На полях сражений раннего и среднего бронзового века всецело доминировала пехота. Появление на древнем Ближнем Востоке стремительной двухколёсной боевой повозки приводимой в движение лошадиной упряжкой, произвело настоящую революцию в военном деле. Война приобрела невиданный ранее территориальный размах и стала уделом профессионалов. Наступала эпоха мировых империй.
Появление колесниц
Первые попытки приручить лошадей население евразийского степного пояса стало предпринимать в IV тысячелетии до н.э. Недавние палеогенетические исследования показали, что все современные домашние лошади являются потомками одной группы этих животных, успешно прирученных около 2200 года до н.э. где-то в низовьях Волги и Дона. Отсюда они вместе со своими хозяевами, носителями ямной археологической культуры, стремительно распространились по всему континенту, претерпев при этом бурный рост численности и вытеснив отовсюду местные дикие популяции. Вместе с лошадьми, может быть, с опозданием на одно-два столетия, отсюда же широко распространились легкие двухколесные повозки, в которые их запрягали. Первое колесо со спицами и ободом для быстрой езды появилось у носителей синташтинской культуры не позднее 2000 года до н.э. Лошадьми, запрягавшимися в колесницы, управляли при помощи костяных дисковидных псалиев.
Тяжелые четырехколесные повозки запряжённые ослами или волами, применяли в военном деле ещё шумеры по крайней мере в середине III тысячелетия до н.э. Тем не менее пришедшие с севера кочевники произвели настоящую революцию. Лёгкие колесницы позволяли пришельцам стремительно передвигаться на большие расстояния и вести манёвренную войну в темпе, недоступном прежним армиям. С высоты колесниц воины, вооружённые мощными сложными луками, могли атаковать врага с уязвимых флангов или тыла, без опасности для себя расстреливать сомкнутый пехотный строй, легко уходить от ответных контратак, преследовать и настигать бегущих. При таких возможностях любой народ, живший в пределах досягаемости вражеских колесниц, мог отстоять свою безопасность, только прибегнув к тому же средству. Таким образом, древним государствам Ближнего Востока пришлось создавать свои колесницы или приглашать пришельцев к себе на службу.
Гиксосы в Египте
В Египте и лошадь, и колесница оказались благодаря гиксосам — западносемитским кочевникам из Сиро-Палестинского региона, которые в условиях смуты, последовавшей за распадом египетского Среднего царства (2055–1650 годы до н.э.), стали всё чаще проникать в Нижнюю часть страны. С собой гиксосы принесли новые сельскохозяйственные культуры, ремесленные технологии, приёмы обработки бронзы и новое оружие. Среднеегипетское название лошади (ssmt) имеет семитское происхождение (ивр. sus или аккад. sisti) — как и название колесницы (mrkbt = ивр. merkabah, аккад. narkabtu).
Постепенно гиксосы установили политическое господство во всём Нижнем Египте. Их столицей был Аварис (Телль-эд-Даба) в восточной части Дельты. Известные по документам имена царей гиксосских XV и XVI династий (1650–1549 годы до н.э.) имеют семитское происхождение. Верхний Египет при этом сохранял независимость, им продолжали править фараоны XVII фиванской династии (1650–1549 годы до н.э.).