Открывающий трек альбома Красота и Уродство знакомит слушателя с новой главой творчества Мирона и задает настроение и магистральный мотив пластинки.
Трек «Хоп-механика» автобиографичен — он рассказывает о жизненном пути Мирона в последние годы.
Название трека отсылает к «Поп-механике» — музыкальному коллективу 1984–1996 годов, играющему в жанре авангардного рока.
GENIUS ANNOTATION
Лапы к самиздату тянут магистраты и Дяди Стёпы
Читающий еврей, но не Матисьяху
Двигается по галактике автостопом
Дайте пройти, кидайте в шляпу
Кредитные карты, дукаты, злоты
Если водится монет, как у нумизмата
Если ни гроша — напевайте строки
Органы городского управления («Магистраты») и «Дяди Стёпы» (большие дяди) стараются искоренить литературу, которая распространяется через «самиздат» — способ не подцензурного распространения текстов в СССР.
Дядя Стёпа — референс к персонажу Сергея Михалкова из серии поэм «Дядя Стёпа». Здесь в переносном значении означает полицейских, контролирующие органы. Первая строка задает один из сквозных мотивов всего альбома — противопоставление свободного и независимого творчества (“самиздат”) и репрессивной государственной машины.
Словосочетание «читающий еврей» обыгрывает представление о евреях как о «народе Книги» и связанный с ними образ интеллигентных, начитанных и занимающихся самообразованием людей.
Мирон, получивший филологическое образование и часто подчёркивающий своё интеллектуальное превосходство над соперниками по рэп-игре, иронизирует над этим образом. Ведь он «читающий еврей» ещё и в совсем другом смысле — читающий рэп.
Матисьяху — американский исполнитель еврейского происхождения в жанре регги и альтернативный рок.
"Движение автостопом" - отсылка на уход с лейбла
Далее описание того, что музыка исполнителя распространяется всеми возможными путями, и для её прослушивания не обязательна плата
Жить — это про фарш, про тесто, слои лазаньи
Перечеркни мои болезни, Демна Гвасалия
Жив для противостояния угасанию
Жид не ортодоксальный, а парадоксальный
Игра слов, сравнение ингредиентов лазаньи с протестной темой.
Фаршем называли в шутку марши (например, фарш несогласных, фарш-бросок).
«Про тесто» слышится как «протесты».
Слои — слои общества, вражда между которыми выливается в митинги, протестные акции и т.д.
Сама лазанья отсылает нас к диссу самого популярного блогера PewDiePie на индийский ютуб-канал T-Series под названием «bitch lasagna» во время их гонки за первенство по подписчикам на ютубе (спойлер: победил канал T-Series).
На митинге против изоляции интернета, прошедшем 10 марта 2019 года в Москве включили песню «bitch lasagna». Видео с митинга выложили на Reddit. За сутки запись собрала почти 23 тысячи голосов (это много!) и попала на главную страницу сабреддита PewDiePie.
Мирон упоминает случай, когда Демна Гвасалия(дизайнер, основатель бренда BALENCIAGA) нарисовал обложку к альбому Земфиры Бордерлайн.
Сама обложка содержит лишь чёрный фон и перечёркнутое название белого цвета
В открывающем треке с альбома Красота и Уродство Мирон сразу же подчёркивает две главные темы, которым посвящён релиз.
Первая из них раскрывается в интро трека — цензура, репрессии и другие проблемы внутри государства, требующие немедленного решения.
Вторая звучит здесь — Мирон жив для того, чтобы толкать жанр вперёд. Всё, что сейчас происходит в музыкальной индустрии — это совсем не то, к чему он хотел её привести. Он верит, что сможет предотвратить угасание русского рэпа.
Жид в простонародье — тот, кому важны только деньги, чаще всего принадлежит еврейскому народу. Он хитрый и всегда пытается обмануть.
Ортодоксальный — придерживающийся основ какого-либо учения, мировоззрения. Словосочетание “ортодоксальный жид” отсылает к ортодоксальному иудаизму, одному из лидирующих течений в современном иудаизме.
Неортодоксальный — возможная отсылка к сериалу “Неортодоксальная” о девушке, сбежавшей из консервативной иудейской семьи.
“Стереотипные” евреи с пейсами и в шляпах обычно являются представителями этого течения. Несмотря на еврейскую самоидентификацию, Окси никак не относится к этому течению ни по взглядам, ни по образу жизни:
Мирон же парадоксальный жид, то есть нетипичный.
Бартер: за леченье в Аркхаме — Пятый Картер
Жёлтый символ на пиджаке — не эмблема Кархарт
Тьма египетская над бездной, крещенье анхом
Батя возвращается трезвым, в руке буханка
Имеется в виду, что результатом избавления от своих внутренних демонов и психологических проблем стал выпуск этого альбома.
Отсылка на серию альбомов Лил Уэйна Tha Carter, которая его прославила. После выпуска Tha Carter 4в 2011 году, слушатели ждали и пятую часть. Однако после четвёртого Картера Виззи выпустил вместо этого кучу сторонних проектов, и фанатам пришлось ждать 7 лет — в результате Tha Carter Vвышел только в 2018 году.
Так же и с Мироном — после выпуска Горгорода это его первый альбом за 6 лет.
Лечебница Аркхем — это вымышленная психбольница в Готэм-сити. На вымышленную Вселенную Бэтмена Мирон ссылался в своём творчестве многократно: это же он снова сделает и в последнем треке этого альбома.
Жёлтая звезда — позорный опознавательный знак, который должны были носить евреи в нацистской Германии.
Carhartt — ранее одежда рабочих, сейчас модный бренд.
Продолжая делать отсылки к иудаизму и еврейской традиции, Оксимирон упоминает библейскую историю о десяти египетских казнях. По её сюжету, Моисей обращается к главе египетского царства, дабы тот освободил сынов Израилевых, то есть еврейский народ, не то, в противном случае, Египет ожидают 10 бедствий. Предпоследним, девятым бедствием, и была та самая «тьма египетская»:
"И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простёр руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня. Не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.
Исход 10:21-23"
Окси сравнивает себя со стереотипным русским отцом, который «вышел за хлебом» и пропал, однако всё же вернулся через несколько лет. Конкретно, Мирон вернулся спустя шесть лет с момента выхода его последнего релиза — альбома Горгород. И вернулся он с новым материалом («буханкой»), с теперь уже закрытыми гештальтами и решёнными проблемами, к тому же трезвый.
*** дал, я стереотип о селебрити
Годы опытов, как в себя прийти, чтоб к себе прийти
Видно, слиплись от крови глаза Гестапо
Вот кто поднял выразительно бровь, не Азат Мифтахов
Очередное четверостишье самокопания
Азат Мифтахов – аспирант механико-математического факультета МГУ, анархист, осужденный на 6 лет за разбитое окно в офисе “Единой России”. Преступление видел только секретный свидетель “Андрей Петров”, спустя год опознавший Азата “по выразительным бровям”. Во время следствия “Андрей Петров” умер.
Также это и отсылка Мирона к самому себе: на фото в начале десятых он часто поднимал одну бровь, за что его, например, стебал Крипл на Версусе:
Я просто ввёл в поиск “Oxxxymiron”
Он вывел сотни фот, где ты по́днял бровь, ты что, блять, Доктор Зло?
Музу развезло — инструктировать некому
Похуй: текст — ремесло. Сел инкрустировать
Я не пропустил ничего, веками так
Курёхин спит, на сцене ослы — это хоп-механика
Мирон потерял вдохновение (возможно, из-за наркотиков и алкоголя – поэтому “музу развезло”), но заставил себя работать над текстами через силу, подходя к этой работе как к ремеслу.
В Оксфорде Мирон получил образование на факультете «средневековая литература», в 2013 году он говорил “Афише”:
“Я пошёл на «английскую литературу», потому что у меня всегда хорошо было с английским в школе. А почему средневековая… Ну, упрямство такое. Очень мало русскоязычных людей вообще когда-либо учились в английских университетах по литературной линии — а на средневековой не учился, по-моему, вообще никто. Вот я её и выбрал. У нас всё кончалось Чосером, а начиналось с «Беовульфа» — то есть, это, по сути была такая смесь лингвистики, изучения манускриптов и немного археологии. В общем, более задротскую тему сложно себе представить. Там учились такие чуваки! У одного татуировка на спине была на староанглийском, например. Кстати, я параллельно поступал — и поступил — в Лондонскую школу экономики на «международные отношения». И постфактум жалею, что туда не пошёл. Понятно, что Оксфорд — это бренд, понятно, что узнав, что меня приняли, я… и пошел туда. Но смысл в литературоведческом дипломе нулевой. Даже оксфордском. Понты, как максимум”
Однако это, как утверждает сам Мирон, не обогатило его ничем. Тем не менее, на протяжении всего творческого пути мы видим в его треках отсылки к средневековью и античности, как и в стилизации его концертов, и самой визуальной концепции Горгорода (второго альбома).
Oxxxymiron всегда давал понять слушателю, что подобным вниманием к античности и Средним векам, задокументированным, записанным и пересказанным, он может проследить историю и ничего не упустить. Здесь он говорит об этом прямо.
Обыгрывается название музыкального коллектива «Поп-механика», созданного в 1980-х Сергеем Курёхиным.
Для коллектива были характерны художественные перформансы. Музыкант Сергей Летов вспоминал:
Помимо людей в программах «Поп-механики» принимали участие также удавы, обезьянка на велосипеде, лошади, ослы, куры.
Отталкиваясь от этого, Мирон фигурально говорит о том, что за прошедшее время в музыке поп сменился на хип-хоп, но на сцене по-прежнему «ослы».
Хор свыше под питчем
Мёртв Ницше, Бог дышит
Чёрт брешет, контора пишет
Нон-фикшн, OG shit
Первая строчка отсылка на райский хор, который приносит вдохновение, однако он "под питчем" - искусственно изменен и отредактирован.
Далее Мирон отсылается к афоризму немецкого философа Фридриха Ницше «Бог мёртв» и к его ироническому переосмыслению.
Таким образом Мирон высмеивает людей, которые не верили в его возвращение и провозгласили его мнимую смерть, подобно Ницше.
Таким образом Мирон высмеивает людей, которые не верили в его возвращение и провозгласили его мнимую смерть, подобно Ницше.
Черт же в отличие от райского хора подкидывает Мирону бредовые идеи.
В итоге голова(контора) Мирона выдаёт нон-фикшн(термин, обозначающий все произведения нехудожественной, прикладной литературы.
Произведения категории нон-фикшн основаны не на вымысле, а на фактах. В связи с этим в категорию нон-фикшн попадает широкий спектр книжной продукции, включая кулинарные книги, мемуары, эссе, энциклопедии и словари, научно-популярную литературу, книги по психологии и личностному росту, философию и многое другое.)
Мой слог движет сквозь смог рикшей
Сок слов выжал, извёл строф жижу
Стёр строк больше, чем выдал Джон Гришам
Нос тёр жёстче разве что Жижек
Мирон известен своим перфекционистским подходом к творчеству: зачастую написанный им материал отправляется в стол — он никогда не будет кем-либо услышан. Достаточно вспомнить знаменитое видео 2014 года, где Окси рассказывал о том, что собирается «перевернуть игру», и «пока он не доволен [своим материалом] на сто процентов — альбом не выйдет».
Между выходом Горгорода и этим альбомом прошло 6 лет — за это время Мирон выпускал очень мало материала и, очевидно, много раз переписывал то, что будет на альбоме.
Джон Гришам — известный американский писатель, автор «юридических бестселлеров». За свою жизнь написал огромное количество книг.
Славой Жижек — современный словенский философ, известный своей привычкой шмыгать носом и потирать его пальцами. По словам самого Жижека, так проявляется его нервный тик.
Такая же привычка возникает у людей, которые употребляют наркотики в порошковом виде через нос. Так Мирон отсылается к своей наркозависимости, об избавлении от которой он говорит в треке «Эспрессо Тоник» .
По словам самого Мирона, с творчеством Жижека его познакомил Рома Англичанин.
Когда рвало крышу — затворничал, как Бобби Фишер
До сих пор никто из игроков не смог заполнить нишу
Пропасть между Gorillaz и Girls'n'Boys
Я сбитый лётчик — так творить начал Йозеф Бойс
Роберт Джеймс (Бобби) Фишер — великий американский шахматист, ставший чемпионом мира в эпоху гегемонии шахматистов СССР. После победы не стал защищать свой титул и ушел из профессиональных шахмат, оставшись непобеждённым.
Бобби страдал от параноидальных расстройств и после победы на чемпионате мира почти не давал интервью, переехал в уединённое место и практически не общался с людьми.
Мирон проводит аналогию с жизненным путём Фишера и своей жизнью в последние 6 лет, на протяжении которых множество раз пропадал из инфополя и долгое время не выпускал новый материал.
Мирон считает, что за время его затворничества никто из русских рэперов так и не смог предложить в жанре ничего похожего на то, что делает он. На то, где именно он видит свою «нишу», указывает вторая строчка, отсылающая к карьере британского музыканта Деймона Албарна.
Вышедшая в 1994 году «Girls & Boys» — одна из самых известных песен рок-группы Blur, в которой Албарн был фронтменом и заработал первую популярность.
Группа Gorillaz, на сегодняшний день являющаяся главным музыкальным проектом Албарна, появилась в 1998 году, а первый её альбом и вовсе вышел только в 2001-м.
В плане звучания между Blur и Gorillaz огромная пропасть, сопоставимая с пропастью между условными «старой» и «новой школой» русского рэпа. Мирон не причисляет своё творчество ни к «новой», ни к «старой школе», противопоставляя себя представителям обоих течений в жанре.
«Сбитым лётчиком» принято называть некогда успешного человека, переживающего крах или долгое время остающегося без работы. С другой стороны, в отношении упомянутого немецкого художника Йозефа Бойса эти слова имеют самый буквальный смысл.
В период Второй мировой войны ещё молодой Бойсслужил стрелком бомбардировщика Люфтваффе. В марте 1943 года его самолёт был подбит и потерпел крушение над Крымом. Сам Бойс утверждал, что пережил катастрофу только благодаря местным крымским татарам, которые нашли его искалеченное тело в снегу и обернули животным жиром и войлоком, чтобы согреть.
Несмотря на то, что эта история подвергается сомнению многими исследователями, она стала основополагающей в личной мифологии художника. В дальнейшем он не раз использовал в своих инсталляциях жир и войлок.
Сравнивая себя с Бойсом, Мирон фиксирует тот факт, что в последние годы в его творчестве (а возможно, и в жизни) был не самый лучший период, раз его можно сравнить с крушением самолёта. Но именно вынесенный из этого опыт он использует при написании новых треков, в том числе и этого. Для того чтобы двигаться дальше, ему было необходимо осознать своё текущее положение и признать себя сбитым лётчиком. Как говорится, «нащупать дно и оттолкнуться от него».
С мылом голяк, петля слаба и соскользнула
Это знак, брат — ещё рано умирать, слезай со стула
Игра бедна текстовиками и соснула
Пусть я в морге, но читаю Zillakami и Sosmula
Мирон сравнивает своё молчание с творческим самоубийством (повешением), которое он передумывает совершать («слезает со стула»), поскольку чувствует свою миссию — рэп-игра «бедна текстовиками», а значит, он должен вернуться, чтобы поправить положение дел.
Подробнее о бедствующем состоянии русского рэпа Мирон рассказал в треке «Грязь»:
Рэп вернулся к уровню «падик-демо» двухтысячных
Вот цена, когда надолго затих
Продолжая метафору творческого самоубийства, Мирон обыгрывает название дуэта City Morgue, в котором состоят ZillaKami и SosMula.
Т-т-там где-то д-д-дарк техно
Смерть на рейве, сет в Алеппо
Град с неба идёт, как глиттер
Аве Мария, слова молитвы и адлибы
Учи нас принимать, что не изменить
Вручи шанс поменять что-то, исцелить
В ночи среди нас натянута вести нить
Чтоб вместе вспоминать ушедших лица, то, что есть — ценить
Мирон отсылается к альбому группы «Кирпичи»Смерть на рейве, сравнивая такую смерть с гибелью во время бомбардировки сирийского города Алеппо. Падающие снаряды он сравнивает с глиттером — декоративными блёстками, похожими на конфетти, которое нередко распыляется на рейвах.
Таким контрастом Мирон пытается показать нам двойственность мира, сочетание красоты и уродства, о котором Мирон подробнее рассказывает в заглавном треке альбома.
Отсылка к «Молитве о душевном покое» («Serenity Prayer»), сочинённой теологом Рейнгольдом Нибуром:
Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого
Молитва включена в программу «12 шагов», которая используется для лечения алкоголизма и наркомании. Упоминалась в русском хип-хопе и ранее, например Гуфом в треке «Вождь».
Ave Maria (лат. «славься, Мария!») — одна из основных католических молитв, обращенная к Деве Марии.
Адлибы — распространенное латинское сокращение ad. lib. (от ad libitum – по желанию). В классической музыке означает, что манера исполнения остаётся на выбор исполнителя.
В конце отсылка к мифу о Минотавре, где герой Тесей выходит из лабиринта в полной темноте только благодаря нити Ариадны.
Я воспитал культуру, как сына,
Улицы — моё второе имя, хоть не Майк Скиннер
Да ладно, я стебусь, бро
Не будь таким серьёзным — серьезных часто ебут в рот
Завершающее четверостишье начинается с очередного самолюбования Мирона в том, какой вклад он внес в рэп-культуру.
Майк Скиннер — лидер британского хип-хоп-проекта The Streets. Хотя в проекте есть и другие участники, его название ассоциируют именно со Скиннером, так что «улицы» — действительно в определённом смысле его «второе имя».
Заигрывая со слушателем и подпитывая неоднозначные трактовки его творчества фанатами и “разборщиками” текстов, а также людьми, записывающими реакции на его треки с лицами подлинных музыкальных критиков, меняющихся, однако, в лице, заслышав данные строки. Подобным финалом Мирон словно застал врасплох тех, кто к концу трека собирался отнестись максимально серьёзно к оценке