Этот поразительный психологический эффект: когда человек берет кредит, то часто не думает о дополнительных расходах: страховке, комиссиях банка, процентах. Но когда идет речь об оплате процедуры банкротства, то все хотят сэкономить. И тогда возникают инциденты с обманом юристов с полным или частичным уклонением от оплаты труда специалиста.
Юристы всегда на страже справедливости и первые кладут кирпичик в процесс её восстановления. Ежедневно мы помогаем людям: отстаиваем права в различных организациях, погружаемся в тонкости процессов и рассказываем доверителям, как им выйти победителями даже из самых сложных ситуаций.
Казалось бы, юриста на профессиональном пути не может ждать обман со стороны тех, кому он хочет помочь. Однако практика показывает, что случаи, как и клиенты, бывают разные.
Первичный анализ дела: шаг к успеху или провалу
Что связывает всех потенциальных клиентов на банкротство? — Долговые обязательства, которые они не в силах больше исполнять. Однако мы знаем, что обстоятельства у каждого дела уникальны. Даже в двух схематически похожих производствах всегда найдутся нюансы, от которых будет зависеть результат процедуры.
Для того, чтобы при первом же взгляде понять, какие перспективы у дела и стоит ли вообще за него браться, я советую всем юристам использовать метод первичного анализа.
За годы работы я выработала алгоритм, на основе которого был составлен опросник для клиентов. Мы заполняем его на первой консультации, но зачастую возвращаемся к нему уже в процессе, когда в деле появляются новые обстоятельства.
Как банкротному юристу узнать недобросовестного клиента?
Финансовое состояние гражданина, готового объявить себя банкротом, весьма нестабильно. В работе мы сталкиваемся часто с тем, что оплачивать услуги юриста должнику крайне тяжело. Но, как правило, точки соприкосновения можно найти даже в самых тяжёлых ситуациях. В конце концов, можно предложить индивидуальную систему рассрочки, которая бы устроила и специалиста, и доверителя.
Другой вопрос, когда юрист сталкивается с недобросовестным клиентом.
Нередко по совместительству это и недобросовестный должник — вот почему я так часто обращаю внимание на этот критерий. Есть вероятность, что обманувший банк человек, попытается совершить это снова в отношении другого специалиста. Характеристика — вещь упрямая и относиться к ней нужно с вниманием.
На что здесь нужно обратить внимание при общении с клиентом:
🔻 Запутанные дела со скрытыми активами, многомиллионными долгами и фиктивными сделками.
Та ситуация, когда доверитель не может, а точнее не хочет погружать вас в информацию, для чего брались кредитные средства и куда были использованы.
Особенно следует насторожиться, если:
— суммы займов кратно превосходили финансовые возможности по погашению долга;
— большое количество сделок купли-продажи с родственниками и аффилированными лицами;
— не было совершено «крупных» покупок: машины, квартиры, дачи, яхты и так далее. То есть, деньги были и исчезли. Конечно, возможно человек был неудачным вкладчиком финансовой пирамиды.
Вопросов в таких делах гораздо больше, чем ответов. И найти их нужно до того, как дело будет передано в суд.
Стоить работа в рамках такого процесса дёшево априори не может — один анализ документов, не говоря уже о первичном, чтобы расставить точки над «і», займёт немало времени.
Как “подстелить соломки” еще до начала работы
🔻Первый шаг: дробить договор на отдельные задачи/услуги в рамках дела.
На своё усмотрение вы можете каждое своё действие прописать отдельным пунктом с обозначением его стоимости. В своей практике мы прибегаем к разделению процесса на блоки, который клиент оплачивает в установленный для этого период. Например, первый этап — анализ дела, второй — досудебная подготовка и так далее.
Во-первых, сумма за каждую отдельную услугу меньше, чем за полный пакет. Следовательно, оплатить её проще.
Во-вторых, вы со своей стороны также сможете завершить деловые отношения, без необходимости в срочном порядке делать пересмотр основного договора и пересчёта суммы, которую вам должны оплатить.
Также с клиентом можно взаимодействовать на условиях предоплаты, как единоразовой на весь договор, так и по каждому пункту от его стоимости. Это шаг, который также снижает риск остаться без оплаты.
🔻Второй шаг — научиться быстрому анализу дела, чтобы с первых трёх нот понимать его перспективы и чуть больше о клиенте. Возможно, даже больше чем тот хотел сказать. В этом вам поможет опросник для первичной консультации клиента, о которой мы говорили выше.
Стоить вспомнить о договоре оказания услуг и его тщательной выверке перед использованием. Как юристы, мы часто встречаемся с защитой клиентов, попавших в неприятные ситуации из-за «шероховатостей» в документах, однако и сами можем «попасться на крючок».
Кстати, шаблон анкеты-опросника и наш шаблон договора вы можете получить, купив курс “Успешное начало в банкротстве граждан: от консультации до заключения договора”.
Стоит ли отказываться от сложных дел?
После всего вышесказанного возникает вопрос: стоит ли пробовать работать с непростыми доверителями/ делами или не идти на потенциальный риск и отказаться от дела?
Безусловно, отказаться от дела — ваше право. Другой вопрос, что просто пасовать перед сложными, запутанными случаями не стоит: если вам они интересны, то почему бы не попробовать? В любой ситуации чем-то да можно помочь должнику, пусть это и не на 100% удовлетворит его первостепенное желание.
Важный момент: расскажите честно о перспективах. Да, вы можете взяться за дело и вести его во имя соблюдения и реализации прав должника на банкротство. Однако есть риски, которые видите вы, как специалист, и о которых надо сообщить клиенту.
Расскажите подробно нюансы, чтобы гражданин вместе с вами смог оценить, насколько процедура банкротства подходит конкретно ему и не строил иллюзий.
Но если вы беретесь за дело, которое и на первый, и на второй, и на десятый взгляд выглядит неоднозначно, проводите столько этапов анализа, сколько это необходимо в рамках процесса.
Клиентов это может утомить. Не все любят возвращаться к истории сделок, активов и прочих моментов. Бывает, что без злого умысла должники не придают значения некоторым фактам, которые могут оказаться в процессе банкротства решающими.
Итак,
80% успеха любого действия зависит от подготовки к нему. То, как вы подойдете к делу о банкротстве даже на этапе знакомства с клиентом будет влиять на его исход, не говоря уже о работе с документами.
Для тех, кто хочет:
— Закрывать на сделку 80-90% консультаций
— Анализировать дело и минимизировать риски сотрудничества с недобросовестными клиентами и убыточными делами
— Получать от своей работы максимум, транслировать свою экспертность и научиться продавать её, приглашаем на мини-курс «Успешное начало: от консультации до заключения договора».
В нём вы найдёте информацию, что нужно знать специалистам в сфере банкротства о том, что необходимо делать, а чего избегать в сотрудничестве с клиентом. Курс будет интересен в первую очередь тем, кто не знаком с процедурой банкротства граждан, но хочет начать консультировать в этой сфере.
Ознакомиться с программой и дополнительными материалами мини-курса можно здесь: urist-school.ru/mini1
Помните, что важно не только защищать права доверителя, но и помнить о своих правах на оплату труда и экологичные отношения с клиентами, как специалиста.
Опыт и наработки коллег могут здорово помочь в этом и я рада делиться ими с вами.
До встречи на уроках!
Альбина Гузаирова