Жил Ваня, жил, а потом вдруг засобирался в дальнюю дорогу — Кремль посмотреть.
Посмеялись над ним односельчане. Мол, куда уж тебе, дураку, в Кремль ходить! Сидел бы дома, как все. Только старый дед Аркадий внимательно поглядел на Ивана из под седых кустистых бровей и сказал серьезно, внушительно:
— Собрался, так иди! Никого не слушай.
Обнял Иван старика на прощанье и хотел было отправиться по своим делам, но дед Аркадий вдруг ухватил Ивана за рукав:
— Погоди, торопыга! Присядь-ка, скажу тебе кое-что...
Сели они на кривую лавочку, свернули по самокрутке. Дед Аркадий вытер слезы, сказал одобрительно:
— Ух, крепкий самосад, зараза! Генеральский!
Иван терпеливо ждал.
— Дорога тебе долгая предстоит, опасная, — начал старик плавно, немного нараспев. — Через остяков, на запад до самых Уральских гор. Те горы ты лучше с юга переходи, слышишь? Южнее держись! На деревьях ночуй, так безопаснее... Костра лишний раз не разводи, не нужно.
Легкий волокнистый дым поднимался к вечереющему небу и таял в воздухе, как тревожные слова старика.
— Как за Урал перевалишь, башкиры да татары пойдут. Держи ухо востро, примечай — как бы чего не вышло. Но и это всё не беда! Дойдешь как-нибудь, коли голова на плечах имеется... Другого тебе, Ванюша, опасаться надо!
— Это чего же? — быстро спросил Иван.
— Есть вокруг Кремля четыре кольца, — продолжал дед Аркадий, кивая в такт своим словам. — Первое кольцо земляное. Как дойдешь до него, начнет тебя в землю засасывать. Но ты не бойся и не сопротивляйся. Зря силу не трать, понял? Как засосет тебя земля, окажешься ты живой в подземной стране. Там хорошо, будут тебя подземные жители кормить-поить да на своих железных повозках катать. Только ты, парень, не задерживайся там надолго, вылезай наружу и дальше иди.
Иван кивнул.
— Затем будет второе кольцо, водяное. Реки да болота, а вода в них мертвая — черная, густая. Настоялась вода. Иной раз придется по пояс брести, иной раз и вплавь. Главное, не пей той воды, Ваня! Ни за что не пей!
— Не буду, дедушка Аркадий, — веско сказал Иван.
— Во-от. А третье кольцо воздушное будет. Душит оно, душно тебе станет! Спертый там воздух. Иные люди говорят, это жаба душит. Может, и так... Только невидимая эта жаба, просто так не избавишься от нее. Ты иди вперед, Ванюша, несмотря ни на что. А не сможешь идти — ползи. Хоть кубарем катись! Помни: если вдруг жаба душить начала, значит, недалеко уже до Кремля. Терпи! Терпи, Иван! А как увидишь Кремль, так, значит, для последнего испытания время настало — для кольца огненного, четвертого...
— Огненного, значит? — растерянно повторил Иван.
— Тут, брат, самый страх начнется, — нахмурился дед Аркадий. — Всё в огнях, всё огнем разноцветным полыхает. Бушует огонь, колышется вокруг тебя, а не жжет! Потому, стало быть, что ты три кольца уже прошел и защиту имеешь.
— Господи, — перекрестился Иван. — А я слыхал, что можно просто на самолете до Москвы...
Старик усмехнулся и покачал головой — мол, слушай всяких!
— Как подойдешь к самому Кремлю, не мешкай. Обойди его посолонь, селфи сделай и назад. Не стоит тебе там задерживаться. Понял ли меня?
— Понял, дедушка Аркадий!
— То-то же... Ну всё, ступай! Завтра тебе до рассвета встать нужно, чтобы с первым лучиком солнца на тракте быть. И помогай тебе Бог!
Ваня, встал, поклонился старику до земли и пошел собираться. А дед Аркадий остался сидеть на кривой лавочке, глядя в землю перед собой. Поднял старые глаза к небу — не будет ли дождя? Пробормотал задумчиво:
— А может, и правда на самолете можно? Да-а...
Что значит это «да-а», дед Аркадий не смог бы ответить. Да и спросить у него было некому.
==========
Буду вам благодарен за лайки и комментарии, друзья!
Другие рассказы: