Найти тему
Андрей Песоцкий

Перечитайте "Медного всадника"

Перечитайте как-нибудь на досуге "Медного всадника". Того самого, из школьной программы: "На берегу пустынных волн...".

Там скрещиваются две сюжетные линии. Первая – восторг Пушкина по поводу Петербурга и Империи, ее величия и военной мощи.

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость,

В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамен победных,

Сиянье шапок этих медных,

Насквозь простреленных в бою.

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром...

Вторая линия – о несчастном Евгении, раздавленном разбушевавшейся стихией. Но не только стихией. Наводнение убило близких Евгения, но его самого психически растоптал, лишил разума "кумир на бронзовом коне".

И, озарен луною бледной,

Простерши руку в вышине,

За ним несется Всадник Медный

На звонко скачущем коне;

И во всю ночь безумец бедный,

Куда стопы ни обращал,

За ним повсюду Всадник Медный

С тяжелым топотом скакал.

Страдающий маленький человек и Великая Империя. Пушкин сочувствует маленькому человеку. Пушкин восхищается тяжелой поступью Империи. На чьей он стороне?

Продвинутый современный европеоид (это не национальность, а мировоззрение) скажет, что у Пушкина наблюдается диссоциативное расстройство идентичности. Проще говоря – раздвоение личности. Нельзя восхищаться империализмом и милитаризмом, "кумирами на бронзовых конях", и одновременно сочувствовать их жертвам.

На самом деле, можно. Это органично для русской культуры. Мы гордимся военными победами, восхищаемся имперской мощью, не знающей преград. И при этом исповедуем милость к падшим (не путать с заискиванием перед противником).

Бывают моменты, когда обе стороны нашей идентичности вступают в конфликт друг с другом. Сознание разрывается, кипит. Но это лишь означает, что мы живые люди, а не манекены.

Владимир Линдерман