Найти тему

Влияние теории официальной народности на архитектуру Санкт-Петербурга

Оглавление

С давних пор архитектура является важной частью в строительстве городов, так как она хорошо запечатлевает культуру времени, в котором было построено здание. Санкт-петербург славится своей великолепной архитектурой, благодаря которой тысячи туристов приезжают сюда из разных уголков страны, чтобы изучить и насладиться видами Северной столицы.

Начнём с самого главного — теории официальной народности.

Теория официальной народности (или же уваровская триада) впервые упоминается министром народного просвещения Уваровым в докладе к Николаю I как основы, без которых Россия не сможет развиваться и “жить”.

В основе уваровской триады лежали консервативные взгляды на культурное развитие России. По мнению Уварова, Россия во время и после правления Петра I стала принадлежать к европейской семье народов, а значит должна идти по тому же пути, что и европейские государства. Но в 19 веке передовые европейские страны шли по пути революции, что было недопустимо для Российской империи. Именно поэтому Уваров предложил идею о “заморозке” России, чтобы пройти европейский путь без революций.

Суть идеи о “заморозке” заключалась в замедлении развития до момента, пока русский народ не усвоит определенные установки, которые помогут избежать в дальнейшем кровавые действия. С этой целью Уваров сформулировал теорию официальной народности: “православие, самодержавие, народность”, идею которой взял из военного лозунга XVIII века “За веру, Царя и Отечество”. Именно эти три понятия составляли основу “народного духа”, идеологически обосновывая власть Николая I.

Уваров подметил, что европейские страны были либо католические, либо протестантские, а православие являлось неотъемлемой частью русской культуры и истории, которая помогала русскому народу развиваться и не исчезнуть, поэтому отказываться от него было незачем. Также самодержавие позволило России пережить Смутное время и походы Наполеона, а из последнего следовало, что русское самодержавие в лице Александра I победило Французскую империю Бонапарта, пришедшего к власти путем революции.

К тому же, русский народ не знал другого вида правления, кроме монархического, поэтому самодержавие поддерживалось как церковью, так и народными традициями.

Точное определение народности Уваров не дал, но как предположение можно допустить идею о европейском строительстве нации, которое происходило в XIX веке (“Весна народов”). Многие народы стремились к независимости и созданию собственного государства, строительству национальной истории. Народность являлась путем к изучению и пониманию что такое русский народ и русскому самосознанию.

Белинский считал, что Уваров рассказал об одном члене триады через два других: русская народность заключалась в следовании православию и сохранении монархического способа правления.

Именно на этих началах Русское государство должно было выстоять все ожидающие его неприятности, не пойти по пути революции (как это прошла Франция) и прийти к успеху. Уваров считал эту триаду временной, однако Николай I не только одобрил, но и сделал ее официальной идеологическим символом своего царствования.

Теперь разберём главные архитектурные стили 19 века

1. Классицизм

Неоклассицизм пришёл в Россию из Франции в XVIII веке, при Екатерине II. Неоклассицизм в Российской империи называли классицизмом, так как в XVII веке в русской архитектуре на тот момент преобладали древнерусская архитектура, “Нарышкинское” барокко, стиль барокко и “национально-романтический” этап, в то время как в Европе был популярен классицизм.

Опыт подражания ренессанса античным идеалам откликнулся в классицизме в виде философской основы, а именно: рационалистическим учением Рене Декарта и научными открытиями Исаака Ньютона. В XVII веке во Франции становился абсолютизм, благодаря которому идеей классицизма было распространение порядка и регулярности.

Главными его признаками являются симметричность, соразмерность элементов (колонны и окна располагались равномерно), идеи белизны и простоты. Ансамбли в стиле классицизм отличаются большим количеством свободного пространства, своей грандиозностью. Для стиля классицизм характерны купольные завершения, гладкие стены, единственным украшением которых служил портик. В орнаментах часто использовались листья дуба, розетки и медальоны, а из животных популярны были лев (как символ королевской власти) и различные фантастические звери.

Сам стиль был ориентирован на греческое искусство, так как именно греческое искусство выражало проявление демократии через простоту. Фасады зданий в стиле классицизм рассматривались как идеал архитектурной логичности.

Примерами стиля классицизм считаются дом Пашкова, Казанский собор Божией Матери, предназначавшийся как копия храма Святого Петра в Риме, здание Адмиралтейства, здание биржи, построенное в виде античного храма, Александрийский театр и его ансамбль, улица Росси и Михайловский дворец.

Главным зодчим данного стиля является Карл Росси.

здание биржи
здание биржи

2. Ампир

Ампир с французского переводится как “империя”.

Изначально стиль появился во Франции, во времена правления Наполеона Бонапарта и служил одним из способов прославления Франции XVIII века, в России ампир появился почти одновременно с французским благодаря архитекторам Персье и Фонтену, передавшим императору Александру 1 альбомы с произведениями архитектуры в данном стиле. Также популяризация ампира произошла в конце Отечественной войны 1812 года, когда русские войска увидели “настоящий” наполеоновский ампир вживую.

Главным же архитектором русского ампира является Винченцо Бренна.

Главным стилем в российской архитектуре с XVIII века был классицизм, но под влиянием французской моды распространился ампир, главной задачей которого было показать величие государства, особенно после победы в Отечественной войне 1812 года. Однако же строгость классицизма уступает пышности и монументальности стиля. Ампир отказывается от классической белизны в пользу ярких цветов.

Характерными чертами являются та же симметричность, заимствование архитектуры и атрибутов военных элементов Древнего Рима (шлемов, мечей, стрел, топоров), гербов, а также обилие декора, использование позолоты в деталях, скульптур (в том числе грифонов и сфинксов), торжественная праздность, монументальность и величественность, использование лоджии вместо портика. Главными сюжетами стиля были военные сражения, а во многих формах можно узнать вещи, связанные с темой войны.

Как пример использования стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга можно рассмотреть здание главного штаба, на котором присутствует военный декор, ансамбль Сенатской площади, Исаакиевский собор и его ансамбль, Адмиралтейство, здание Главного штаба.

3. Русско-византийский (исторический) стиль

Русско-византийский стиль появился в середине XIX века. Он состоит из совмещения древнерусской и византийской архитектуры, что хорошо отражает идею особого пути России как преемницы Византии (теория “Москва — третий Рим”, послужившая основой представления о значении и роли России в период возвышения Московского княжества).

Благодаря идеям о национальном единстве, развивавшимся во всю в Европе, в России деятели культуры начали задаваться вопросом о различиях русской и западноевропейского искусства Средневековья. С этой целью были составлены несколько экспедиций, главной задачей которых являлось изучение и описание древних достопримечательностей.

Систематизировать данные сразу не удалось из-за Отечественной войны 1812 года, которая впоследствии привела к росту патриотизма в обществе, что сказалось на изучении и развитии искусства: в литературе стал использоваться фольклор и народный язык, изобразительном искусстве — изображение народных сцен. Также об исторических достопримечательностях писалось в газетах.

Вследствие археологических экспедиций и распространения русской культуры в массах сформировалось новое стилистическое направление в архитектуре. Находки археологов обеспечивали архитекторов сведениями об исторических памятниках, которые становились образцом для современного на то время зодчества.

Всё это формировало интерес народа к историческому прошлому России, особенностям древнерусской архитектуры.

Для русско-византийского стиля характерны большие окна от пола, монументальность, пятиглавое или пятишаровое венчание зданий (в первом случае это было венчание здания пятью луковичными главами, что ссылалось на московское зодчество XV—XVI века, а во втором — разработка К.А. Тона) и заимствование некоторых композиционных приемов и мотивов архитектуры Византии.

Главным зодчим этого стилистического направления являлся Константин Андреевич Тон.

Как пример использования русско-византийского стиля можно рассмотреть Воскресенский Новодевичий монастырь, церковь имени Святого великомученика Мирона в Петербурге.

Элементы теории официальной народности в архитектуре Санкт-Петербурга

1. Исаакиевский собор

Грандиозный собор, который начал строиться в 1818 году, до правления Николая, и закончен был в 1858 году, после Николая I, однако основной период строительства происходил при жизни императора.

Самодержавие изображает памятник Николаю, поставленный перед собором уже после его смерти. Он опирается на бюрократию (здание министерства государственных имуществ), армию (воинственный образ самого Николая) и богатство (Мариинский дворец, построенный для дочери Николая — Марии).

Народность заключается в доме министра государственных имуществ и синего моста, на котором до отмены крепостного права продавали крестьян.

Важность православия составляет размер храма, 114-тонные колонны 17 метров в высоту, из цельного куска гранита каждая. Всё это означало незыблемость веры. Весь вид храма показывает, что православие занимает главное идеологическое место в Российской империи.

2. Александрийская колонна

Сама колонна в высоту 47,5 метров. Православие в ней проявляется в виде ангела на вершине, указывающего на крест. Идея заключалась в том, что православие выше, чем римские и французские колонны.

Самодержавие составляет благодарность Александру I и его изображение на пьедестале колонны.

Народность же состоит из изображений исторических событий и личностей: шлем Александра Невского, Ермака, щит князя Олега, символические фигуры славы, мудрости, истории, записывающей года военных побед и та же благодарность Александру I.

3. Храм Казанской иконы Божией Матери при Новодевичьем монастыре
Казанский храм был построен по проекту В.А.Косякова в Санкт-Петербурге. Храм напоминает собор святой Софии в Константинополе, а сам В. А. Косяков пытался создать храм, который отражал бы многовековую историю христианства, соединяя в себе византийскую и русскую культуры, что соответствует идее о том, что Россия — преемница Византии, а также является следствием заинтересованности народа в историческом прошлом России.

В данном храме есть термальные окна, пять купольных завершений и мотивы византийской архитектуры, что характерно для исторического стиля, олицетворяющего идею теории официальной народности. Как и в храме Святой Софии в Константинополе, в храме Казанской иконы Божией Матери, боковые двухъярусные галереи расширяют площадь здания.

4. Храм Преображения Господня на Аптекарском острове

Когда жителям аптекарского острова стало трудно добираться до Сампсониевской церкви из-за переноса моста через Большую Невку, в 1808 году была освещена Преображенская церковь для служащих медицинского ведомства, однако со временем число прихожан увеличилось и тогда А.Г.Строганов попросил разрешения у императора на постройку новой церкви.

В 1939 году Николай I согласился на постройку храма на 360 человек в историческом стиле и назначил главным архитектором К.А.Тона — главного зодчего данного стиля.

храм Преображения Господня на Аптекарском острове
храм Преображения Господня на Аптекарском острове

В формах зданий Тоновской архитектуры прослеживается классицистическая правильность, поскольку классицизм был еще актуальным на то время стилем. В Преображенском храме Аптекарского острова это выражено в гладких стенах без узоров и симметричности всех деталей фасада здания.

Входная арка с гирькой, пятиглавое завершение храма и крупные окна ссылаются на древнерусскую и византийскую архитектуру, что является следствием теории об уникальном пути России.

5. Мирониевская церковь Егерского полка

Церковь святого великомученика Мирона была возведена и освящена в 1855 году. Здание было выполнено в русско-византийском стиле и вмещало 3000 человек.

Внешне храм напоминал Благовещенскую церковь конного полка, которая была снесена в 1929 году. Храм был увенчан пятью шатрами. Центральный неф был выше и шире боковых. С запада к высокому основному четверику храма примыкала многоярусная колокольня. Именно колокольня стала главным отличием Мирониевской церкви от Благовещенской.

Примером влияния теории официальной народности, как и в храме Преображения Господня на Аптекарском острове, и в храме Казанской Божией Матери при Новодевичьем монастыре, и других храмах является грандиозность здания и заимствование деталей архитектуры древнерусского и византийского зодчества в результате роста интереса к историческому прошлому России и использования архитекторами описаний древнерусских храмов как прототипы для строительства новых зданий.

Рассмотрев вышеперечисленные объекты архитектуры, мы подтвердили, что теория официальной народности привнесла свой вклад в архитектуру Санкт-Петербурга.

Спасибо за внимание!