С момента одной из самых страшных техногенных катастроф в истории человечества, которая произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС, прошло 36 лет. Тот урок человечество будет помнить всегда.
Об этой трагедии регулярно снимают фильм и сериалы. Однако из памяти не уходит одна из самых сильных кинолент, вышедший на экраны 12 лет назад, в которой снялись Антон Шагин, Вячеслав Петкун и Светлана Смирнова-Марцинкевич.
В 2010 году режиссер и сценарист Александр Миндадзе снял фильм «В субботу» о том, как в первый день после аварии на Чернобыле информация о ней еще не распространилась среди населения. Молодой парень Валерий Кабыш случайно узнает о том, что произошло на самом деле. Теперь он оказывается перед сложным моральным выбором – попробовать спасти людей, включая близких, либо послушаться приказа от начальства и не паниковать.
Жанр фильм-катастрофа в России, да и не только, по большому счету, является коммерческим. Это зрелище, за которое платит зритель. В фильме Миндадзе есть принципиальное отличие, здесь акцент сделан не самой катастрофе, а на тезисе о невозможности ее преодоления.
Человек попытается справиться с последствиями беды, но сама она навсегда изменит жизнь тех, кто имеет к ней отношение. Поэтому сюжет фильма «В субботу» - это драматургия, а не глянец.
Миндадзе – опытный драматург, несколько десятилетий работавший в творческом тандеме с Вадимом Абдрашитовым. По их фильмографии можно отследить эволюцию отношения автора к катастрофе. Прежде всего, к внутренней катастрофе человека.
Это фильмы «Поворот» 1979 года, где причиной внутреннего переустройства героя Олега Янковского становится ДТП. В фильме «Остановился поезд» с Олегом Борисовым, герой которого делает выбор между спасением своей жизни и жизнями других людей перед лицом неминуемой аварии на железной дороге.
Темы внутренних переживаний и нравственного выбора человека или общества касаются и фильмов «Парад планет», Армавир» и даже «Магнитные бури». В каждой из показанных в кино катастроф автор обращает внимание на невозможность полного осознания трагедии человеком и обществом, на рубец, который оставляет беда в судьбе человека.
Фильм «В субботу» не содержит сцен массовой паники, масштабных эпизодов спасения людей и их бегства, снятого с вертолета. Хотя АЭС здесь все время в зоне видимости фоном на заднем плане.
Нет здесь и шаблонных клише в виде внеплановых совещаний партийных боссов, нет героических фактов спасения людей.
Режиссер рассказывает историю одного человека, который до катастрофы был серым партийным карьеристом, простым инструктором местного парткома.
В ночь на субботу он случайно оказался недалеко от места катастрофы, поэтому узнал закрытую для общих ушей информацию. Он еще жив, но жить ему осталось недолго. Как и многим другим, которые уже мертвы. Но многих еще можно спасти.
Александр Миндадзе обратился к теме общества обреченных, которое не знает об этом. Зритель вместе с главным героем знают об этом с самом начала в отличие от этого общества.
Вместе с режиссером мы смотрим на этих людей, на их суету, которая с каждой минутой приближается к пропасти, к вечности. Это фильм, снятый в камере смертников, которым еще не огласили приговор.
Сильный фильм, который трогает струны души посильнее любого зрелищного фильма-катастрофы. Такое кино не даст забыть о трагедии Чернобыля.
Подписаться на канал «КиноНытик»