Этот фильм смотрела несколько раз с перерывом в несколько лет. Зацепил он меня не только тем, что нравится джаз. А тут мы становимся свидетелями кухни этой музыки изнутри. Казалось бы, никакого экшена, всего лишь два главных героя – молодой и старый, да политая потом и кровью барабанная установка. Но – цепляет. Из тех лент, что хочется пересматривать.
«Одержимость»/Whiplash 2013 года режиссера Дэмьена Шазелла («Ла-Ла Лэнд», «Человек на Луне») – у этой ленты может быть много интерпретаций и точек зрения.
Некоторые будут думать, что в фильме показано то, как человек гонится за Успехом, на котором помешан западный мир, а особенно Америка. Эндрю (его хорошо сыграл Майлз Теллер) мечтает стать не просто барабанщиком, а Великим барабанщиком. Кстати, актер с 15 лет играет на барабане. А в фильме режиссер заставлял его делать это буквально до изнеможения, чтобы в ленте все было правдиво.
Ради Успеха нескончаемые репетиции до стертых в кровь пальцев и капающего с лица пота. Ради него он бросает свою девушку, сказав ей, что она может быть помехой в достижении его цели. Парня буквально дрессирует известный дирижер Флетчер в исполнении актера Дж. К. Симмонса, неуравновешенный деспот и тиран, которому дать затрещину как нечего делать. Его девиз «Нет в нашем языке слова вреднее и опаснее слова молодец».
У других будет иной взгляд на происходящее. Они скажут вам о том, что, не пройдя через унижения, не станешь великим. Что именно благодаря Флетчеру Эндрю хоть чего-то смог добиться в своей жизни. Нужно смирить свою гордыню, которой у каждого из нас немеряно, с мудростью принять свое унижение, и только после этого ты сможешь чего-то добиться в жизни.
И действительно, вспомните тот же российский фильм о великом хоккеисте Харламове «Легенда 17», который ведь тоже прошел унижения от своего тренера Тарасова. Вспомните всех великих тренеров, вы думаете, они сюсюкаются со своими воспитанниками? И вообще, разве можно добиться каких-либо успехов без жесткого воспитания своего тренера? А маленьких детей – будущих артистов знаменитого на весь мир китайского цирка – вообще поколачивают палками ради железной дисциплины.
В фильме вроде бы и музыка не на первом месте, но в то же время ради нее, ее Величества музыки, все и совершается как молодым барабанщиком, так и властным дирижером.
Кстати, показан мир творческих людей, далеко не радужный и добрый. Там правит бал жесткая конкуренция. Как тут не вспомнить истории о подсыпанном в пуанты толченом стекле ненавистной приме балета? Или организованную травлю в Большом театре Николая Цискаридзе.
Концовка фильма впечатляет. Джазовая импровизация известной композиции «Караван» Дюка Эллингтона в финале тоже. При этом, опять же, не будет однозначных выводов и здесь. Зависит ли до сих пор Эндрю от своего наставника или, наоборот, заставляет его плясать под свою дуду? Каждый понимает это по-своему.