в среднем составляет 5% по величине базы, или 120 мм. Опять же, не могу не сделать реверанс в сторону VAG. Вы у Рапида багажник видели? И задние места у Поло тоже вполне хороши. Какоё-то тёмное колдунство...
По ширине колеи Гранта тоже самая маленькая, на 50-80 мм меньше основных соперников. Разница 5%.
Ну и по массе - разница в среднем на 62 кг, или 5,5%.
Интересные цифры.
Такое ощущение, что, в первом приближении, желательно выйти на цифры порядка:
- длина колёсной базы 2550 мм;
- ширина колеи 1490 мм спереди и 1510 сзади ( о разнице колеи поговорим ещё!);
- масса около 1100 кг для базовой версии (как у Соляриса прошлого поколения);
- высота где-то 1460 мм.
Давайте скажем пару слов о высоте. Уменьшение высоты на 40 мм даёт экономию площади Миделя на 3% да, я гоню за накат!. Причём добиться этого можно вообще без каких-либо потерь для качества жизни, несмотря на опускание линии крыши на 30 мм, так как нынешняя посадка в авто просто супер-высокая, да и клиренс вполне можно уменьшить где-то на 10 мм. В итоге, скомпенсируется влияние большей ширины авто на сопротивление движению, и пропорция "колея/высота" станет не 0,953, а 1,02. Машина перестанет быть такой валкой.
Более же низкая посадка будет комфортнее (не для всех, кто-то любит сидеть как на барном стуле, то есть как сейчас - а сейчас выбора то и нет!), при этом за счёт длины базы машина тем не менее станет просторнее. Причём при применении регулировки сиденья водителя по высоте, в авто, тем не менее, усядутся и люди двухметрового роста.
В общем, мы видим, что Гранта должна стать весьма похожей на VW polo версии до 2020 года, который седан, по основным геометрическим размерам. Размеры свесов кузова, в данном случае, не столь принципиально важны, и должны быть выбраны по соображениям аэродинамики, проходимости, вместительности багажника и дизайна.
д) Простота. Гранта должна остаться проще и дешевле всех конкурентов.
- пусть в ней останется такой же ужасный пластик в салоне - главное, чтобы не гремел;
- пусть в базовой версии не будет кондея, музыки, стеклоподъёмников, центрального замка, крашеных в цвет бамперов, зеркал и ручек - как я описывал в материале про Оку. Хотя, без усилителя руля, пожалуй, здесь уже не обойтись;
- пусть останется кочерга "ручника", торчащая прямо из пола. В качестве опции уже можно предложить и "бороду"-органайзер на тоннеле пола с подлокотником, тем более сам тоннель и расстояние между сиденьями станут шире;
- в двухобъёмных вариациях кузова можно не ставить на базовые версии заднюю полку багажника и дворник пятой двери;
- опять-же, унификация! За счёт большого объёма качественных универсальных компонентов, можно добиться низких базовых цен.
е) очень важно, чтобы пусть не сразу, но было доступно большое количество версий и комплектаций. Каждый сможет собрать машину под себя: бензин, дизель, гибрид, передний привод, полный, механика, автомат. Пустая как барабан комплектация или с климат-контролем, датчиками дождя/света, качественной музыкой и светодиодными фарами почти вдвое дороже. Седан, лифтбек, универсал, короткий хетч. Можно помечтать и о "заряженной" версии, с мотором и трансмиссией от более "взрослых" машин на той же платформе. Ставят же на Октавии 5-цилиндровое поющее сердце и DQ-500 от RS-3! Отличный пример заводского конструктора.
ж) Давайте ещё пофантазируем, какие, может быть, мелкие, вещи должны измениться в машине, чтобы она стала человечнее, удобнее, ближе к сердцу водителя, в конце-концов!
- не покушайтесь на регулировку света по немецкому образцу - в виде крутилки слева от руля. Лучше этого же ничего нет!
- можно в качестве опции предложить плафон для подсветки задней части салона. Для семейного авто очень важно;
- очень хотелось бы увидеть на новой машине двери с современным конструктивом рамок стёкол, чтобы уплотнители не перетирали краску, чтобы воздух не завывал в зазорах и т.п. Возможно, такая конструкция дороже, тут надо считать и принимать взвешенное решение. Ещё важно добавить уплотнитель между дверями с завода, чтобы ветер не выл в ухо на трассе, и поработать над формой дверей так, чтобы хотя бы передние стёкла опускались полностью!
- круто было бы в богатых комплектациях иметь чуть больше удобства для задних пассажиров: кармашки под телефоны в спинках сидений, воздуховоды печки, зарядки, подлокотник/трёхсекционный диван, регулировку наклона этого самого дивана. Если люди готовы за такое платить в компактном авто, почему нет? Главное - закладывать такую возможность сразу, а упростить всегда можно. Вообще - правильно, когда изначально проектируется самая продвинутая и сложная версия, а затем её упрощают до базовой, отсекая лишнее. Этот принцип работает во многих отраслях.
- Очень здорово было бы, если бы на всех доступных моделях завода (в целях унификации) поставили бы современную приборку с экраном, и она была бы на рулевой колонке и двигалась вместе с ней, как на infiniti. Примерно вот такую, только без спидометра справа:
В ней слева была бы только одна движущаяся стрелка тахометра и поле для контрольных ламп ( ну можно отдельно сверху оставить самые важные лампочки вроде поворотников), а всё остальное - на экране. В 21 веке это же так просто! Да и не дорого. Оставить цифровой спидометр, а всё остальное сделать гибко настраиваемым. Почему производители делают из водителей дураков? Где температура масла, где температура ОЖ в градусах (ладно, у меня в Гранте есть), где счётчик моточасов? Поучитесь у американцев! Ладно, опять я отвлёкся. Но идея полнофункциональной современной приборки, регулирующейся вместе с рулём, по-моему, классная. И ведь туда можно зашить ещё примерно миллиард полезностей - от круиз контроля до экономайзера, от сервисного меню ошибок до названия радиостанции. Дисплея дюймов на 7 для этого вполне хватит. Штук 6 горячих кнопок вокруг неё тоже не помешают. А на месте нынешней приборки можно устроить небольшую нычку для водителя, с крышкой и USB-зарядкой в ней - пристроил туда телефон, вот тебе и навигация.
- Было бы здорово сделать торпедо немного другой формы. Я имею в виду, перенести рычаг КПП на торпедо (оно будет более наклонной формы), полку для мелочей продлить прямо до рычага КПП, встроить в неё подстаканник и зарядки, вокруг рычага оставить место примерно для 8 кнопок и аварийки. место для мультимедии перенести выше, между дефлекторами обдува (вспоминаем про увеличившуюся ширину салона), а между КПП и мультимедией оставить регулировку климата. То есть получится что-то вот такое (вот жеж я упоротый художник!)
Есть ещё много, много моментов, которые можно осветить, но итак уже очень много буКаф.
Давайте подводить итог.
Всё, что здесь сказано, лишь фантазия. Но, создавая новую модель, проектировщики должны понимать контекст. Концепцию продукта, который они делают. Идеологию, если хотите. Здесь моя скромная попытка её несколько однобоко, но сформулировать. Эдакое общее техническое задание на новый легковой автомобиль B-класса. Если за дело возьмутся знающие люди, уверен, даже без миллиардов евро на разработки можно сделать многое, и сделать хорошо. Ведь и сейчас Гранты не так плохи, это честные автомобили за свои деньги. Просто они уже устарели, и надо идти вперёд. Идти как можно быстрее. Я бы сказал - бежать.
Главный вопрос- сколько должно стоить такое авто?
Несмотря на увеличение габаритов, более современный и сложный кузов, более технологичный силовой агрегат, Калина 3 будет по-прежнему максимально бюджетным авто без претензий на "понты", с простейшей отделкой, маленькими колёсиками и минимумом шумоизоляции. Поэтому, будет здорово, если начальную цену удастся удержать ниже значения 700 тысяч рублей.
Всем, кто дочитал, спасибо за внимание. Велкам в коментарии.
Мира вам и добра!