Найти тему

Профилактика буллинга. Диалог специалистов.

Оглавление

Как видят проблему специалисты, работающие с замещающими семьями и другими детьми из уязвимых категорий. Эксперты общественных организаций оценивают явление, обсуждают причины и способы профилактики школьной травли.*

Круглый стол «Наших детей в школе не любят», Библиотека роста и карьеры БИРО
Круглый стол «Наших детей в школе не любят», Библиотека роста и карьеры БИРО

Что по мнению экспертов является сейчас основной проблемой.

Важные наблюдения и тенденции, которые прозвучали на круглом столе по профилактике буллинга «Наших детей в школе не любят».

Не наша проблема

Наталья Николаевна Емельянова
кризисный психолог, руководитель методической антибуллинговой службы, автор и тренер образовательных программ для педагогов и школьных специалистов (АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР», Пермь)

Самое важное, что и школа и педагоги начинают признавать наличие этой проблемы. Это происходит в своеобразной форме. Например, школы начинают с нами работать — они мотивированы получить какие-то бонусы, внедрить модель по которой бы они работали и были оснащены технологиями, но это может звучать так «Да, мы признаем, что эта проблема существует, но у нас нет — у нас все хорошо!»

Мы во многом работаем для того, чтобы это не воспринималось как признание краха. Это в любой школе есть. Важно просто замечать, что есть зона риска. Если вернуться к тенденциям, к тому что мы наблюдаем, самая важная из них — это динамика, люди начинают замечать и признавать, что этот феномен существует, он есть и от этого можно как-то оттолкнуться и двигаться дальше.

Противостояние

Наталья Андреева —
психолог, координатор программы «Территория радости», АНО «Родительский центр «Подсолнух»

Когда мы продвигаемся в теме помощи ребенку, в том что касается его принятия, профилактики травли или уже работе с ней, именно в школе мы иногда слышим такие посылы, которые для нас звучат как противостояние. Как защитить ребенка, как нам выстроить защитные действия по отношению к школе. Я сейчас не пытаюсь оценить правильно это или нет, но с нашей точки зрения, из наших наблюдений — такой противопоставительный подход не работает. Работает только идея, связанная с попыткой понять это поле, что там происходит. У нас не идеальные школы и там много детей — это факты. Мы, конечно, можем переживать о них, но не будет у всех детей идеальных школ и идеальных учителей.
По нашим наблюдениям происходит улучшение там где есть сетевое направление движения в сторону взаимопонимания. Когда мы готовы выстраивать отношения с той же школой, когда готовы выстраивать отношения с теми же родителями. Например, то что мы со своей стороны делаем — это стараемся сориентировать родителей в их собственных навыках, собственных способах понимания что происходит с ребенком, вовремя на это реагировать, как реагировать и как выстраивать конструктивные отношения с той же школой, например. И вот это работает больше, чем раздумья о способах как защититься или как нападать.

Роль созидателя, а не защитника

Екатерина Вадимовна Селенина
международный эксперт по семейным видам воспитания детей сирот и социально-трудовой адаптации молодых людей из их числа как в России, так и в странах СНГ. Член общественного совета по защите прав и законных интересов детей-сирот при Министерстве Образования РФ

Буллинг — это примитивное, первобытное. Это организация стаи. Если там нет культурного, нет социального, человеческого, то тогда будет это. Через что мы восстанавливаем — конечно через отношения. Конечно через теплые, длительные, поддерживающие отношения. Сначала в семье — 100%. Дело в том, что когда мы говорим про приемных детей — это всегда дети сироты, всегда дети травмированные. Нет ни одного ребенка сироты без травмы. Невозможно забрать ребенка из кровной семьи не травмировав. А мы забираем только тогда, когда есть реальная опасность жизни и развитию.
Никто не говорит, что учитель должен быть специалистом по травле, но человеком, который может увидеть, услышать, поддержать ребенка, нормализовать его состояние. Когда приемные дети приходят в школу они приходят выживать, сражаться или просто отсидеть положенное, но никак не учиться. Учитель поддается на эту удочку вместо того, чтобы занять позицию взрослого (сейчас я даже не говорю про позицию педагога) — просто позицию взрослого и увидеть в ребенке не агрессора, не нарушителя, а ребенка, которому нужна помощь. Твоя помощь. Не отреагировать на него страхом, а очень многие учителя просто боятся и начинают запускаться защитные механизмы самого учителя. И здесь вступает в бой наш родитель — любящий, защитник. Начитавшись всего, что он видит в интернете, а у нас очень много советов про то что «Не бойся, иди, добивайся!» родитель принимает позицию защитника. А она выгодная только на чуть-чуть. Да, она на какое-то время тебя с ребенком объединит, потому что ребенок ждет от тебя защиты. Ему приятно, что ты пошел с шашкой наголо и напал на учителя. Но — это начало манипуляций. Ты соединяешься с ребенком в этом дез адаптивном поведении. Ты утверждаешь, что в этом мире нужно сражаться, воевать. Что все против нас. И от тебя это поведение будет ожидаться дальше. Ребенок будет использовать тебя как такого защитника, оружие, инструмент. Вместо реабилитации получается усугубление травматических последствий. А для того, чтобы этого не было — ребенка надо нормализовать. Чтобы он кишками почувствовал защищенность. Кто это может сделать? Родитель и учитель!
Неважно кто будет инициатором. Если есть НКО, которое может сочленить, соорганизовать и как-то направить этот процесс — прекрасно. Если этого нет, то должен быть инициатор — мудрый учитель или мудрый родитель. Суть в том, что надо вести диалог. Надо действовать с позиции созидателя. Создателя реабилитационной среды, а не защитника, который сражается.

Некуда передать

Елена Петрусенко —
психолог, координатор программы «Мое завтра» АНО «Родительский центр «Подсолнух», психолог, ведущий индивидуальной и групповой работы.

Мы, как специалисты работающие именно с приемными семьями, видим проявления, которые можем обозначить как педагогическую запущенность. Или есть какие-то не диагностированные умственные или физиологические особенности, когда ребенку, например — с высокой тревожностью, трудно в классе из 20-30 человек. Ребенок у которого есть трудности с авторитетами и вообще с образом взрослого, который не принимает учителей, не может слушать то что они говорят.

Когда мы сталкиваемся с этими трудностями и видим, что мы понимаем причины и можем работать с этими причинами, то осознаем, что весь этот контекст нам некуда передать. Мы остаемся одни в этой системе. Есть мы, есть родитель, а дальше мы не можем взаимодействовать. У нас нет прямого пути к тем людям, которые могут ребенку тоже с этим помочь. Нет пути к педагогам.

С чего начинать

Ангелина Александровна Лангинен —
Клинический психолог, специалист по психологическому сопровождению подростков и родителей. Методист школьных психологов Пушкинского района СПБ (ГБУ ДО ЦППМСП Пушкинского района СПБ)

Начать надо с запроса. У кого запрос есть — вот с того надо и начать. Потому что, если мы будем бегать и причинять добро — мы пользу не принесем, это точно. Приходит к психологу учитель и говорит «Совершенно неуправляемые дети, помогите, может что-то там про сплочение по колдуете?». Смотрите, неуправляемые дети — это они сегодня неуправляемые, а завтра это может быть буллинг. Причем, это может быть буллинг сегодня — против учителя. Поэтому, пожалуйста, сегодня можно уже превентивные меры применять. Какие могут быть меры — чего, собственно, не умеет учитель и что ему может порекомендовать психолог. Учитель совершенно точно не умеет управлять группой. Работа с группой — это определенный навык, определенная компетентность. Это не про то “как я преподаю предмет”. Учитель может интересно рассказывать и можно его заслушаться, но управление группой — это совершенно другое. У группы есть несколько фаз развития и одна из них — всегда агрессия. Даже если мы с вами еще пару дней здесь посидим — мы точно все переругаемся, потому что так это работает. Прежде чем прийти к конструктиву должно что-то негативное произойти. Об этом, как минимум, учителя должны знать. Когда они с запросом обратились к психологу — психолог тоже должен это знать, чтобы донести и рассказать учителю.

Данный проект реализован по инициативе АНО социальных услуг «Родительский центр «Подсолнух» в содружестве с Благотворительным фондом «Абсолют-Помощь» при поддержке Библиотеки роста и карьеры БИРО

*В материале опубликованы фрагменты круглого стола «Наших детей в школе не любят», посвященного профилактике буллинга.

Видеозапись круглого стола можно посмотреть по ссылке