Найти тему

Рассказываю почему точно стоит перечитать книгу Дефо "Робинзон Крузо" в сознательном возрасте

Сегодня исполняется ровно 303 года со дня первой публикации романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» 25 апреля в 1719 году.

Для начала стоит отметить, что у русскоязычных читателей есть две версии «Робинзона Крузо»: роман Даниэля Дефо в классическом переводе Марии Андреевны Шишмаревой и «Робинзон Крузо» в переводе и пересказе Корнея Чуковского – это сокращенная (примерно на 200 страниц), адаптированная для детей версия. Многие, наверное, даже не могут точно сказать, из какой именно версии книги они узнали о судьбе моряка из Йорка.

«Робинзон Крузо» книга, которую, как правило, читают в детстве и наравне с «Островом сокровищ» такие книги пробуждают у детей интерес и любовь к чтению. По крайней мере, в моем случае так оно и было.

На самом деле очень страшно перечитывать книги, которые читал в детстве, вдруг развеется то волшебство, которым они окутаны в детских воспоминаниях.

Не совсем понятно, почему эта книга считается детской, ведь Даниэль Дефо писал ее не для детей, и ему на тот момент было почти 60 лет, а Робинзону было 27 лет, когда он попал на необитаемый остров.

Дети видят в этой книге только захватывающие приключения, хотя на самом деле это довольно глубокая и серьезная книга, в которой нашли отражение мудрость и опыт Дефо и она наполнена совсем недетскими мыслями и умозаключениями. Чего только стоит вот эта явно прочувствованная на собственном опыте мудрость: «Какое игралище судьбы человеческая жизнь! И как странно меняются с переменой обстоятельств тайные пружины, управляющие нашими влечениями! Сегодня мы любим то, что завтра будем ненавидеть; сегодня ищем то, чего завтра будем избегать. Завтра нас будет приводить в трепет одна мысль о том, чего мы жаждем сегодня». Поэтому эту книгу точно стоит перечитать в сознательном возрасте.

Прототипом Робинзона был моряк Александр Селькирк из Ларго. Он был штурманом корабля «Пять портов» и из-за ссоры с капитаном Дамьером его высадили на острове, оставив ему ружье, одежду, библию и другие предметы первой необходимости. Он прожил на острове четыре года и пять месяцев. До него на этом острове жили колонисты-испанцы, которые развели там коз. Колонисты перебрались на материк, а козы остались, ими то потом и питался Селькирк. Позже появилась книга «Игра судьбы, или Удивительное сообщение об Александре Селькирке, написанное им самим».

Итак, теперь перейдем к роману Дефо под очень похожим заглавием: «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо. <…> Написано им самим».

-2

Главный герой Робинзон Крузо это юный англичанин 17 века из почтенной семьи. Его отец хотел, чтобы он стал юристом, что обеспечило бы ему стабильную и спокойную жизнь. Отец подробно и красочно расписал ему все прелести и преимущества среднего класса этой «высшей степени скромного существования», когда «человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающий на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов». Но Робинзон мечтал о морских путешествиях.

Здесь мне вспомнилась строчка из романа «История кавалера де Грие и Манон Леско» Антуана Франсуа Прево: «Совет был благоразумен, но надо было и самому быть благоразумным, чтобы ему последовать». Вот эта фраза как нельзя лучше объясняет, почему же Робинзон не послушал своего отца. Да потому, что он был слишком молод и как он сам признался: «благоразумием я никогда не отличался», чтобы желать спокойной и размеренной жизни. Ему хотелось достичь чего-то большего. Как собственно и его отцу в свое время, который «приехал из Бремена и поначалу обосновался в Гулле, затем, нажив торговлей состояние, он оставил дела и переселился в Йорк». Вот Робинзон, как и его отец, хотел проявить себя и нажить свое состояние, а не ограничиваться тем, что достигнуто. Дефо с презрением относился к привилегированной верхушке, «которая уже не живет, а существует в доставшихся даром условиях». Отец Дефо хотел, чтобы он стал священником, но он выбрал другой путь и стал предпринимателем и журналистом. Дефо говорил о себе: «Тринадцать раз становился богат и снова беден».

Как потом скажет Робинзон: «Видно, совершать безумства – удел молодежи, как удел людей зрелого возраста, умудренных дорого купленным опытом, - осуждать безрассудства молодежи».

Очень важно отметить, что стремление Робинзона уйти в море, было лишь отчасти продиктовано романтическим желанием «повидать дальние края», Не страсть к морю и путешествиям, а желание быстро разбогатеть движут им.

В то время в морском просторе люди искали удачи, фортуны. Кстати, слово «fortune» переводится с английского и как «богатство» / «состояние» и как «удача». Вот Робинзон и рассчитывал найти в море несметные богатства.

Он убегает из дома и отправляется 1 сентября 1651 года в свое первое плавание из Гулля в Лондон. И попадает в шторм, который длится не долго, но все же успевает его напугать.

Потом, так и не доплыв до Лондона, этот корабль попал во второй, на этот раз уже «жесточайший» шторм, в котором он в итоге и затонул, а экипажу чудом удалось спастись. Это был первый звоночек судьбы. Причем, Робинзон его заметил, и сокрушался и сожалел о том, что зря он не послушал своего отца, и хотел вернуться домой, если только останется в живых. Мало того, судьба обратилась к нему напрямую устами владельца затонувшего корабля.

«- Молодой человек! Вам больше никогда не следует пускаться в море: случившееся с нами вы должны принять за явное и несомненное знамение, что вам не суждено быть мореплавателем. – Почему же, сэр? – возразил я. – Разве вы тоже не будете больше плавать? – Это другое дело, - отвечал он, - плавать – моя профессия и, следовательно, моя обязанность. Но вы-то ведь отправились в плавание ради пробы. Так вот небеса и дали вам отведать то, что вы должны ожидать, если будете упорствовать в своем решении».

О, а Робинзон будет упорствовать, в этом можно не сомневаться.

«Я не мог побороть нежелание вернуться домой, а тем временем воспоминание о перенесенных бедствиях мало-помалу изглаживалось из моей памяти; вместе с ним ослабевал и без того слабый голос рассудка, побуждавший меня вернуться к отцу, и кончилось тем, что я отбросил мысли о возвращении и стал мечтать о новом путешествии».

И здесь Робинзон откровенно озвучивает истинную причину своей тяги к путешествиям: «Составить себе состояние, рыская по свету».

Второе и «единственное удачное» плавание Робинзона, в котором он всего лишь заболевает тропической лихорадкой, прошло удачно, он продал товар и заработал деньги.

В третьем плавании корабль, на котором плыл Робинзон, захватили пираты и два года он провел в рабстве, из которого ему чудом удалось сбежать. Это второй звоночек. Хотя это уже не звоночек, а прямо-таки набат! Потерять два года жизни, проведя их в рабстве из-за желания быстро разбогатеть. Спрашивается, оно того стоило?

На этот раз судьба дала ему второй шанс, он обзавелся плантацией сахарного тростника в Бразилии, которая через несколько лет обещала приносить неплохой доход. Но тут Робинзон понял, что такая жизнь и есть «высшая ступень скромного существования», что так он мог жить и в Англии среди друзей, а не в Бразилии среди чужеземцев и дикарей.

«Как когда-то, когда я убежал из родительского дома, так и теперь я не мог удовлетвориться настоящим. Я отказался от видов на будущее мое благосостояние, быть может, богатство, которое принесла бы работа на плантации, - и все оттого, что меня одолевало жгучее желание обогатиться скорее, чем допускали обстоятельства».

Ох уж это стремление обогатиться и притом быстро. Забавно, что сначала Робинзону хотелось разбогатеть, т.е. достичь уровня выше среднего, а потом его устраивала более чем скромная жизнь на острове, где буквально надо было своими руками добывать свой кусок хлеба. Это говорит о том, что очень часто человеку только кажется, что ему нужно много денег, вещей и т.п., хотя на самом деле для счастья человеку нужно не так уж и много. И Робинзон понял это.

«Одним словом, природа, опыт и размышление научили меня понимать, что мирские блага ценны для нас лишь в той степени, в какой они способны удовлетворить наши потребности, и что, сколько бы мы не накопили богатств, мы получаем от них удовольствие лишь в той мере, в какой можем использовать их, но не больше».

Хотя после всех своих злоключений, вернувшись в Англию уже немолодым человеком, деньги продолжают иметь для него большое значение. Учитывая, что у него на тот момент было достаточно обеспечен, он упоминает, что «женился-небезвыгодно» и в 62 года после всего пережитого он оправился в плавание в качестве купца продавать товар. Мало того во второй книге о Робинзоне «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» им продолжает управлять небескорыстная страсть к путешествиям.

И вот гонимый жаждой обогащения и страстью к скитаниям Робинзон 1 сентября 1659 года отправляется в свое судьбоносное плавание в Гвинею (за неграми-невольниками для работы на плантациях в Бразилии), которое на двадцать восемь лет заточит его на необитаемом острове.

Интересно, что в самом начале, когда Робинзон забирает последние остатки цивилизации с корабля, он среди прочего находит деньги.

«Я улыбнулся при виде этих денег. «Ненужный хлам, - проговорил я, - зачем ты мне теперь? Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей. Мне нечего с тобой делать. Так оставайся же, где лежишь, и отправляйся на дно морское, как существо, чью жизнь не стоит спасать!» Однако ж, поразмыслив, я решил взять деньги с собой и завернул все найденное в кусок парусины».

Высокопарные речи о том, что деньги теперь для него ничего не значат, тут же сменяются мыслями в духе: «хотя, пожалуй, лучше прихвачу».

Это показывает, как человеку трудно измениться. Ему понятно, что деньги в его теперешнем положении ему нужны меньше всего, но все же он забирает. Ему хочется думать, что он изменился и стал другим, но его поступки постоянно говорят об обратном.

Ключевой темой книги является тема религии. Как только он обратился к чтению библии, к богу, он стал думать, что смирился с волей провидения, что он принимает свою участь, понимает, что она могла быть намного хуже, и что ему еще очень повезло, что он жив. «Преклонился перед волей провидения, которое, как я начинал верить и сознавать, всегда и все устраивает к лучшему». Но спустя время мысли смирения и покаяния сменяются мыслями в духе: «Нет, знаете ли, не на того напали, я выберусь с этого острова Отчаяния, чего бы мне это ни стоило, даже смерть лучше, чем жизнь на этом унылом острове».

Достоевский хотел закончить свой роман «Преступление и наказание» строчкой: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека». Вот эта строчка очень подходит роману «Робинзон Крузо».

Стоит отметить, что Робинзон, как и Дефо пуританин, а не католик. Пуритане - английские протестанты, не признававшие авторитет официальной церкви, они считались раскольниками.

Мне понравился момент, когда Робинзон рассказывал Пятнице о религии, о боге и дьяволе и Пятница наивно удивился, что раз бог сильнее дьявола, то почему он его не убьет, чтобы не было зла. На Робинзон ответил: « - А ты лучше спроси, - сказал я, - почему бог не убьет тебя и меня; ведь мы тоже грешим и оскорбляем его, но он хранит нас, чтобы мы раскаялись и были прощены». Как говорится, лучше и не скажешь.

Кстати, книгу «Робинзон Крузо» можно назвать еще и первой книгой по саморазвитию, чего только стоит составление списка «зло и добро».

«Но как ни тягостны были мои размышления, рассудок мой начинал мало-помалу брать верх над отчаянием. По мере сил я старался утешить себя тем, что могло бы случиться и нечто худшее, и противопоставлял злу добро».

Очень полезно уметь находить что-то хорошее в ситуациях, где на первый и даже на второй взгляд нет, и не может быть ничего хорошего. Вопрос «почему это случилось со мной», что предполагает обиду на судьбу, нужно заменить вопросом «для чего это случилось со мной». И таким образом станет понятно, что судьба не наказала вас этой ситуацией, а помогла укрепить и исправить.

Вот Робинзон, например, его проблема была в нетерпении, в неумении ценить то, что имеешь, в желании иметь больше, хотя от добра добра не ищут. Интересно, что потом Робинзон же утешал себя мыслями о том, что могло быть и еще хуже.

«Стало быть, во всяком зле можно найти добро, стоит только подумать, что могло быть и хуже».

Когда в детстве я читала эту книгу, Робинзон представлялся мне стопроцентно положительным героем, сейчас же я поняла, что это очень неоднозначный персонаж. Особенно ярко это показывают несколько моментов. Например, он мечтает о хотя бы одном живом человеке, который бы скрасил его одиночество, о товарище. И потом когда он спасает дикаря, он объявляет ему, что его теперь будут звать Пятница, а дикарь должен его называть Господин. Напомню, что даже попугая он учил фразе «Бедный Робин Крузо!». Есть даже небольшой диалог, где свои реплики Робинзон подписал «Господин», а не «Робин». Причем он именно так и планировал, спасти какого-нибудь дикаря от смерти, чтобы тот был ему обязан и стал бы его слугой. И даже после принятия христианства пятница так и остался в статусе бессрочного слуги Робинзона. Но с другой стороны, стоит отметить, что Робинзон на равных делился с ним своей едой и на равных с ним работал.

А всем, кто оказывался на его острове, он сразу ставил условия, что они не будут посягать на власть, и будут подчиняться ему во всем. К тому же он именовал их своими подданными, как и своих попугая, собаку и кошек, а себя считал королем, губернатором, «царем и хозяином этой земли», «его величеством, королем и повелителем острова». Пусть и не без иронии, но все же.

С другой стороны он, рассказывая о своей жизни и необыкновенных и удивительных приключениях, называет себя просто «моряк из Йорка».

А когда он узнал, что на острове дикарей живут спасшиеся во время кораблекрушения 17 человек испанцев и португальцев, он их приглашал на свой остров и говорил что-то в духе: «Ох, ребятки, мои инструменты и ваши рабочие руки, мы вместе построим судно и на нем доплывем до цивилизованного мира». И как потом, он про них забыл, когда у него появилась другая возможность выбраться с острова. Он уплыл в 1686 году на освобождённом от пиратов корабле. Пускай он оставил на острове пиратов, у них все равно выбор был не особо невелик. Но так поступить с испанцами и португальцами, которые, как и он в свое потерпели кораблекрушение и чудом спаслись, обречь их на такую жизнь это несправедливо и даже жестоко с его стороны. И он вспомнил про них только в 1694 году, т.е. через 8 лет (!), когда решил посетить свою колонию на острове. И он приплыл не освободить их, а поинтересоваться, как они там поживают, и с барского плеча дал им оружие, порох, инструменты и одежду, а потом отправил им еще коров, овец и свиней.

Я уже не говорю про мальчика Ксури, которому он обещал: «Если будешь мне верен, я сделаю тебя большим человеком» и потом продал его в рабство капитану на десять лет. Хотя он отметил, что «мне было жалко продавать свободу бедняги, который так преданно помогал мне самому добыть ее».

Есть много экранизаций романа Дефо, но мне больше нравится фильм «Робинзон Крузо» (Aventuras Of Robinson Crusoe) Луиса Бунюэля 1954 года.

-3

Режиссер пересмотрел около трехсот актеров на главную роль, но так и не нашел среди них своего Робинзона. И тут ему помог случай.

Продюсеры хотели, чтобы роль Робинзона сыграл Орсон Уэллс, но режиссер утверждал, что Уэллс полноват для этой роли. Для наглядности Бунюэль показал продюсерам фильм «Макбет» 1948 года с Орсоном Уэллсом в главной роли. И в этом фильме он обратил внимание на актера, сыгравшего роль Макдуфа. И так роль Робинзона досталась Дэну О’Херлихи.

Дефо и Бунюэля объединяет то, что они первыми использовали псевдокументалистику в своих произведениях.

Роман Дефо «Робинзон Крузо» был первым художественным произведением, написанным в псевдодокументальном стиле.

Луиса Бунюэля роднит с Дефо то, что они первыми использовали жанр псевдодокументалистики. Луис Бунюэль в 1933 году добавил элементы мокьюментари - постановочные кадры в свой документальный фильм «Земля без хлеба» (Las Hurdes) о жизни крестьян в беднейшем районе Испании Лас-Урдесе, страдающих от недоедания и болезней.

Фильм Бунюэля это максимально близкая к первоисточнику экранизация, почти дословная, с хорошей динамикой. С режиссерскими приемами Бунюэля, например, предысторию, где отец (кстати, отца сыграл тоже Дэн О’Херлихи) разъясняет Робинзону преимущества среднего класса, он поместил в сон Робинзона, который ему снился во время его болезни. Еще мне понравилось, как показаны изменения главного героя от момента, когда он попал на остров до того момента, как его покинул.

Ну и Джейм Фернандез лучший Пятница ever.

-5

#робинзон крузо #робинзон #робинзонада #даниэль дефо #рецензия на книгу #отзыв на книгу #книги для детей #приключенческий роман #путешествия и приключения #литература для детей