Найти тему
AFTERSHOCK

Грядущая борьба России за новые рынки сбыта нефти

Оглавление

Автор - basil10 #

Россия может увеличить внутреннее потребление энергии и увеличить экспорт на новые рынки после того, как некоторые недружественные страны отказались от российской нефти. Так считает президент Владимир Путин. Это звучит просто, но на практике это будет намного сложнее, как только наступит следующая волна введения ограничений на торговлю нефтью с Москвой.

До сих пор было мало очевидного влияния на объем нефти, поступающей с экспортных терминалов России. В то время как морские поставки дрейфовали ниже в течение первых недель после спецоперации России на Украине, внезапного коллапса не было. А темпы экспорта выросли в первую неделю апреля, отчасти из-за ослабления штормов в Черном море.

Потоки сырой нефти

Морские потоки нефти в России не показывают никаких признаков спада

-2

Однако что изменилось, так это то, куда направляются корабли. Наблюдается большой скачок количества грузов, направляющихся в Азию из портов Черного моря, Балтики и даже, в одном случае, из арктического порта Мурманск. Потоки нефти в азиатские страны из западных портов России выросли с нуля до 875 000 баррелей в день в первую полную неделю апреля. Это почти столько же, сколько ежедневные поставки России в Германию, Францию, Грецию, Италию и Великобританию до спецоперации.

Все меняется

Все больше сырой нефти направляется в Азию из западных портов России, поскольку продажи в Европу падают.

-3

В то время как российским нефтяным компаниям приходилось предлагать солидные скидки более 30 долларов за баррель, чтобы продавать нефть в Европу, они не предлагали такое же снижение цен для покупателей в Индии. Однако это, вероятно, изменится, поскольку государственные нефтеперерабатывающие заводы переходят на сделки, заключенные в частном порядке в погоне за лучшими условиями, вместо того, чтобы покупать через публичные тендеры.

Но, вероятно, будет предел тому, сколько индийские нефтеперерабатывающие заводы будут покупать у России. Увеличение импорта российской нефти вытеснит закупки из других стран, и покупатели, вероятно, будут опасаться ухудшения отношений со своими традиционными поставщиками на Ближнем Востоке. Это может ограничить объем, который они готовы взять у России.

Существует также вопрос о химическом составе сырой нефти. Каждая сырая нефть отличается, и нефтеперерабатывающие заводы работают наиболее прибыльно, когда они обрабатывают определенный сорт сырой нефти или смесь марок. Увеличение объемов российской нефти должно будет вытеснить нефть аналогичного качества с точки зрения ее гравитации и содержания серы, что также может ограничить объемы, которые могут принимать нефтеперерабатывающие заводы.

Увеличение потоков нефти из портов на западе России в Индию и Китай, возможно, компенсируемое более высокими потоками нефти из Персидского залива в Европу, также создаст нагрузку на танкерные рынки. Большие расстояния будут связывать больше судов на более длительные периоды времени при каждой поставке. Для перевозки груза сырой нефти из российского порта Новороссийск на Черном море в Сикку в Индии требуется в три раза больше времени, чем для доставки в Триест в Италии.

Из Прибалтики, которая стала основным выходом России для поставок в западном направлении, рост еще больше. На доставку нефти из Приморска или Усть-​Луги в Финляндию, Литву или Польшу уходит день-​два, а в Нидерланды или Германию — около недели. Путешествие к западному побережью Индии занимает месяц, к восточному побережью еще дольше. Учитывая то, что Россия до спецоперации использовала пункты назначения для экспорта нефти из Балтийского моря, полное перенаправление потоков в Индию потребовало бы в пять-​шесть раз больше судов, чем обычно используется. Повышенный спрос подтолкнет цены вверх — хорошая новость для судовладельцев, но плохая новость для тех, кому придется поглотить транспортные расходы.

Аналогичное увеличение наблюдается для отгрузок из российского арктического порта Мурманск. Большинство грузов совершают недельный рейс в Роттердам. Один из них сейчас находится в месячном путешествии в Парадип на восточном побережье Индии.

Куда еще Россия может продавать свою нефть?

Одна из возможностей заключается в стратегическом запасе Китая, если он готов предложить скидки, достаточно большие, чтобы сделать грузы привлекательными для покупателей страны, заботящихся о цене. Были даже предположения, что ближневосточные производители нефти могут покупать дешевую российскую нефть для переработки на своих зарубежных совместных нефтеперерабатывающих заводах, высвобождая больше собственных баррелей для экспорта. Большие скидки могут сделать это привлекательным предложением; объемы могут достигать 200 000 баррелей в день.

Но если Европа серьезно относится к тому, чтобы отучить себя от российской нефти, Москве придется искать рынки для гораздо большего. Около 1,8 млн баррелей в день российской нефти отправлялось в европейские порты до спецоперации на Украине.

Использование большего количества в России имеет смысл только в том случае, если страна имеет к этому какое-​то продуктивное отношение — это потребует стимулирования промышленности, что кажется маловероятным.

Увеличение продаж азиатским покупателям, которые не проявляют отвращения к покупке российской нефти, является внешне привлекательным решением. Но это менее выгодно для России, чем продажа высокооплачиваемым европейским покупателям на ее пороге.4

Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).