Найти тему
Фоточайник

Darktable. Баланс белого - два разных подхода

Оглавление

Обещал написать про Стили, которые в DarkTable заменяют собой пресеты, и я на днях поделюсь своим опытом их использования, это обязательно. Но тут подумалось, что стоит сначала про баланс белого поговорить.

Во-первых, потому что когда мы применяем все эти пресетики и LUTы, нужно это делать на нейтральное по ББ изображение, и стоит об этом ещё раз сказать. Иначе, если камера при съемке в цвет не попала, или вы сами изначально решили сделать потеплее/похолоднее, то пресет может лечь ну совсем не адекватно, даже если он сам по себе к фотографии подходит. Вообще пресеты/Стили/LUTы хорошо работают, если:

  • Сам пресет подходит под условия съемки. Закос под насыщенную пленку Velvia хорошо ляжет на пейзаж, но будет комично выглядеть на портрете. Что-нибудь такое теплое-коричневое-модненькое будет приятно смотреться на фотографии с пляжного отдыха, но если этим летний лес покрасить, зелень в нем будто пожухнет. Сдержанные малонасыщенные пресеты вряд ли хорошо подчеркнут радость детского праздника, но идеально подойдут для стрита и репортажки. Ну и так далее
  • У фотографии нормальная экспозиция. Она и не темная, и не слишком светлая - экспозиция "в ноль". Если изначально вы при съемке в экспозицию не попали, или если программа открывает RAW затемненным, то стоит это поправить до применения пресета
  • Общий контраст умеренный и нет никаких дополнительных настроек цвета и локальных контрастов. Это все делается уже после пресета/стиля/LUTа. Никаких украшательств делать заранее не стоит - одна обработка лечь на другую может коряво. Хотя эксперименты нам никто не запрещает, конечно
  • Ну и баланс белого, наш любимый ББ, основа хорошего цвета. При работе с пресетами начальной настройкой должен быть нейтральный баланс, когда те самые нейтрали в кадре выглядят неокрашенными - белое смотрится белым, серое серым, а черное черным, без выраженных оттенков. Если снято было не так, то до применения пресета стоит привести ББ к нейтральному, а уже потом, в конце обработки, если захочется, творчески на свое усмотрение теплить/холоднить

Это зафиксировали и поговорим про "во-вторых".. А во-вторых, тему ББ стоит обсудить, потому что как раз это у DarkTable одна из фишечек, что у него настройку цвета можно делать с двумя разными подходами. Я уже немного касался, когда писал про настройки, а сейчас есть повод рассказать поподробнее. Один способ - простой и привычный, а второй - с подвывертом, интересный, необычный. Вот их и разберем.

Вариант первый. Простой и привычный

Казалось бы, что усложнять. Хотим выставить баланс белого - открываем инструмент, который внезапно так и называется.. "Баланс белого", хм, кто бы мог подумать... Дергаем ползунки, наводим красоту. Всё как обычно. Ну и что ты нам рассказываешь?

И да, это путь. Если выбираем его - всё как в других редакторах. С небольшими нюансами.

1. Нужно в настройках выбрать способ начальной настройки цвета Legacy. Нажимаем шестеренку и переходим на пятую вкладку. После установки программы Legacy выбран по умолчанию, если не хотите заморачиваться с настройкой ББ и если нет такой потребности, тот так и оставляйте.

Для простой настройки баланса белого - выбираем Legacy
Для простой настройки баланса белого - выбираем Legacy

2. Там же в настройках, но на четвертой вкладке не забудьте покрасить ползунки инструмента White Balance, чтобы было нагляднее работать. Привычный после других программ вариант настройки - effect emulation, самый нижний.

Наглядное отображение ползунков
Наглядное отображение ползунков

3. Открываем фотографию и переходим в модуль White Balance, он на третьей вкладке Base. И сразу видим, зачем мы подкрашивали ползунки - тот, который отвечает за оттенок (пурпурный/зеленый), работает не от зеленого к пурпурному, а наоборот. Подкраска поможет не запутаться.

Простой Баланс белого
Простой Баланс белого

Кстати, чтобы поначалу не терять нужные модули, предлагаю выводить их в меню полным списком, если размер экрана позволит это сделать удобно, конечно. Для этого нажмите на три черточки в самом верхнем правом углу и выберите Modules: all

Отображаем все доступные инструменты
Отображаем все доступные инструменты

Со временем выработается привычка и вы себе сами настроите пользовательскую раскладку или будете пользоваться какой-то сокращенной предустановкой. Например, scene-referred (не буду пока в эти дебри лезть, что это значит, но вообще подход тоже интересный - расскажу, как будет оказия).

А ещё для поиска модулей тут есть поисковая строка. Если помните название, но забыли, куда его разработчики запихали - самое то.

4. Устанавливаем ББ по умолчанию из камеры (as shot), или выбираем что-то из предустановок, или руками таскаем ползунки, или выбираем по участку изображения (from image area). Тут всё как у всех.

Если выбираете по участку, то со значка камеры переключаемся на пипетку и выделяем не точку, а прямоугольное выделение, там где фотография нейтральная по цвету. Сразу при нажатии пипетки модуль автоматические пытается "угадать" ББ по всему изображению, это авторежим.

Ну а если устанавливаете ББ вручную, то не забывайте, что у Darktable есть удобнейший инструмент точной настройки ползунков. Щелкаем правой кнопкой и таскаем вот такой хвост, просто наведя на него курсор - если ниже его двигаем, то значение меняется медленно, если выше, то быстрее. Классно сделано!

Чем выше держим курсор, тем точнее настройка
Чем выше держим курсор, тем точнее настройка

И тут же можно задать значение, введя его с клавиатуры и нажав Enter. Никакого поля для этого нет, просто начинайте набирать. Десятичный разделитель - запятая. В других инструментах, где ползунок работает от нуля в обе стороны, знак минус ставится дефисом.

5. И все-таки небольшую заморочку разработчики подкинули и в этот модуль. Внизу есть поканальные коэффициенты, если раскрыть эту стрелочку, можно сделать базовую калибровку цвета.

Поканальная подстройка цвета
Поканальная подстройка цвета

Будет полезно, если у вас совсем старая-старая камера, где ещё были актуальны все эти "Canon краснит, Nikon желтит"... Или у вас, наоборот, какая-то очень новая или очень редкая камера, для которой разработчики этих коэффициентов по умолчанию пока не предусмотрели.

А вот для творческой работы с цветом или для исправления сложных RAWок со смешанным балансом белого эту калибровку использовать не надо. Есть более мощный инструмент...

Вариант второй. Замороченный, но чудодейственный

Если исходник сложный, ББ на нем смешанный, оттенки сбитые напрочь и нужно с этим всем серьезно заниматься - выбираем настройку через модуль Color Calibration... Ну или выбираем этот модуль, просто потому что с ним работать интересно и вам он больше нравится.

Этот инструмент представляет собой гибрид Баланса белого и расширенной поканальной калибровки цвета. А еще он поддерживает маски! Это значит, что его можно несколько раз подряд применить для одного изображения, но на разные его участки и так исправить смешанный ББ. Считайте, по возможностям - значительный такой кусок Лайтрума только в одном модуле!))

1. Чтобы использовать Color Calibration, сначала надо опять зайти в настройки и выбрать на пятой вкладке работу с цветом уже не Legacy, а Modern.

Теперь выбираем верхний вариант - Modern
Теперь выбираем верхний вариант - Modern

2. Дальше открываем фотографию, идем на пятую вкладку Color и видим там нашего красавца - модуль Color Calibration. Внутри него открываем первую вкладку CAT. Тут и будем колдовать над базовой настройкой ББ.

Щелкаем на выпадающий список и выбираем, под какое освещение и как мы подстраиваем ББ
Щелкаем на выпадающий список и выбираем, под какое освещение и как мы подстраиваем ББ

Здесь реализован другой подход, мы выбираем источник освещения и подстраиваем ББ под него.

Есть, само собой, и авторежимы - ББ из камеры, он сейчас на картинке выбран, и автоопределение в 2 вариантах: по поверхности изображения и по контурам. Попробуйте, они довольно хорошо угадывают.

Авторежимы ББ
Авторежимы ББ

Еще из часто применимых вариантов тут есть:

  • A - лампы накаливания (без настройки)
  • D - естественный свет (свободная настройка температуры)
  • F - флуоресцентные лампы (преднастройки с источниками разной температуры)
  • LED - диодные лампы (тоже преднастройки с источниками разной температуры)
  • Очень интересно сделан режим custom: здесь выбирается цвет источника в градусах по цветовому кругу и настраивается его насыщенность (а точнее цветность - chroma). Необычно...

Если мы хотим привычно просто настроить температуру, то выбираем D или black body и ставим значение в Кельвинах.

-10

Но только температуру. не оттенок. С оттенком мы работать будем на следующих вкладках.

3. Остальные вкладки - это подразъевшийся на стероидах инструмент Camera Calibration из Лайтрума. Тут мы тоже смещаем поканальный баланс цвета.

И для этого вспоминаем, что каждая точка на экране - это смесь трех красок: красной, зеленой и синей (RGB - red, green, blue). И работая с каналами, мы меняем не настройки только красных цветов, например, или только оттенков синего... Нет, мы меняем настройки канала во всех цветах. То есть мы работаем не с пятнами на холсте, а лезем в сами ведра с краской - разбавляем их или добавляем насыщенность, делаем их темнее или светлее.

Насыщенность каналов, их цветность точнее, меняется на вкладке colorfulness. Сделать светлее или темнее канал можно на вкладке brightness.

Как пример использования: для вечерней съемки при искусственном свете, дающем желто-салатовые паразитные оттенки, можно снизить цветность зеленому каналу. Вся лишняя желтизна уйдет.

Еще вариант - при съемке человека, если лицо оказалось в тени и из-за этого получилось слишком пунцовым, чуть-чуть поднять brightness красному каналу.

Прибираем цвет в зеленом канале
Прибираем цвет в зеленом канале

Обратите внимание на галочку Normalize channels, она есть на всех вкладках поканальной настройки. Если она не установлена, то вы работаете с каждом каналом, не влияя на другие. Настройка получается достаточно грубая. Если галочка стоит, то программа пробует балансировать внесенные вами изменения настройками других каналов, получается тоньше, деликатнее. Смотря какого эффекта вы добиваетесь, не забывайте устанавливать эту галочку или снимать.

Вкладки R, G и B нужны, чтобы подмешивать в каждый из каналов составляющие цвета других каналов...

Например, хотим сделать изображение более пурпурным - можно в зеленом канале сделать R=-0,2, например. Цвета на ползунках показывают, в какую сторону сместится оттенок.

Работаем с отдельными каналами
Работаем с отдельными каналами

Если хочется так поколдовать, но при этом вы обрабатываете с использованием Стилей или LUTов, то делать настройку RGB-каналов нужно уже после того, как вы применили пресет. Иначе он ляжет непредсказуемо. Повторюсь, что перед применением пресета мы только приводим изображение к нейтральному виду, все остальные украшательства делаются уже после.

4. Обращаем внимание, что модуль White balance при такой обработке тоже задействован, при этом он автоматически установлен в настройку Camera reference.

При режиме настройки цвета modern модуль WB трогать не надо, пусть остается с такой настройкой
При режиме настройки цвета modern модуль WB трогать не надо, пусть остается с такой настройкой

Это так задумано, менять ничего не нужно.

Само собой, ничто не мешает вам не соблюдать инструкции и делать всё наоборот - использовать White balance в режиме Modern или Color balance в режиме Legacy, или даже совмещать эти два модуля, но результат такой обработки может быть непредсказуемым, можно цвет попортить.

5. Если бы нам только нужно было подстроить ББ, такой огород можно было бы не городить. Но тут у нас есть малоприметная строчка внизу (как и во многих других модулях Darktable, чем он и хорош), открыв которую мы можем настроить маску!

-14

На скриншоте показана панель комбинированной маски - параметрической и отрисованной. То есть, например, можно выбрать диапазон оттенков (hz) или яркости (Jz) и для него кисточкой или фигурой выделить тот участок изображения, который нужен.

Если маска выбрана, то настройки модуля применятся только для этой маски. На что воздействует обработка, всегда можно посмотреть, щелкнув на этот значок - маска подсветится желтым.

Отображение маски
Отображение маски

Видно, что часть маски ушла за круг. Это потому, что у геометрической маски и у кисти есть две границы: внутренняя, внутри которой маска непрозрачная на 100%, и наружная, по направлению к которой прозрачность плавно меняется до нуля. Когда вы работаете инструментом, он показывает обе границы: одну сплошной линией, другую пунктирной.

Здесь мы пересекли две маски. Всего есть четыре варианта совместной работы параметрической и отрисованной масок:

Способы сложения и вычитания масок
Способы сложения и вычитания масок
  • exclusive - активно только пересечение масок
  • inclusive - одна маска добавляется к другой
  • exclusive&inverted - активно все остальное изображение, кроме пересечения масок. То есть маски пересекли и потом обратили (инвертировали)
  • inclusive&inverted - активно все остальное изображение, кроме обеих масок. То есть маски сложили вместе и обратили

6. Когда закончили настраивать цвет для отдельного участка изображения, нажимаем кнопку копирования рядом с модулем Color Calibration. Выбираем duplicate instance.

Создаем копию модуля, чтобы в нем инвертировать маску и поработать с остальным изображением
Создаем копию модуля, чтобы в нем инвертировать маску и поработать с остальным изображением

Создается такой же точно модуль с теми же настройками и такой же маской. В нем можно маску инвертировать и работать уже со всем остальным изображением.

Или можно выбрать new instance и создать модуль с настройками по умолчанию, а потом в нем отдельно новую маску сделать с чистого листа. Как удобнее.

Модулей можно друг на друга накладывать много и тонко работать с разными участками кадра.

Если хочется хорошо разобраться в работе масок и позволяет знание английского, рекомендую глянуть, как с масками обращается в своих свежих видео Брюс Уильямс.

Вообще, маски - большая тема, если к ней будет интерес, как-нибудь поговорим отдельно.

А на сегодня всё. В следующей статье, как обещал, поделюсь любимыми Стилями/Пресетами.

До встречи!

#darktable

#обработка фотографий

#фоторедакторы

#фотографии

#фотограф на осадном положении

#фоточайник

#баланс белого

#маски