Без деталей в художественном произведении не обойтись, они делают текст живым и реалистичным. Правда, и увлекаться ими не стоит, иначе получится как в поговорке, когда за деревьями леса не видно.
Но сегодня речь пойдёт не о детализации вообще, а об одной очень важной детали — художественной.
Что такое художественная деталь
Художественная деталь — это запоминающаяся, выразительная подробность, которая помогает раскрыть образ героя, создать визуализацию сцены или атмосферу повествования. Это выразительное средство, работающее на замысел автора. Такая художественная подробность может мелькнуть в тексте всего пару раз, но скажет она о герое и сюжете больше, чем многословные и подробные описания.
Например, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» упоминает красные руки Базарова. И современнику было сразу понятно, что этот герой не из благородных, он не носит перчаток, он не изнеженный аристократ, а простой труженик.
М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» неоднократно обращает внимание читателей на чистую, ослепительно белую сорочку Печорина. Сохранить в дороге бельё в такой чистоте в то время было невозможно. Значит, Печорин не только исключительно щепетилен в отношении своего внешнего вида, но и достаточно богат, чтобы иметь чистую сорочку на каждый день.
Эти детали, возможно, нам кажутся малозначимыми, но в то время, когда писались произведения, такие подробности много говорили о героях. У Н. В. Гоголя в «Тарасе Бульба» — это люлька, курительная трубка Тараса. У Гончарова в романе «Обломов» — диван, на котором лежал герой, и его халат, к которому Илья Ильич испытывал прямо-таки родственные чувства.
В отличие от просто подробностей, художественная деталь несёт очень важную смысловую и эмоциональную нагрузку. Она работает на образ героя, сюжет, атмосферу произведения.
Виды художественных деталей
Разнообразие художественных деталей позволяет использовать в тексте не одну из них, а несколько разных, выполняющих различные функции.
Психологические детали работают на создание образа героя. Как правило, это не прямое указание на какие-то качества личности, а их проявления в повторяющихся действиях, поступках. Например, известно, что В. Маяковский, чтобы снять эмоциональное напряжение, колол дрова, Л. Толстой — пахал или косил траву. Такие особенности есть у многих людей. Почему бы им не быть у литературных героев? Недавно я читала книгу, в которой героиня в любой сложной ситуации садилась рисовать и успокаивалась, начинала спокойно размышлять и находила выход.
Подобные детали могут быть мелкими штрихами, например, ручка, которую в минуту раздражения крутит в пальцах герой. Или, наоборот, знаковыми, очень важными для образа, как диван в романе «Обломов».
Атмосферные детали помогают создать необходимое автору настроение. Например, ветер, врывающийся в окно в одной сцене или сбрасывающий бумаги со стола – в другой. Эта деталь может подчеркнуть тревожное состояние героев. Или безоблачное небо, словно затягивающее в свою бездонную высь, заставляющее забыться. Или дуб у Льва Толстого, или блеснувшее в лунном свете горлышко бутылки у А. П. Чехова.
Интерьерные детали помогают погрузить читателя в описываемый мир или эпоху. Это не обязательно именно детали интерьера — тяжёлые ковры, латные доспехи в тёмных углах, светлая офисная мебель или обвалившиеся изразцы когда-то роскошной печи. К интерьерным деталям можно отнести самые разные предметы, помогающие создать впечатление о мире или обстановке: особенности костюмов, городские пейзажи, транспорт. Например, автор упомянул, что на дамах платья с пышными турнюрами, и понимающий читатель сразу почувствовал Викторианскую эпоху.
Событийные детали — это упоминание о каком-то событии, произошедшем с героем или с миром, и, так или иначе, повлиявшем на их судьбы. Например, такой деталью, помогающей раскрыть образ доктора Ватсона из «Записок о Шерлоке Холмсе», стало упоминание о том, что доктор служил военным врачом во время англо-афганской войны. Это уже создаёт впечатление о Ватсоне как о человеке мужественном, с немалым опытом, бывавшем в сложных, опасных ситуациях.
Классификация художественных деталей моя. Возможно, вы предложите свои варианты или вспомните примеры таких важных подробностей. Ограниченный объём статей не позволяет приводить много примеров из литературы. А вот в комментариях — пожалуйста.
Художественная деталь и символ
Это не одно и то же. Символ — это знак (объект, образ, идея), имеющий, помимо основного, ещё одно значение или смысл. Например, у Н. В. Гоголя в поэме «Мёртвые души» есть символ России. Это та самая птица-тройка или катящееся колесо. Смысл символики «Мёртвых душ» в том, что Россия всегда в безудержном, разудалом движении, но вот цель этого движения непонятна даже ей самой .
Буран в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина — это символ стихии народного бунта, так же как и метель в поэме А. Блока «Двенадцать».
А у художественной детали нет никакого дополнительного, скрытого смысла. Она не символизирует, а указывает или подчёркивает особенности персонажа, мира, описываемой ситуации. Так, диван Обломова — это просто диван, хотя он играет важную роль в жизни этого героя.
Роль художественных деталей в тексте
Такие подробности оживляют и героев, и сюжет, и обстановку, в которой он разворачивается. Выполняют художественные детали несколько функций.
- Помогают создать психологический портрет героя и визуализировать его образ.
- Создают у читателя определённое настроение, нужное автору для решения творческих задач.
- Акцентируют внимание читателей на нужных автору моментах, сценах, эпизодах.
- Участвуют в создании колорита эпохи или мира.
Художественные детали, несомненно, полезны, но увлекаться ими не стоит. Иначе они утратят свою оригинальность, а текст превратится в нагромождение подробностей, которые только запутают читателя. Одна яркая, выразительная особенность — это лучше, чем множество разноплановых деталей.
У художественных деталей есть ещё одна опасность — они могут превращаться в штампы. Однажды использованная писателем удачная подробность потом начинает тиражироваться не только им самим, но и другими авторами. Например, в романтической прозе часто можно встретить прядь волос, которую мужчина с нежностью поправляет героине. А уж о пресловутом «полотенчике» я и не говорю.
Старайтесь не поддаваться соблазну использовать эффектные, но многократно растиражированные детали.
О создании образа героя можно прочитать в этих статьях:
"Внешний облик героя. Визуализация"
"Образ героя. Раскрытие характера"
"Работа над образом героя. часть 1"