Найти тему

Тайна трёхдневного воскресения [ толкование событий Евангелия от Марка]

Теперь мы переходим к самому центральному событию за всю историю человечества. Это то, как Господь воскрес из мертвых. Самое здесь важное для нас – это знать, что мы никогда не сможем сказать точный момент, когда Господь воскрес. Не даром многие отцы Церкви называют воскресение из мертвых «тайное воскресение из мертвых». Потому что никому из людей, никому из ангелов, никому вообще из разумных существ не было известно то время, когда Господь воскрес. То есть мы знаем промежуток, что вечер, ночь субботы и воскресенье, ранее утро, но в как это произошло, знает только Отец, Сын и Святой Дух, то есть Животворящая Троица, Сам Господь. Это, пожалуй, самое важное, что нам нужно знать.

Дальше происходит следующее. "Когда прошла суббота Мария Магдалина и Мария, мать Иакова, и Саломия купили благовония, чтобы идти помазать Его" (Мк.16,1).

Здесь тоже может возникнуть противоречие, что они только тогда купили благовония, потому что в других Евангелиях сказано, что они приготовили уже все благовония, и по заповеди, потому что была суббота, уже ушли. На самом деле здесь противоречия нет. Об этом нам разъясняют свв. отцы Церкви.

Следует разобраться с субботой. Сказано: "когда прошла суббота". То есть как только она прошла, самое-самое раннее утро. Мария Магдалина, которая, как мы говорили на прошлой беседа, служила ревностней всех жен в материальных нуждах Господу, и они вместе с Пресвятой Богородицей и Саломией покупают ароматы. Именно по прошествии субботы. Что это за суббота?

Свт. Афанасий Великий нам говорит: «В древние времена людьми почитаема была суббота. Однако, Господь перенес празднование субботы на День Господень». То есть на воскресенье. «Не по собственному произволу, мы пренебрегаем субботу, но и пророк отвергает ее, говоря: «Новомесячье ваше и субботы ненавидит душа моя». То тех пор, пока совершаемы были дела, достойные Закона; до тех пор, пока не пришел Учитель, действовали установления детоводителя. Когда же пришел Учитель, Детоводитель сделался не нужен. И когда взошло Солнце, светильник перестал освещать».

Мы здесь видим, что суббота – это был день, который по заповеди Божьей должен был почитаться полным покоем. В связи с тем у иудейского народа и фарисеев были многие человеческие предания, что нельзя более двух тысяч шагов проходить в субботу, всякие такие вещи. Мы видим, что задача субботы, как говорил еще в свое время ап. Павел, Закон случил детоводителем, ко Христу. То есть народ Божий, человеческий род, еще не выросший в познании Бога, как некий такой младенчик, Закон его путеводил ко Христу.

Здесь важно, что «по прошествии субботы». Очень глубокий смысл. То есть суббота, Закон после Воскресения Христа прошла. Закон упразднен. Он больше не нужен. Как если люди не могут увидеть какой-то предмет, который стоит, видят только его тень. Конечно, же они имеют особое почтение, благоговение к тени. Но когда они увидят сам предмет, им тень уже не нужна. Тень все равно остается как тень, но при этом все внимание людей обращено на сам предмет, на саму истину. Вот так же было с Законом. Он, действительно, проходит.

Жены-мироносицы покупают благовония. Святой Петр Хризолог пишет: «Женщины идут прислуживать Христу. Апостолы Христа принимают страдания. Первые несут ароматы, вторые принимают побои. Первые входят в могилу, вторые – в темницу. Первые спешат к послушанию, вторые стремятся к цепям. Женщины проливают елей, апостолы проливают кровь. Женщины изумляются смерти, апостолы идут на смерть». Он проводит такую параллель, что служение служение женщин предваряет то, что в будущем сделают апостолы. Мажут человека сразу же, как только погребают для той цели, чтобы не было разложения. Здесь так получилось на третий день, потому что Господа распяли в иудейскую Пасху в ночь на 14-15 нисана, и этот день был пятница. Он так совпал, что второй день был суббота. Поэтому в субботу, конечно же, никак не могли, было запрещено. А на третий день, когда было по Закону разрешено, тогда и идут. То есть женщины пока мыслят только законнически. Они пока соблюдают Закон. Они пока еще не видят, что суббота уже в прямом смысле прошла, то есть ее время (субботы и Закона) закончилось.

Евангелие говорит, что «весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца» (Мк.16,2).

Святой Беда Достопочтенейший пишет: «В Евангельском тексте сказано, что праведные женщины пришли взглянуть на гроб вечером, когда уже рассветало, в первый день недели. Это надо понимать так, что они готовились вечером и на рассвете первого дня пришли туда. То есть вечером они приготовили благовония, которыми хотели помазать тело Господа. Но принесли приготовленные ароматы ко гробу утром. Что Матфей в силу краткости изложения передал не так ясно, другие евангелисты указали более четко в каком порядке все было сделано. После того, как Господь был погребен в шестой день, вернувшиеся от гроба женщины, готовили благовония и мази, покуда можно было работать. С наступления же субботы они оставались в покое, согласно заповеди, о чем Лука говорит прямо. Когда прошла суббота и настал вечер, снова можно было работать. И женщины, в благоволении своем пребывая, купили недостающие ароматы, как упоминает Марк, чтобы пойти и помазать Его тело. Очень рано в первый день недели они пришли ко гробу».

Мы видим, что этой фразой, что они купили благовония, нужно понимать в смысле «докупили недостающие». Когда Господа погребали, была уже глубокая ночь. Они что успели купить, пока не наступила глубокая ночь. В древности магазины не работали 24 часа в сутки. У нас сейчас все, что захочешь, пошел ночью в любой магазин, купил. Раньше в древности такого не было. Поэтому они ждут. И докупают недостающее. Но все они приготавливают уже вечером.

И вот, они приходят ко гробу. Они приходят с ароматами. Это, конечно, проявление некоторого человеческого отношения к Господу. В этом видно, что они совершенно не видели в Нем Бога. Они хотели дать Ему самое последнее, что только возможно. У них не было надежды на Его воскресение. Как раз об этом пишет блж. Феофилакт: «Ничего великого и достойного Божества Иисусова не помышляют жены, когда сидят при гробе и покупают миро с тем, чтобы по иудейскому обычаю помазать тело, дабы оно было благоухающим, а не издавало неприятного запаха от тления, и дабы силой мира, иссушающей и поглощающей влагу тела, сохранялось невредимым. Вот о чем думали жены». Ничего великого, относительно Господа, у них в мыслях просто не было.

Что происходит дальше? "И они говорили самим себе: «Кто отвалит нам камень от дверей гробницы?»" (Мк.16,3).

Они задают такой вопрос. Они, конечно же, не знали, что камень на самом деле уже отвален. Это прямой смысл. Они думают: камень такой большой. Камень этот, сказано на церковнославянском языке, «был весьма велик». По преданию, камень был настолько большой, что его поднимали двадцать человек, представляете? Вот такой был здоровый камень.

Святой Беда Достопочтенейший пишет: «Без сомнения, Господь наш и Искупитель славу Своего Воскресения открывал ученикам постепенно в течении времени, потому что величие этого чуда слабые сердца смертных людей разом принять не в состоянии. Считаясь со слабостью тех, кто ищет Его и кто первым приходит ко гробу, Он показывает отваленный камень как женщинам, пылающим любовью к Нему, так и мужчинам. И, поскольку тело Его отсутствовало, Он показывает им плащаницу, в которую оно было завернуто, когда лежало там одно. Женщинам, которые усердно Его искали и которых увиденное повергло в ужас, Он затем посылает видения ангелов. И они поведали, что Он воскрес. После того, как распространилась молва о Его воскресении, как уже совершившемся, Господь Сил и Царь Славы явился и показал, с какой властью смерть, которую Он вкусил лишь ненадолго, была преодолена».

Здесь мы видим, что они спрашивают о камне. Беда Достопочтенейший толкует уже дальше события, до которых мы еще не дошли. Здесь важная мысль, что он говорит: Господь эту тайну величайшую Воскресения Своего являет человечеству постепенно. Слабые души не могут воспринять этот яркий свет Бога, который невыносим для наших слабых душ.

На этот вопрос жен «кто отвалит нам камень?» разные Евангелия говорят, что ангел отвалил камень после того, как уже жены пришли. В Евангелии от Марка просто сказано. что камень уже был отвален. На самом деле в этом никакого противоречия нет. Нам это все свв. отцы объясняют.

Блж. Феофилакт пишет: «Но, между тем как они размышляли о сем, Ангел отвалил камень, хотя жены не чувствовали того. Так и Матфей говорит, что Ангел отвалил камень после того, как жены пришли. Но Марк умолчал об этом, потому что Матфей уже сказал, кем отвален был камень. Если же Матфей говорит, что Ангел сидел на камне, а Марк, – что жены, вошедши во гроб, увидели его сидящим внутри, то сим не должно смущаться. Потому что могли они видеть Ангела, сидящего вне на камне, как сказано у Матфея, могли видеть опять его же внутри гроба, как упредившего их и вошедшего туда». Это он нам уже дальше толкует текст про ангела.

Но сначала еще мы скажем о духовном смысле, который нам раскрывает святой Петр Хризолог. Он пишет следующее: «От двери гроба или от гроба сердца. От гроба или от глаз. Женщины, сковано сердце ваше, глаза ваши закрыты, потому не видите славу отворенного гроба. Елей ваш не на тело Господа, а на глаза души вашей излейте, если хотите видеть. Светом веры вы узрите то, что скрывается в темноте вашего неверия». То есть он говорит, что женщины этим вопросом «кто нам отвалит камень от гроба» показывают, что на сердце их лежит камень, на их духовном зрении лежит камень, что очи духовные не верят в то, что мощь Господа настолько велика, что никакие камни не могут удержать Бога. Бога ничего не может удержать, когда Бог начинает действовать.

Камень открыт. Мы в Евангелии смотрим и ищем то, что нам важно для спасения нашей души. Всякие мелкие детали могут даже в Евангелиях иметь некоторые неточности. Но это Господь попускает по фактору человеческому. И это свидетельствует, наоборот, что эти Евангелия не писались так, что они все вместе собрались, под копирку написали, сговорились – и все четко. А они в разное время писали в разных местах, совершенно не сговариваясь друг с другом. Все Евангелия, всю главную мысль они полностью выражают очень единомысленно. Это свидетельствует в пользу того, что эти Евангелия на самом деле истинны и они свидетельствуют о настоящем, истинном событии.

Далее мы скажем про дальнейший текст: «И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик» (Мк.16,4). Это как раз то, что я говорил: двадцать человек должны были его поднимать. «И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись» (Мк.16,5). Как нам уже объяснил блж. Феофилакт, в одном Евангелии говорится, что они увидели, как он на камне сидит; а в Евангелии от Марка сказано, они внутри гробницы увидели. Это тот же ангел. Мы знаем, что ангелы очень быстро перемещаются. Он им говорит, чтоб они посмотрели то место, где Господа положили. Они пошли смотреть. И ангел перешел туда. В этом не стоит удивляться. Другие Евангелия нам говорят, что ангелов было даже несколько.

Как раз блж. Феофилакт пишет еще о женах: «Некоторые говорят, что одни жены были упоминаемые у Матфея, другие – у Марка, а Магдалина была спутницей всех, как самая усердная и ревностная». Даже жены, возможно, приходили несколько раз. Сначала одни жены пришли, вместе с ними Мария Магдалина. Потом еще другие жены. Мария Магдалина еще раз с ними, настолько она ревностная. В этом нет совершенно никакого противоречия.

Блж. Августин на вопрос ангелов два или один пишет: «Либо Матфей промолчал об этом ангеле, которого видели входящие, либо Марк промолчал о том ангеле, которого видели сидящим на камне. В таком случае, они видели двух ангелов, и об двух ангелах слышали вести об Иисусе». В принципе, мысли того же блж. Феофилакта.

Интересно, что Беда Достопочтенейший, который жил в VIII веке, оставив нам толкование на Евангелие от Марка, некоторые свои гомилии, приводит предание, что в свое время в Иерусалим ходили паломники. И есть в его толкованиях описание того, как выглядел гроб. Он пишет следующее: «Мы воспользовались достоверными сведениями тех, кто в наше время бывал в Иерусалиме и по возвращении оставил нам записи об увиденном. Итак, гробница была круглой, вырубленной в скале. Высота ее такова, что стоящий посередине человек рукой достает до потолка. Вход располагался на восток, его закрывал большой камень, о котором рассказывают Евангелия. Направо от входа для упокоения тела Господа приготовлено было специальное место длиною семь футов» (это около двух метров) «на выступе высотой в три ладони от пола. Вход был сделан не как обычно сверху, а сбоку. Через него можно было внесли тело». Вот такие нам даются описания гроба.

Далее они видят юношу. Им ангел является в виде юноши. Это тоже неспроста. Почему именно юноша? Свв. отцы нам объясняют.

Святой Исидор Севильский пишет: «Воскресение мертвых, как говорит апостол, будет в мужа совершенного в меру полного возраста Христова, то есть в пору молодости, которой уже не нужно развиваться и которая лишена изъянов, совершенна во всех отношениях, полна и сильна». То есть ангел является в виде юноши, чтобы этим показать, что Христос воскрес, этим даровал всеобщее Воскресение всему человечеству. И все человечество восстанет из мертвых молодыми, в меру возраста Христа, то есть в тридцать три года. Люди будут в полном расцвете сил без всяких недостатков. Даже само явление ангела предвозвещает наше будущее воскресение.

Далее сказано, что "они этого юношу увидели сидящего справа, облаченного в белые одеяния. И они ужаснусь". Почему он сидел на правой стороне? Почему он был облачен именно в белую одежду? Святитель Григорий Великий объясняет: «Следует обратить внимание на значение того, что ангела видели сидящим по правую сторону. Что означает левая сторона, как не жизнь теперешнюю, а правая – жизнь вечную? Так вот, поскольку Искупитель наш уже преодолел тленность жизни теперешней, ангел, пришедший известить о Его жизни вечной, сидел, как и подобает, по правую сторону. Он явился, облеченный в белую одежду, возвещая этим радость нашего торжества». Левая – это образ нашей теперешней жизни, временной, тленной, когда мы подвержены болезням, смерти, скорбям, разложению, каким-то несовершенствам, недостаткам. А в той жизни этого не будет. Господь Своим Воскресением уже преодолел все, что было свойственно человеку. Его Тело уже обрело нетление. Это тоже важный момент, потому что были такие еретики, которые учили о том, что Господь, как только воплотился, Его Тело сразу же было нетленным, то есть в Нем не было этих безукоризненных человеческих страстей. Но на самом деле эта ересь очень опасная, потому что, как говорят свв. отцы, слово «тленность» имеет два значения. Первое: «тление» – это то, что свойственно человеку (голод, жажда, утомление, возможность умереть). В этом смысле тело Господа было тленным до Воскресения, а после Воскресения Господь эту тленность Свою преодолел. То есть по Своего Воскресения Господь уже не нуждается ни в чем. В этом смысле нужно понимать.

Еще есть объяснение. Святой Беда Достопочтенейший пишет: «Справедливо то, что, согласно сообщению Марка, глашатый Воскресения Иисуса, то есть ангел, пророчивший, что Он повергнет князя мира сего, был в сидячем положении». Тоже такой важный момент, почему Ангел сидел. «Сидя, он изображал Того, Кто победил творца смерти и уже взошел на трон Вечного Царства. Восседать на троне Вечного Царства – дело Царя, стоять у жертвенника – дело первосвященника. Ибо наш Искупитель удостоил нас честь быть нам равно Царем и Священником. Священником – чтобы очистить нас от греха Жертвой Своего страдания, а Царем – чтобы пожаловать нам Царство Вечное. Ангелы, возвещающие Его Воскресение, предстают сидячими, обозначает, что, победив смерть, Он отправился, чтобы занять Свое место в Царстве Небесном. Они так же предстают стоящими, показывая, что в Таинствах Отца Он, как Первосвященник, выступает заступником за нас». Ангел на камне сидит, в гробнице он стоит – он этим показывает власть Господа. Сидит – Господь как Царь, стоит Он как Первосвященник, потому что даже священники, принося жертву в храме, они перед престолом делают это в стоячем положении.

Дальше нам текст говорит: они «ужаснулись». То есть их объял трепет. Евангелие от Луки добавляет, что они упали лицами своими к земле. Настолько даже слава ангелов невыносима для людей. Дальше ангел «говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк.16,6).

Тоже важный момент: как нам различить явился – бес нам явился или нам ангел явился. Свойства ангелов, как только они являются людям, – это успокаивать людей, чтобы они не боялись. Помните, когда архангел Гавриил благовествовал Божьей Матери о том, что родится Спаситель, он как явился, его первая фраза была какая? «Мария, не бойся». Когда ангел являлся Захарии первосвященнику, который в храме приносил жертву, совершал каждение, он тоже явился справа от жертвенника, как говорит Евангелие от Луки, и его первая фраза была: «Не бойся». Ангел успокаивает. Так же и эти ангелы говорят: «Не бойтесь». Они успокаивают.

Сказано: "Иисуса ищете Назарянина", преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Ангел Воскресения говорил женам: «Иисуса ищете Назарянина, распятого», а апостол: «Мы же проповедуем Христа распятого», ибо много Христов Иисусов, но Один Распятый. Он не сказал «пронзенного копьем», но «распятого». Поэтому должно поклоняться Знамению Христову, ибо, где будет Знамение, там будет и Он Сам. Веществу же, из которого состоит знак Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, нам не подобает поклоняться». Он излагает о поклонении Кресту и говорит, что Единственный у нас есть Распятый Иисус Назорей, Наш Господь, в Которого мы верим. Это кажется позором верить в немощного, распятого на кресте Бога. Но само Знамение достойно поклонения. И, поклоняясь Знамению, мы поклоняемся Самому Господу, Который от Своего Знамения теперь неотделим. Он и на Страшном Суде явится с пронзенными руками, чтобы те, которые Его пронзили, увидели Его раны. Это Господь делает специально, чтобы показать Свою любовь к человечеству, чтобы раны были свидетелями любви Бога к человеческому роду.

Далее ангел говорит: «Он воскрес, Его нет здесь». Блж. Феофилакт пишет: «Он называет Иисуса Христа «Распятым», ибо не стыдится Креста, который есть спасение человеков и основание всех благ. «Он воскрес»; из чего это видно? Из того, что «Его нет здесь».

Он говорит: «Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен», идите, посмотрите то место. Это, действительно, очень веский аргумент: господа там не было. Просто не было. Он действительно воскрес.

Блж. Августин пишет: «Спаситель умер, но смерть низвергнул. В Себе Он покончил с тем, чего мы боялись. Он взял ее на Себя и поверг ее. Как лучший охотник Он поймал льва и убил его. Где смерть? Ищи ее во Христе, ибо ее уже нет, она была, но в Нем умерла. О жизнь! Смерть смерти. Имейте добро в душе, и смерть так же в вас умрет. Что произошло в голове, произойдет и в частях тела. Умрет и в нас смерть. Но когда? В конце мира, в Воскресении мертвых, в которое мы верим и в котором не сомневаемся».

Блж. Августин все приводит к нашему воскресению. Если воскрес Господь, Он как Глава Церкви воскрес, и воскреснет все Тело. Как Тело Господа пропало из гробницы, так же все наши тела пропадут из гробов. Все человечество, каждое тело каждого человека выйдет из гробов по голосу Сына Божьего, как нам говорит Евангелие от Иоанна.

Что еще дальше говорят ангелы? «Вот место, где Он был положен». Они показывают место. Другое Евангелие нам говорит, что там был плат особо свит и пелены лежащие.

Но дальше он говорит: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк.16,7). Такой может возникнуть вопрос: почему ангел не просто говорит «скажите ученикам Его», но еще говорит «и Петру». То есть он Петра как-то выделяет. С чем это связано?

Прп. Роман Сладкопевец писал гимны. Ему явилась Божья Матерь, дала ему свиток, он не умел петь, и после этого стал прекрасным гимнотворцем. Он в одном из своих песнопений так воспевает: «Но, может быть, кто-нибудь скажет, откуда, о человек, это видно, что Петр, который пал, был восстановлен. Теперь я ясно укажу вам через кого этот дар был послан Петру. Так ангельский глас, вещая женам-мироносицам, сказал им: «Когда вы возвестите всем, возвестите также и Петру». «Не бойся», – сказал Владыка Нового Зави – ускори святи спаси овцу твою».

Многие свв. отцы тоже подчеркивают, что это происходило для Апостола Петра. Для Петра, потому что Петр мог сказать: «Все! Я уже отрекся. Это меня не касается. Меня Господь предварять в Галилеи не будет». Чтобы этот дар прощения, дар восстановления в апостольском чине показать, он женам говорит: «И ученикам скажите, и Петру отдельно».

Блж. Феофилакт пишет: «Петра отделяет от учеников или как верховного, именуя его особо от тех, по преимуществу, или вот почему: так как Петр отрекся, то если бы жены сказали, что им велено возвестить только ученикам – он сказал бы: я отрекся, следовательно, уже не ученик Его, а потому, Господь отверг меня и возгнушался мною; поэтому Ангел и присовокупил: «и Петру», чтобы не смутился Петр той мыслью, что будто он не удостоен и слова как отрекшийся и потому уже недостойный быть в числе учеников. Посылает же их «в Галилею», отводя их от смятения и великого страха со стороны иудеев».

Дальше нам текст говорит: «И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк.16,8).

Блж. Феофилакт это объясняет так: «Тогда объял жен «трепет и ужас», то есть они поражены были и видением Ангела, и страхом Воскресения, и потому «никому ничего не сказали, потому что боялись». Или боялись они иудеев, или одержимы были страхом от видения до того, что как бы потеряли разум. Потому и ничего никому не сказали, забыв все, что слышали». То есть настолько это явление невыносимо для разума человеческого, который не может вместить то, что смерть может быть побеждена, то, что может быть воскресенье совершено навсегда. Не так, как в Ветхом Завете были единичные примеры воскресение (пророк Илия, пророк Елисей воскрешали отроков). Это было воскресение на время. И даже воскресение Лазаря было на время. Но здесь мы видим, что воскресение навсегда происходит.

Господь учеников должен встретить в Галилеи. Женщины бедные не выдерживают. Они убегают. Они от этой непостижимой тайны теряют разум, забывают все слова ангелов. Насколько это событие было ошеломляющим для людей.

Дальше нам текст говорит: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили» (Мк.16,9).

Мы видим, что Господь воскрес рано в первый день недели. Это для нас повод почитать воскресенье.

Святой Исидор Сивильский пишет: «В Священном Писании этот день изображен как торжественный. Это был первый день мира. В этот день образованы элементы мира. В этот день сотворены ангелы. В этот день из мертвых воскрес Христос. В этот день с Небес на апостолов сошел Дух Святой. И в этот же день впервые в пустыне дана была манна небесная».

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Это тот день, в который освободился Адам, в который Ева избавилась от скорби, в который свирепая смерть устрашился, в который сила мощных камней ослабла и запоры гробниц расторгнуты отворились, в который тела давно скончавшихся были возвращены к прежней жизни, в который побеждены были вечно сильные и прочные законы земных вещей. В этот день, в который при Воскресении Владыки Христа отверзлись Небеса, в который цветы и плоды воскресения, словно в саду, взошли во Вселенной для рода человеческого, в который проросли лилии новопросвященных, в который иссохло кровотечение грешников, в который обессилена была мышца дьявола, в который рассеялись полки демонов».

Это был день явного торжества. Это была победа над дьяволов. Именно поэтому Церковь с таким триумфом этот день празднует. Это период до Пятидесятницы радости Воскресения невыносим для демонов. Их эта весть просто коробит.

Господь является сперва Марии Магдалине. Святой Беда Достопочнейший объясняет: «Подобному тому, как в самом начале жена стала автором вины перед мужем, а муж – соучастником этой вины, так теперь вкусившая первой смерть первой видит и Воскресение, дабы ей не быть вечно виновной в грехе перед мужчинами. Жена, принесшая мужу вину, теперь принесла ему благодать». Такая связь с грехопадением. Как через первую жену было совершено грехопадение, она была обвинена в грехе, также через жену дается благодать. Это первая радость Воскресения.

Блж. Феофилакт пишет, что это место нужно читать с другими знаками препинания. Здесь мы как читаем? «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине». Помните, мы говорили в самом начале, мы не знаем, когда воскрес Господь, поэтому он говорит: ««Воскреснув» – здесь остановись, потом читай: «рано в первый день недели, Иисус явился Марии Магдалине». Ибо не воскрес рано (кто видел, когда Он воскрес?), но явился рано, в день воскресный». Это тоже важный момент. В первый день недели рано произошло именно явление Марии Магдалине, из которой Он изгнал семь бесов. Как объясняет блж. Феофилакт, «семь бесов», «то есть многих (ибо Священное Писание принимает иногда число «семь» в смысле множества) или семь бесов, противоположных семи духам добродетели, как-то: дух бесстрашия, дух неразумия, дух неведения, дух лжи и прочие, противоположные дарованиям Святого Духа». Он здесь перечисляет: дух неведения, лжи, небогобоязливости. Мы знаем, что человечество обольщено демонам. Воскрес Животворящий Иисус. Он выгоняет демонов из людей, показывая этим, что и в будущем в Церкви, когда человек крестится, из него изгоняется злой дух. У человека до воскресения Господа из мертвых не было власти над демонами. Именно у человека не было. У Бога власть была всегда. Здесь речь идет о бесах в виде реальных живых существ, как это было, когда Он изгнал целый легион демонов. А здесь речь идет о тех бесах, которые в человеке паразитируют на страстях. До Воскресения человек не мог бороться со своими страстями, у него не было сил, он был под властью дьявола. Он мог делать какие-то добрые дела под особым водительством Святого Духа, как это делали пророки, но власти над страстями, над тем, чтобы человеческая природа была соединена с природой Бога, была обожена, пропитана Божеством и полностью с Ним соединена – такого не было. И Господь показывает, что только после Воскресения человеческий род может быть исцелен от страстей. Недаром здесь сказано о семи бесах. Итак Господь Марию Магдалину как бы предъочистил. Далее, мы знаем по Преданию, она приняла святое Крещение. Потом ходила, проповедовала. Именно поэтому она стала равноапостольная.

Сказано, далее, что "они побежали и сообщили людям эту радостную весть. А те были скорбные, плачущие и не поверили" (Мк.16,10-11). Настолько сердце человека ожесточено. Не верят.

Дальше нам текст говорит интересные вещи: «После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили» (Мк.16,12-13). Как говорит ап. Лука, это были два спутника. Можем даже это место открыть. Это двадцать четвертая глава Евангелие от Луки. Там об этом сказано более подробно. Клеопа со своим спутником – так говорится, но Предание нам говорит, что этим спутником был сам Евангелист Лука. Он им явился. На Евангелие говорит, что Он им изъяснил Писание, отверз им ум к разумению Библии. Именно с того момента Православная Церковь имеет Божественную Премудрость как правильно понимать Писание. Он преломил хлеб, приобщил их Святых Тайн и исчез. Они говорили друг другу: «Не горело ли наше сердце, когда Он нам изъяснял Писание».

Сказано: «явился в ином образе», когда они шли. Как понять «явился в ином образе»? Блж. Августин пишет: «Это значит, что Он явился в Своей Плоти, вид которой был иным. Здесь тоже какое-то препятствие мешало глазам узнать Его». Господь явился в Своей собственной плоти, но этой плоти был иной. Она была нетленная. Блж. Августин дальше пишет: «Глазам их что-то мешало вплоть до Таинства Преломления Хлеба. Им виделся какой-то иной образ, поэтому они не узнали бы Христа, если бы не Преломление Хлеба, как показывает в своем рассказе Лука. Конечно, они все же не разумели, что Христу надлежало умереть и воскреснуть. Подобно и глаза у них были чем-то закрыты. Не Истина скрывалась от них, но они были не состоянии принять Истину».

Это тоже важный момент. Истина принимается, когда у человека чистый разум. Истина сначала воспринимается умом, только потом идет в сердце. Поэтому люди, которые думают: «Я все сейчас все почувствую, все пойму в Церкви» – так никогда не получится. Церковь всегда требует сначала понимать догмат разумом, потому что, если у тебя есть догматы в уме, ты можешь через свой ум давать повеления всем остальным членам своего тела, чтобы согласно этим догматам веры поступать. И далее блж. Августин продолжает: «Явился Иисус. Глазами Его видели и не узнавали. Учитель шел с ними по дороге, и Сам был Путь, но они все еще не шли по этому Пути и шли сбившимися с дороги. Покуда Иисус с учениками до страдания Своего, Он все им предсказал: что Ему предстоит страдать, умереть и в третий день воскреснуть – Он все предсказал. Но Его смерть вызвала у них помутнение памяти. Вид Его на Кресте стала таким потрясением для апостолов, что они забыли, чему Он их учил, не ожидали Его Воскресения и не держали в памяти Его обещаний».

Здесь мы видим: причина почему апостолы не верят Господу. Эта трагедия на Кресте, как казалась для людей с внешней стороны, была не трагедия, это была величайшая победа Господа над дьяволом, над смертью, над проклятьем, которое висело над человеческим родом. Для людей это было чем-то ужасным. Это такой ужас, что из памяти все просто вылетело. Все, чему учил Господь. Но мы помним, что Господь обещал ученикам: Дух Святой напомнит вам все, чему Я учил вас, Он вас наставит на всякую истину.

Очень часто мы боимся: сейчас будем с кем-то разговаривать, кому-то проповедовать. Мы думаем: все сразу же забудем. Действительно, такое может происходить. Но нужно помнить, что Сам Господь только может даровать и восстановить нашу память Своим Духом Святым.

Дальше относительно этого блж. Феофилакт пишет: «Об этих двоих и Лука говорит…, что они, «возвратились... и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес»». Это нам говорит Евангелие от Луки, что эти двое пришли к одиннадцати апостолам и к тем, кто были вместе с ними. И они говорят: «Господь воскрес». Блж. Феофилакт задает вопрос: «Тогда как по свидетельству Марка не поверили и тем, которые пришли из села?». Как они им не поверили? Евангелие от Луки говорит, что те говорили, что Господь истинно воскрес. А Марк говорит, они не поверили. Он пишет: «Когда евангелист говорит, что «возвестили прочим», то разумеет не одиннадцать апостолов, но некоторых других. Этих и назвал он «прочими», поскольку одиннадцать видели Его (Христа) в тот же день, в который и возвратившиеся из села нашли их говорящими, «что Господь истинно воскрес».

Господь на самом деле избранным апостолам, которые должны были идти возвещать Евангелие по всей Вселенной, явился, и они уверовали. Именно они уверовали. Иные, которые были с ними, не поверили ни женам-мироносицам, ни Луке и Клеопе, которые видели Господа и узнали Его через Преломление Хлеба.

Дальше нам говорит текст: «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк.16,14).

Мы видим, что они возлежат на вечери, Господь им является и начинает их бранить за их жестокосердие, что они Его увидели, что Он воскрес, а веры в сердце своем не имели. Он их упрекает.

Блж. Августин объясняет это так: «Читая это место, обрати внимание на то, как Господь порицал Своих учеников, первых членов Своих, постоянно бывших с Ним за то, что они горевали, что Он убит, и не поверили в то, что Он жив. Отцы веры – они все еще не верили сами. Учители, которым предстояло проповедовать, дабы поверил весь шар Земной и умереть за это, все еще не верили. Видевшие, как Он воскрешал умерших, не поверили, что Он воскрес, поэтому заслуженно порицал их Господь. Он хотел в этот день упрекнуть их, ибо они не поверили, видевши, что Он воскрес, пока сами не увидели. Им же после Его Вознесения предстояло проповедовать Евангелие народам, которые должны были уверовать, не увидев. А кто не будет веровать, осужден будет. Это как раз о вере в то, что не видели. Разве не заслужили они сначала порицания, поскольку не поверили видевшим Его раньше, пока сами Его не увидели». Те, кто не верят в Воскресение Христа, не видя Его, достойны порицания.

Сейчас люди говорят: «Пускай Господь сотворит какое-то чудо, чтобы те, кто не поверит, сразу же поверили». Но мы видим, что Господь учеников порицает. Уверовать-то они уверовали, но когда? Когда им явился Сам Господь. А когда прочие говорили, не видя, не верят. Важно то, что они возлежали на вечери. Один из моментов Евангелия от Луки говорит о том, что ученики преломляли Хлеб вместе с Господом, Он был узнан ими в Преломлении Хлеба.

Святой Беда Достопочтенейшмий пишет: «Иисус открылся в Преломлении Хлеба ученикам, которые пригласили Его разделить с Ним трапезу, думая, что Он – странник. Он и к нам придет, когда мы, насколько возможно, поделимся добром со странниками и бедняками. Он придет к нам и в Преломлении Хлеба, когда мы с чистой, легкой совестью приобщимся Таинству Тела Хлеба Живого». Тем двум спутникам, когда они шли в Эммаус Господь явился в виде Какого-то Странника. И они Его приняли. Нашли Иисуса где? Нашли Его в Писании и нашли Его в Преломлении Хлеба. Его невозможно было узнать, потому что их духовные очи были не отверсты.

Именно поэтому сейчас люди тоже думают: «Как нам увидеть Христа?» Вот, нам даны два способа. Так же, как Христос пришел Странником, так же и мы, если будем делиться со странниками и бедняками, можем в этом увидеть Христа. А каким образом? Господь сказал в Евангелии: «Если вы сделали это одну из меньшим братьев Моих, значит, сделали Мне». А как можем увидеть Господа? Можем найти Его в Писании. Мы сейчас изучаем Писание в духе свв. отцов. Мы через это чувствуем благоухание Христа. Евангелие само по себе обладает колоссальной силой. Но это недостаточно: увидеть Христа. Люди и помогают бедным, люди ищут Христа в Писании, но видят Его окончательно и явно чувствуют Его когда? В Причастии. Поэтому почему протестанты и многие люди, которые не в Церкви, хоть и изучают Библию, у них нет опыта ощущения реального Христа? Они к Нему относятся как к нашему Другу, без всякого благоговения. Это у них отсутствие страха Божьего. Когда является Бог, страх и благоговейный ужас у людей. Чтобы его почувствовать, мало Библии. Мало Библии даже в изъяснении Церкви. Важно Преломление Хлеба. Если мы Приобщаемся Тела, то мы можем сделать так, что и к нам придет Господь. Именно поэтому Церковь требует, чтобы христиане причащались. Причастие дает в том числе и тайное познание Священного Писания.

Далее текст говорит, какие слова сказал Господь ученикам: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16,15-16).

Это важный принцип. Сейчас люди говорят, что столько есть людей некрещеных, они никогда и не слышали о Христе, за что же их осудит Господь? Эти люди предполагают: если человек не мог принять Крещение, Господь его и так как-нибудь спасет. А нам Господь дает важный критерий. Крещение – это не просто благочестивый обряд, это Таинство, которое дает спасение. Как мы говорили на прошлой беседе, человек, принимающий Крещение, соумирает со Христом. Он погружается в глубины ада и после третьего погружения воскресает. Таким образом он участвует в заслугах Господа, которые Господь стяжал Своей смертью, Своим страданием и всеми теми скорбями, побоями, которые Он претерпел ради нашего спасения.

Важный критерий: «кто будет веровать». Первый критерий – это вера. Если человек поверил в Господа, он должен покаяться и обязательно креститься. Это то, чему учит Церковь: без Крещения спасения нет. Исключение, если человек принял мученическую кончину за имя Христа, будучи некрещенным. Он поучаствовал в смерти и Воскресении Христа в прямом смысле, крестившись своей кровью.

Господь говорит им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Св. мч. Иустин Философ пишет: «Из Иерусалима вышли в мир мужи число двенадцать и при том простецы. Не умели они говорить, но, благодаря силе Божьей, возвестили Евангелие всему человеческому роду».

Мы видим прямое повеление нашего Господа. Он говорит: «Идите». Не сидите в церкви, не ждите, пока Сам Бог к вам кого-то приведет, а Он им говорит: «Идите». То есть вы сами идете и ищите людей, которые Меня не знают. Им возвещайте Евангелие. Здесь важный момент: апостолы еще неокрепшие. Они еще не побороли свои страсти, не стяжали великих добродетелей святого Серафима Саровского, а Господь им сразу же говорит: «Идите». Это такой парадокс: мы сами еще не спасены, как можно благовестить кому-то другому о спасении. Но мы видим, что повеление Божие выше человеческой логики. Как сказал Господь через ап. Павла: «Сила Моя в немощи совершается, довольно тебе благодати Моей».

Проповедь Евангелия охватывает весь мир, все народы достойны услышать благую весть. Не только русский народ, все народы. Чеченский народ, татарский народ, бурятский, китайский японский – всем народам Господь повелевает, чтобы было возвещено Святое Евангелие.

Блж. Феофилакт замечает такую интересную вещь: «Заметь заповедь Господа: «проповедуйте всей твари». Не сказал: проповедуйте только послушным, но всей твари, будут ли слушать, или нет». Такой важный момент. Что мы будем проповедовать, все равно нас никто не послушает, только потеряем время. Лучше Господь Сам каким-то Своим способом приведет. Мы будем о Боге разговаривать только с теми, кто заинтересовался. Но мы видим, что подход Евангелия совершенно иной. Он никак не склеивается с современным представлением мира, этим толерантным представлением, что никому ничего нельзя навязывать. Если это правда, и ты любишь этого человека, его уважаешь, ты навяжешь ему эту правду. Ты ему навяжешь, но не в том смысле, что ты заставишь его принять эту истину, а ты ему покажешь эту истину. Ты дашь ему возможность сделать выбор в пользу Бога.

Блж. Августин пишет: «Не только апостолам сказано «и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудеи, и Самарии, и даже до края земли», поскольку не только тем, к кому Он тогда обращался, предстояло выполнять эту задачу. Но, похоже, что Он обращался только к апостолам, когда говорил: «и се Я с вами во все дни до скончания века». Однако, кому не понятно, что это Он обещал всей Церкви, Которая в то время, как люди умирают и рождаются, пребудет до скончания века».

Это повеление проповеди касается Православной Церкви всей без исключения. Отсюда не следует, что мы должны бегать по улицам, по сектам, любой православный христианин всем заблудшим проповедовать. Мы обязаны участвовать в исполнении этой заповеди Спасителя теми способами, которые нам Господь дает. Кто-то может помолиться, кто-то может миссионерам послужить как-то (допустим, приготовить ужин, как жены-мироносицы служили). Но каждый должен заботиться своим талантом о том, чтобы Евангелие было проповедовано всем народам.

Дальше блж. Феофилакт: ««Кто будет веровать», и не довольно сего, но – и «креститься», ибо кто уверовал, но не крестился, а остается еще оглашенным, тот не спасен». Тоже важный принцип: если ты просто уверовал во Христа, не успел креститься, ты не спасен.

Далее блж. Августин, объясняя это, говорит, что «вера кафолическая изложена в символах для запоминания верующими. Сделано это краткости, чтобы начинающим, возродившимся во Христе, немногими словами передать то, во что надлежит верить, покуда они не укреплены внимательнейшим духовным познанием Божественного Писания. Священное Учение следует излагать многими словами по мере продвижения в вере и восхождения к Божественному Учению уже в крепости смирения и любви». Наша вера имеет очень большой объем. Многие говорят: «Только крестился, только поверил, как ты можешь кому-то там возвещать Евангелие?» А блж. Августин говорит: здесь Господь повелевает даже в кратких словах людям говорить какие-то элементарные вещи, самые простые. Он дальше говорит: по мере продвижения, когда ты изучаешь Писание, ты продвигаешься в вере, ты восходишь в крепости смирения и любви, ты уже можешь более обширно возвещать Евангелие. Но при этом любой человек может насколько он может излагать Слово Божие заблудшим людям.

Свт. Тихон Задонский замечает очень интересную вещь: «Слово это сказал Спаситель наш для укрепления и утешения нашего. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Что может быть утешительней для верной и крещенной души, чем эти слова, которые обещают вечное спасение? Возлюбленные христиане, Богу слава! И мы веруем в Евангелие и святым крещением просвещены. Но посмотрим на силу святого крещения и поглядим, какими мы были до крещения, и какими стали после крещения, дабы от этого получить живое утешение. Через святое крещение мы избавились от великого бедствия, и все истинное блаженство получили благодатью Божьей. До крещения мы были удалены от Бога, но через крещение приблизились к Богу. До крещения мы были врагами Божьими, но крещением примирились с Богом, и Бог с нами примирился. До крещения мы были чадами гнева Божия, а после крещения сосудами милости Божьей сделались. До крещения мы были чадами тьмы и чадами дьявола, но, крестившись, стали чадами света и чадами Божьими. До крещения мы были осквернены грехами, но крещением омылись, освятились и оправдались. До крещения мы были погибшими, но, крестившись, стали спасенными. До крещения для нас были закрыты двери к вечной жизни и Небесному Царствию, но крещением отворились, и входят туда беспрепятственно хранящие благодать святого крещения. Эти и прочие благодеяния Божие через святое крещение получаем и получаем даром без всяких наших заслуг по одному только человеколюбию Божию, ибо что погибший может заслужить? Слава благости Божьей, слава человеколюбию Его, слава милосердию Его, слава щедротам Его! Да будет имя Господне благословенно от ныне и до века! Возлюбленные христиане, вспомним святое крещение и осмотримся: достойно ли святого крещения живем? Чтобы это самое крещение не было нам в большее осуждение в день Страшного Суда Христова, где судится всякое законопреступное слово, дело и помышление». И дальше он пишет: «На вопрос: неужели все и спасаются, если ради всех Христос пришел в мир, отвечаю тебе кратко. Воля Божия хочет всем спасения. И Христос всех спасти пришел, как я писал тебе, но не все спасаются. Христос Господь по Воскресении Своем сказал апостолам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Потому, кто веру принимает и крестится во имя Отца, и Сына. и Святого Духа, тот спасется, а кто Его не принимает, тот погибает. Так не приняли Его иудеи, будучи Его народом. Как пишется, Господь Иисус пришел к Своим, и свои Его не приняли. Так не принимают Его магометяне (то есть мусульмане) и прочие народы, идолопоклонники и ложные христиане, которые на языке веру имеют, но в сердце безбожие. О которых апостол писал: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны, и неспособны никакому доброму делу».

Еще раз подчеркиваю, что те, кто не приняли крещение в Православной Церкви, погибают. Они – чада гнева Божия. Они – сосуды гнева Божия. Многие люди говорят: «Это нетолерантно говорить. Мы должны говорить людям с любовью». Свт. Тихон Задонский – какой был великий святой, какой был великий иерарх, как его любила паства. А он говорит эти жесткие слова. Почему? Потому что это правда. Это правда. И мы должны знать какой великий дар – крещение. И мы отделены крещением от всей Вселенной. Мы вошли в область света. Как говорит апостол Петр, вы род избранный, люди, взятые в удел, царственное священство, призванные возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Мы, действительно, должны это ценить.

Свт. Серафим (Соболев) пишет, продолжая вот эту мысль: «Не все человечество может участвовать во всех благах Искупления, а только истинно верующие люди. Только они могут иметь участие в спасении, а не все человечество. Кто не имеет истинной веры, тот не только не может иметь этого участия, но и попадает Божественному осуждению. Вот почему Господь сказал: «Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет»».

Дальше сказано: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк16,17-18).

Святитель Григорий Великий пишет: «Неужели, братья мои, вы так мало верить из-за того, что таких знамений не совершаете? Но они нужны, когда Церковь создавалась, пока вера росла, ее надо было подкармливать чудесами. Вот и мы, когда сажаем виноградник, то поливаем его водой, пока не увидим, что растения прижились в земле, а как корень приживется, поливаем меньше. Совершающие эти внешние знамения жизнь вечную за них не обретают, ведь эти телесные чудеса указывают на святость. Указывают, однако, святости не дают». Важный момент.

И в апостольских постановлениях сказано: «Прежде всего эти дары проявились в нас, апостолах, когда мы готовились проповедовать Евангелие всей твари. Позднее же они должны были быть сообщены также тем, кто уверовал через нас. Не на пользу творящих их даны они были, но для убеждения неверующих, чтобы тех, кого не убедило слово, устыдила сила знамений».

Почему, когда православные миссионеры проповедуют, некоторые люди обращаются через слово, а очень часто происходят чудеса? Чтобы устыдить тех, кто не уверует через слово. Языки, исцеления, чудеса – это знамения для неверующих, как это сказано в другом месте Священного Писания.

Касательно языков новых. Здесь речь об иностранных языках, чтобы проповедовать Евангелие разным народам.

Блж. Августин о дарах пишет: «Бог послал апостолов, послал пророков и учителей, дал дар целительства, который, как ты уже знаешь, дается Духом Святым, дал многие языки. Однако, не все апостолы, не пророки, не все учители и не все, как он говорит, имеют дар исцеления. И не все говорят на языках, ибо все дары Божьи не могут пребывать в отдельном человеке. Каждый получает то, к чему стремится, или чего заслуживает». Если человек будет проповедовать Святое Евангелие, если он будет стремиться, то он как, проповедующий Слово Божие, достоин таких знамений. И мы знаем, что такое, действительно, происходило. И в XIX в. были случаи, когда один из миссионеров приехал и на службе заговорил на чувашском языке ни с того, ни с сего. То есть дары Церкви есть, но они проявляются того, когда это надо.

И далее свт. Амвросий Медиоланский пишет: «Отец поставил учителей, поставил и Сын в Церкви. Как Отец наделяет даром исцеления, так и Сын. Как Отец дает дар языков, так и Сын подает обильно». Это тоже важный момент. Многие люди говорят: «Христос – это не Бог». Говорят иеговисты или иудеи, или гностики современные. Но мы видим, Кто может даровать силу творить знамения, знать новые языки. Кто? Бог. А мы здесь видим, что Сам Господь наделяет апостолов именно этими знамениями.

Кроме этого сказано, «именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Здесь нужно это понимать в нескольких смыслах.

Блж. Феофилакт объсняет: «Верующих, – говорит, – будут сопровождать знамения – изгнание бесов, глаголание новыми языками, взимание змей, то есть истребление змей, и чувственных, и мысленных, как в другом месте сказано: «даю вам власть наступать на змей и скорпионов», очевидно, мысленных. Впрочем, выражение «будут брать змей» можно разуметь и буквально, так как, например, Павел взял в руку змею без всякого для себя вреда». Мы можем попирать демонов спокойно. Если мы призываем имя Христово, бесы убегают. Если молимся Иисусовой молитвой, для демонов это паника. Это реальное знамение. Если некрещеный человек будет призывать имя Христово, говорить Иисусову молитву, бесы его не будут бояться, он не уверовал, если он будет делать это просто на автомате. А вера делает животворящее сладчайшее имя Господа, обладающем колоссальной силой и ужасом, паникой для демонов.

И далее он говорит: «И если что смертоносное выпьют, не повредит им... Это случалось много раз, как находим в повествованиях. Ибо многие, выпивая яд, силой крестного знамения сохранялись невредимыми». Это сплошь и рядом на протяжении всей истории Церкви. Иоанна Богослова сколько раз пытались отравить. Он крестил чашу, и его никак не могли отравить. Еще известен случай. Один святой решил сотворить самоубийство. Был христианином. Он по привычки все всегда крестил. Пришел к колдуну. Он ему дал самый смертоносный яд. По привычке перекрестил. Выпил – не действует. Колдун в шоке: что это такое? А тот не обратил внимания, говорил: «Что ты мне какую-то подделку подсунул? Давай нормальный яд». Колдун ему самый сильный яд дал. Он опять по привычке перекрестил. Потом Господь ему открыл, он покаялся и, конечно же, перестал так делать. Крестное знамение реально обладает колоссальной силой.

Расскажу случай, когда мы ездили в Тыву, мы должны были в аэропорту провезти бутылку с маслом. Там нельзя было провозить, потому что аппараты просвечивали. Отец Апполинарий: «Мы купили, нам сейчас скажут, что нельзя». А я говорю: «Батюшка, мы сейчас перекрестим, все будет хорошо». Я перекрестил, и нам ничего не сказали. Было еще много разных случаев у нас в Туве. Когда мы перекрестили собак, которые на нас тявкали, и сказали им: «Во имя Иисуса Христа развернулись и пошли назад». Они развернулись и убежали. Это даже в XXI веке. Или в той же Тыве миссионеры ходили по домам, перекрещивали домофон, и двери открывались. Если человек имеет веру, эти знамения человека, действительно, будут сопровождать.

Блж. Августин по поводу того, что выпить смертоносное, пишет: «Разве слышавшие чтение и извлечение вещей из памяти не то же самое, что пить? Господь предсказал верующим: если что смертоносное выпьют, не повредит им. Так бывает, что читающий книги рассудительно и в соответствии с правилом веры отвергает непригодное и соглашается с тем, что подобает, пусть даже и сохраняя недолжное в памяти. Поэтому они не испытают никакого вреда от ядовитой, порочности суждений». Тоже важный духовный смысл, что православным христианам, даже если они прочитают что-то еретическое, услышат какую-то еретическую проповедь, этот смертоносный яд им не повредит. Они защищены силой крещения и силой Животворящего Святого Духа.

Заканчивается это Евангелие следующими словами: «Итак, Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк.16,19). Господь с ними поговорил. Он воссел одесную Бога. Как это правильно понимать? Здесь говорится о чем? Говорится о Вознесении. Как это понимать? У нас есть катехизис православный. Cвт. Филарет прямо объясняет: «Иисус Христос вознесся на Небеса человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на Небесах. Сказано, что Иисус сидит одесную Отца, то есть по правую руку, рядом. Однако, Бог Вездесущ. Эти слова следует понимать духовно: Иисус Христос имеет одинаковое могущество с Богом Отцом». Это нужно понимать духовно. Если мы будем прямо учить, что Христос где-то справа от Отца, получается, что Бог Отец ограничен пространством. Но это не так. Бог Вездесущ.

Свт. Петр Киевский говорит, что эти слова учат четырем истинам. «Во-первых, что Иисус Христос вознесся на Небеса и сел одесную Отца со славою и честью в том самом теле, в котором пострадал истинно и воскрес из мертвых. Во-вторых, что Он вознесся на Небо только как Человек, ибо как Бог Он всегда был на Небеси и на всяком месте. В-третьих, учит, что человеческое естество, которое Он однажды принял от Девы Марии, никогда не слагал с Себя, но с ним опять придет судить, как ангелы возвестили апостолам, сей Иисус, вознесыйся от вас на Небо, таким же образом придет, каким Его видели идущим на Небо. В-четвертых, это научает тому, что Христос с плотию Своею, которую носил во время земной Своей жизни, находится только на Небеси, а не на земле. Но присутствие таинственным образом в Божественной Евхаристии, Сей Сын Божий, Бог и Человек, присутствует и на земле по Пресуществлению, ибо существо хлеба прелагается в Существо Святого Тела Его. а существо вина – в существо Драгоценной Его Крови. посему Святую Евхаристию мы должны почитать и уважать столько же, сколько и Самого Спасителя нашего Иисуса». В том теле, в тех очертаниях, в котором Господь явился ученикам, сейчас за пределами Вселенной. Но оно на земле в смысле Евхаристии. И как ученики поклонялись Воскресшему Господу, так же и мы, когда причащаемся, поклоняемся Святой Чаше, как Богу. В ней реально Живой Бог находится.

Святитель Лев Великий пишет: «Так окончилось Его пребывание с ними во плоти. Теперь Ему предстояло быть одесную Отца до исполнения времен, предназначенных для умножения Церкви сынами ее. И тогда в той же плоти, в которой Он вознесся на Небеса, Он придет судить живых и мертвых. Видимое присутствие нашего Искупителя перешло в Таинство и чтобы вера становилась превосходней и крепче. За видимым последовало учение, силе которого следуют освященные высшим светом сердца верующих». Мы не видим Господа, как видели Его апостолы, но сила учения нас освящает наши сердца, наша вера становится гораздо крепче.

Далее что говорят слова Евангелия? Что сделали после этого апостолы? «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мк.16,20).

Апостолы все такие потерянные не уверовали. Как только Господь вознесся, они получили Святой Дух. Они сразу же пошли. Многие люди говорят: «Нужно сначала стать святым». Но та благодать Святого Духа, которую мы получаем в Таинстве Миропомазания, та же благодать Святого Духа, которая была в Пятидесятницу. Есть люди, которые уповают на Бога и посылаются Церковью проповедовать Слово Божие, как и Христом были посланы апостолы, они идут и проповедуют. Заметьте, они «проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь». Они сначала проповедуют, они сначала сами действуют, и только после этого начинает действовать Господь. Многие люди говорят как: «Нужно посидеть в храме. Люди сами к нам придут. Господь как-то подействует, а мы будем просто в комфорте сидеть. Придем, покатехизируем, и вот мы такие великие учители».

Блж. Феофилакт объясняет: «Видишь ли? Везде сначала наше действие, а потом уже Божие содействие. Ибо Бог содействует нам тогда, когда мы действуем и полагаем начало, а когда мы не действуем, Он не содействует. Заметь и то, что за словами следуют дела и слово утверждается делами, как и у апостолов тогда слово утверждали последующие дела и знамения». Тоже важный момент. Люди говорят: «Нужно быть благоговейным, чтобы люди посмотрели на тебя, увидели в тебе Христа и таким образом поверили». Но мы видим, что нужен плод исповедования уст. Как говорит ап. Павел, сердцем веруется к праведности, а устами исповедуется ко спасению. То есть исповедование Господа словами нужно для спасения. Если мы исповедуем Слово Божие устами при других людях, мы должны это подкреплять делами, а Господь уже будет творить знамения. Знамения – реальные чудеса, которые Он считает, что они нужны.

Cвщмч. Онуфрий (Гагалюк) так пишет: «Дело распространения христианской Церкви на земле есть явное чудо Божие. Робкие и бескорыстные ученики Спасителя покрыли весь тогдашний мир, с которым сталкивались. Стала немощной сила могучих римских царей, гордая языческая философия склонилась перед Христовой истиной, разбились все ухищрения тогдашних иудеев. А чем пленили ученики Христовы? Истиной Христовой и красотой благодатной жизни своей, а также и чудесами внешними. И ныне идет победоносное шествие Христовой Церкви в мире при всяком и многом нападении врагов Божьих. Кто стремится к духовной красоте, тот увидит красоту Христовой истины и красоту благодатной жизни в святом Православии даже чудеса, если сие будет угодно Господу». Он подчеркивает, что люди пленяются истиной Христа и красотой нашей благодатной жизни по этой вере. Люди говорят: «Нужно просто поговорить с человеком о внешних вещах». Миссия, люди говорят, в том, чтобы просто о политике, о погоде, быть вежливым, люди увидят, какой вежливый, мне ничего не навязываешь, стану-ка я христианином. Разве так апостолы обращали? Нет. Они людям предоставляли голую истину их совести, как говорит свт. Феофан Затворник. И сама истина их обращала. При каком условии? Если они из наших уст слышат не только слово истин неискаженной, но они видят нашу благодатную жизнь, как мы живем в соответствии с этим словом. Когда люди это видят, происходит великое чудо. Когда человек оставляет все и вдруг приходит в Церковь. Как бывает: человек, великий ученый, обратился ко Христу и ушел в монахи. Весь мир оставил. Разве это не знамение? Разве это не чудо? Человек был пленен истиной Христовой, то есть он услышал неискаженное Евангелие и увидел в других людях благодатную жизнь по этому Евангелию. То есть люди пленяются Евангелием, не только когда они слышат теорию, учение, но когда они увидят, что Евангелие – это не теория, когда они видят, что кто-то может по нему жить. В этом весь секрет обращения людей.

Закончим словами блж. Феофилакта. Он пишет: «О если бы, Христе Слове, и наши слова, которые мы говорим о добродетели, утверждались делами и поступками так, чтобы мы совершенными предстали Тебе, содействующему нам во всех делах и словах! Ибо Тебе подобает слава и в словах, и в делах наших. Аминь».

Богу нашему слава, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.