Найти в Дзене

«Оторви и выбрось»: очередной ответ Голливуду, который уже давно не задает нам никаких вопросов

Уход гигантов киноиндустрии с российского рынка ознаменовался отсутствием конкуренции в прокате у отечественного кинематографа. Тем не менее, как показала практика, на качество российского кино никак не влияют ни внешние ни внутренние обстоятельства. И вновь кинокритики поют дифирамбы очередному покорителю киноолимпа: отечественному «Гаю Ричи», нашему «Тарантино», имя которого Кирилл Соколов. Молодой режиссер подает большие надежды после победы на фестивале «Окно в Европу» 2019 года со своим весьма спорным фильмом с таким же спорным названием «Папа, сдохни». Насколько эти ожидания соответствуют действительности? Новая картина Соколова «Оторви и выбрось», как и «Папа, сдохни» относится к тому типу кино, которое построено на эстетике насилия. По крайней мере задумка такая. То есть: искусство бессильно перед насилием, но что если насилие преподносится как искусство, как у Тарантино, Гая Ричи, Китано или Скорсезе? Разумно ли сравнивать молодое дарование с признанными мэтрами? Критики сравн

Уход гигантов киноиндустрии с российского рынка ознаменовался отсутствием конкуренции в прокате у отечественного кинематографа. Тем не менее, как показала практика, на качество российского кино никак не влияют ни внешние ни внутренние обстоятельства.

И вновь кинокритики поют дифирамбы очередному покорителю киноолимпа: отечественному «Гаю Ричи», нашему «Тарантино», имя которого Кирилл Соколов. Молодой режиссер подает большие надежды после победы на фестивале «Окно в Европу» 2019 года со своим весьма спорным фильмом с таким же спорным названием «Папа, сдохни». Насколько эти ожидания соответствуют действительности?

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Новая картина Соколова «Оторви и выбрось», как и «Папа, сдохни» относится к тому типу кино, которое построено на эстетике насилия. По крайней мере задумка такая. То есть: искусство бессильно перед насилием, но что если насилие преподносится как искусство, как у Тарантино, Гая Ричи, Китано или Скорсезе? Разумно ли сравнивать молодое дарование с признанными мэтрами? Критики сравнивают, попробуем и мы.

Эпоха постмодернизма в кинематографе, начавшаяся примерно с 60 годов прошлого века, отходит от общепризнанных принципов, норм и морали, дабы показать нам иную реальность, иной мир, отличный от сложившихся представлений. Это кино разрушает постулаты, на которых долгое время строилось искусство, смеется над ними и выворачивает на изнанку. В итоге кинематограф этой эпохи дал зрителю такие картины, как: «Криминальное чтиво», «Шоу Трумана», «Бегущий по лезвию», «Малхолланд Драйв» и прочее. Эти фильмы нарушали привычную логику повествования, меняли наше отношение к отрицательным героям, разрушали все знакомое нам, обличали кризис общества, который его постиг.

Когда сидишь в кинотеатре и думаешь: "Какого черта?"
Когда сидишь в кинотеатре и думаешь: "Какого черта?"

Почему мы говорим о постмодернизме, когда обсуждаем работы Соколова? Они действительно разрушают многое, что мы привыкли видеть на экране, выворачивается на изнанку здесь не только окружающий нас мир, но и зритель.

Важно понять, что у всех перечисленных выше режиссеров есть свой почерк, свои особенности, которые мы сразу заметим и поймем, кто перед нами: Тарантино или же Ричи. Да, у них, в частности Тарантино, эстетизация насилия возведена в Абсолют, но мы всегда знаем, что она направлена либо на отрицательного персонажа со стороны положительного (даже не взирая на тот факт, что Тарантино всегда делает отрицательного героя харизматичнее), либо в картине нет положительных героев, и мы не воспринимаем это как тотальное разрушение морали, просто наблюдаем со стороны. Плюс особый способ монтажа, работа со светом, цветом и «потрясающие длинные диалоги», которые не могут надоесть и делают Тарантино тем, кем он является.

Cool long dialogs
Cool long dialogs

Что же у Соколова? «Оторви и выбрось» продолжает идеи предыдущего фильма «Папа, сдохни», то есть это кровавое насилие среди членов семьи, которое пытается строиться на черном юморе и очень ярких цветах, дабы не возникало ощущения реальности. Однако возникает не только это чувство, но множество вопросов к режиссеру, например, «А, собственно, для чего снято?», «Для кого?». Да и к критикам возникают.

Как в эпоху декадентства и бесконечных дискуссий о том, что распространение насилия и принятие его как нечто обыденное и нормальное, собственно, нормальным являться не должно, мы можем отмечать наградами подобные фильмы. Это не жанр черной комедии, потому что есть драматические линии, которые мы не можем воспринимать с юмором, на базе оных строится ряд конфликтов в обеих картинах. Мы не можем говорить о нем как о кино «тарантиновском», потому что помимо бесконечного кровопролития должна быть идея и качественно написанные диалоги, пусть не уровня «Бешенных псов» или «Джентльменов» Гая Ричи, но пусть они будут не такими плоскими, неуместными. Хромает игра некоторых актеров, есть необходимость ряда сюжетных линий.

Игра - да, идея - нет
Игра - да, идея - нет

Если в «Папе…» были попытки внести философскую составляющую в монолог дочери, то они были бездарно уничтожены последующими действиями героини и опять же диалогами. Тем не менее и эти философские мотивы, и персонажи Евгенича, которого играет Михаил Горевой, и Таши, мамы героини (Елена Шевченко), а также сочетание зеленого, красного и оранжевого цветов (мы его уже видели в «Дылде» Кантемира Балагова), все это больше напоминает отсылки к киношколе ВГИКа, нежели попытки «втащить» жанр «тарантиновского» кино в реалии России.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

В «Оторви и выбрось» же философии куда меньше, черноты куда больше, но тем не менее смысла или какого-то своего почерка в картине не прибавилось. Игра Сони Круговой весьма хороша для дебюта, и это, скорее всего, единственное, что может зацепить в картине. В основном – это все то же бессмысленное насилие на фоне ярко зеленного леса и золотых лугов. К чему вторая сюжетная линия в кино, если она по факту ни к чему не приведет? Может быть она создана на контрасте с главными персонажами, дескать, эта линия никуда не привела, хотя все могло бы быть хорошо, а у главных героев все изменилось к лучшему. Или не изменилось? Финальная сцена нас все же не приводит к мысли, что все будет хорошо у этой семьи, затишье – да, но не мир и согласие.

Ох уж эта проблема отцов и детей
Ох уж эта проблема отцов и детей

По итогу можно сказать, что фильм своеобразен, переполнен бессмысленным насилием, слабоват в части юмора и сценарных ходов, диалогов. Это - экспериментальное кино, пытающееся казаться аналогом картин Китано и Тарантино, но не жаждущее стать оригинальным и особенным. Оно лишь очередной ответ Голливуду, у которого никогда не было к нам вопросов.