Сейчас, в период специальной военной операции и в преддверии празднования Дня Великой Победы очень хочется поговорить о вопросах Патриотизма, но не применительно к тем экзерсисам, которые мы слышим от наших образовательных чиновников, а с точки зрения того, как те или иные фейки появляются в информационном пространстве.
В свое время было проведено одно интересное исследование (ссылку дам в конце) – Великая Отечественная Война фальсификация истории (манипуляции в социальных медиа). Чем интересно это исследование? Во-первых, тем что оно построено на строгом анализе контента начиная с момента первого упоминания рассматриваемого «термина» в сети. Во-вторых, тем что авторы исследования четко прослеживают динамику распространения данного контента по той же сети. В-третьих, авторы исследования серьезные специалисты именно в этой области.
Само исследование состоит из 5 частей: часть 1. Термин «победобесие», часть 2. «СССР – виновник начала войны», часть 3. «Нечем гордиться», часть 4. «Отождествление коммунизма и фашизма», часть 5. «СССР/Россия – оккупант» и посвящено рассмотрению вопросов откуда пошли эти термины и как они распространялись (и продолжают распространятся) по просторам рунета.
Как я уже сказал, авторы исследования смотрят в основном на цифры, мне же гораздо более интересно посмотреть, что именно кроется за этими цифрами и почему именно эти темы так популярны в интернете.
Можно сколько угодно издеваться над словом скрепы, но факт остается фактом – если у государства и народа есть точки опоры – он существует. Когда эти точки опоры выбивают (убирают) и государство, и народ перестают существовать, это – аксиома. Естественно, стремясь разрушить государство начинают бить именно по таким точкам.
Для нас одной из важнейших составляющих является Победа в Великой Отечественной Войне. Обратите внимание – именно она. Не во второй мировой, закончившейся 2 сентября, а Великой Отечественной. Поэтому основной удар и направлен на то, чтобы максимально дискредитировать как ее результаты, так и подвиг Советского народа. В этой связи как раз и интересно, а откуда начинаются эти атаки? Данное исследование это очень четко показывает.
Начнем с «победобесия». Сам термин появляется в 2005 году, но, практически до 2014 года, то есть момента начала активной подготовки к празднованию 70-летия Победы, он достаточно редко встречается на просторах интернета. Всплеск происходит в 2014 году, после присоединения Крыма. Основными распространителями являются владельцы украинских аккаунтов, которые из своих узких групп, как выражаются авторы исследования – закрытых групп – начинает переходить в Российский сегмент и далее идет по нарастающей, апофеозом данного этапа является выход в 2015 году ролика с одноименным названием. Ролика абсолютно лживого и пропагандистского. Интересно, что одновременно с этим начинается распространение и другого тезиса: «СССР – виновник начала войны», где опять-таки активной стороной продвижения тезиса являются зарубежные аккаунты, в первую очередь так же украинские. И уже не я, а авторы исследования делают выводы о том, что: «Анализ изменения соотношения аккаунтов авторов по географической привязке показывает тенденцию «импорта повестки», схожую с рассмотренными выше («победобесие»)». Не удивителен и следующий вывод из приведенных авторами цифр: «Значительное количество иностранных аккаунтов, участвующих в распространении тезиса «СССР - виновник начала Второй мировой войны» в начале периода исследования (с 2014 по 2016), постепенное увеличение числа российских авторов, а также постоянный ежегодный рост количества сообщений, позволяет сделать вывод об «импорте повестки» в российский сегмент социальных медиа». Здесь интересен вот какой момент – ежегодно только Госдепартамент США вкладывает, как он это называет в «антироссийскую пропаганду» несколько миллиардов долларов (например, в 2018 – 2,7 миллиарда). Куда идут эти деньги? Да в том числе и на оплату постов в основных социальных сетях. Причем, как под копирку в той или иной степени повторяется одно и тоже. Авторы исследования разбирают это на примере одного поста: «Сталин был куда хуже Гитлера. Он, наверное, самый кровавый диктатор в истории человечества. И он построил и добился своих достижений тем, что уничтожил целую страну. Её лучших людей. И поэтому можете продолжать гордиться этим «эффективным менеджером», у которого руки по локоть в крови. Большего проявления идиотизма быть просто не может. Только потом не удивляйтесь, что вас считают за рабов». Как говорят исследователи – текст данного поста был процитирован более 6 тыс. раз и собрал более 200 тыс. просмотров. При этом его автор не является известной медийной личностью. Случайно? Или все же работают вполне конкретные механизмы? На мой лично взгляд, и тут тоже все понятно, особенно после того, как его перепостил, Боровой и этот пост получил еще большую популярность. У кого-то есть сомнения на кого именно он работает? Там еще очень интересно разбирают пост Резуна – почитайте!
Немного удивляет другое. Какой ненавистью надо обладать к своей стране, чтобы репостить или цитировать в той или иной форме подобное утверждение? Нет, когда ты живешь в стране давно и осознанно легшей под штаты, учишься в школе, где подобные тезисы разбирают на уроках истории, то все понятно, человеку уже сложно что-то вложить в промытые мозги. Но когда ты, в своей стране распространяешь подобные пасквили, лично у меня возникает очень много вопросов. И самый главный – а зачем ты хочешь страну разрушить? Нет, если за это платят деньги, это еще можно, с трудом, но понять. Как говорится – pecunia non olet – деньги не пахнут. Но если подобные пасквили распространяют совершенно бесплатно, то тут вопрос даже уже не к психологам – психиатрам!
Есть такой распространенный термин, появившийся во время гражданской войны в Испании – «пятая колонна». Так называли агентуру Франко в Испанской республике. Термин получил широкое распространение, как обозначение людей, являющихся внутренними противниками своей страны. Вот именно эта самая «пятая колонна» у нас в России, как до этого в СССР активно работает на развал страны. Повторюсь, кто поумнее и похитрее за деньги, дурачки – бесплатно. Но они как древесный червь пытаются подточить основы существования самого государства. И бороться с ними, обязанность любого гражданина, ЛЮБЯЩЕГО и ЦЕНЯЩЕГО свою страну.
Кстати, авторы исследования делают очень простой вывод: «Очевидно, что ведется масштабная информационная кампания по дискредитации истории России и пересмотру исторической действительности. Активная фаза этой кампании началась в 2014-2015 гг., фактически после политического кризиса на Украине в 2013 г. В настоящем отчете рассмотрен лишь один из исторических периодов, но даже на его примере отчетливо видно, как с каждым годом увеличивается количество потребителей такого рода «альтернативной истории»». И на этот их вывод, тем кто продолжает транслировать ту самую откровенную ложь про Великую Отечественную Войну не могут ничего возразить, и уж тем более представить такие же убедительные цифры.
Но для меня более важно даже не это, а то, что исследование провели люди «далекие» от истории, и смотрели они свою профессиональную сферу – социальные сети. И выводы их, повторюсь, сложно опровергнуть.
Закончить хочу цитатой Эрика Хоффера: «Человек, кусающий руку, которая его кормит, обычно лижет сапог, который его пинает.»
И, конечно, обещанная ссылка: https://www.kribrum.ru/upload/buklet.pdf – изучайте.
Ставим лайки. Комментируем. И, конечно, подписываемся.