Иначе как дерзким замысел режиссера-постановщика благотворительного спектакля Павла Каштанова и не назовешь. После фильма Марка Захарова с блистательной когортой актеров замахнуться на знаменитый шедевр Григория Горина о бароне Мюнхаузене и представить его челябинской публике в исполнении непрофессионалов – известных персон города: чиновников и бизнесменов – для этого нужно иметь смелость. Впрочем, победителей не судят. 22 ноября спектакль «Тот самый М…» прошел при полном зале и закончился аплодисментами совершенно покоренных зрителей.
Для театрально-концертного агентства «НОН-СТОП» это был уже седьмой благотворительный спектакль, средства от которых поступают в Фонд Константина Хабенского для лечения тяжелобольных детей, для поддержки талантливых ребят, которым необходимо помочь.
Г.Горин актуален во все времена, как вечны и непреходящи проблемы, которые он поднимает: борьба ханжества и свободной любви, косности и поэзии, обывателей и фантазеров, бюргеров и философов. Действие пьесы очень естественно переносится в наши дни, поэтому деловой костюм Якобины, мобильный телефон в руках Бургомистра, камуфляж и автоматы в армии Герцога вовсе не смотрятся анахронизмом. Иное дело – текст. Выиграл ли спектакль от замены Англии на более злободневно звучащую Америку, от внедрения шуток про молодежную политику, для которой не хватило стула в зале заседаний – вопрос весьма спорный. Однако не будем уподобляться героям Горина и сами становиться ханжами: когда Главнокомандующий (Илья Ройтенберг, директор «Лаборатории живого пива») «делает репост», повторяя слова Герцога (Валентин Корытный, генеральный директор «Дан-инвест»), зал не может удержаться от смеха, значит, режиссерские «неологизмы» находят отклик у зрителя.
Мюнхаузен в исполнении Марка Лейвикова (председатель совета директоров ПАО «Челябэнергосбыт») получился романтичным философом, слегка уставшим от бреда и агрессивного делячества окружающего мира, где лишний день весны никому не нужен. Да что там лишний день, в этом мире никому не нужна искренность, любовь, полет фантазии. Впрочем, нет, все это необходимо Марте (Тен Нигина, директор Челябинского филиала САО ВСК), возлюбленной барона Мюнхаузена. Она как истинная женщина просто не сразу поняла, что ей действительно нужно: официальный штамп в паспорте или любовь, которая больше жизни.
Безусловное «попадание в десятку» - Татьяна Маркина (начальник отдела культуры администрации Сосновского муниципального района) в роли Якобины. Ее баронесса – настоящая бизнес-леди, для которой не существует закрытых дверей, запретных тем, неподходящих способов достижения цели. В отличие от Марты она всегда знает, чего хочет и как этого добиться. Она, говоря современным языком, успешна. Как успешен Бургомистр (Андрей Комаров, экс-вице-губернатор Челябинской области), потому что умеет наступить на горло собственной песне и понимает, что прежде чем признаться, что он тоже не в восторге от нынешнего календаря, телефончик от греха подальше надо убрать. Так успешен Генрих Рампкоф (Сергей Лосев, владелец группы компаний «Строительная геодезия»), не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Невысокий, пластичный, он преподносит зрителям своего героя одним из тех, кто пролезет в любую дырку и всегда окажется в нужном месте в нужное время. Так успешны Герцог и Герцогиня (Екатерина Вайнштейн, руководитель института здоровья и красоты «Лотос»). Их браку, в отличие от брака Якобины и Мюнхаузена, развод не грозит, ведь он строится на прочной основе: ты - мне, я – тебе. Их «люблю» всегда имеет точную цену в твердой валюте. В разговоре их величеств слово «сколько?» - самое искреннее. Впрочем, горожане из пьесы Горина всегда проявляют искренний интерес, когда дело касается денег. Они искренне хотят установить памятник Мюнхаузену на площади Революции вместо стоящего там Ленина, искренне негодуют, когда барон решает «вернуться», то есть вернуть себе имя, личность, душу, любовь… Марту. Даже Томас – самый преданный сторонник барона отказывается от лишнего дня весны, потому что это на целый день отсрочит получение жалования. Ничто человеческое, в том числе слабости, ему не чуждо. Но он, как и Марта, исправляет свою ошибку. Томас (Максим Бодягин, писатель, журналист, телеведущий) – еще одна находка режиссера. Грация почти танцевальных движений, ироничный взгляд философа, иногда прорывающий показное равнодушие слуги, дают понять зрителю, что не так прост Томас, как кажется. Он многое перенял от своего хозяина и, пожалуй, тоже может сказать вслед за бароном Мюнхаузеном: Ну не меняться же мне из-за каждого идиота! Второстепенный, на первый взгляд, персонаж снискал оваций не меньше, чем главные герои.
Что же получилось в итоге на сцене ДК Железнодорожников? А получилось обыкновенное чудо. Ведь это настоящее чудо, когда собираются люди, далекие от театра, откладывают работу, домашние заботы, бизнес на второй план и репетируют, репетируют не в свободное время, а все время. Это настоящее чудо, что на игру не актеров (потому что назвать их после всего виденного непрофессионалами не поворачивается язык) собирается полный зал. Настоящее чудо, когда зрители уходят со спектакля не просто с чувством удовлетворения, что внесли свою лепту в хорошее дело, а с чувством того, что сами стали чуть-чуть лучше. Ведь человек словно музыкальный инструмент: чтобы он хорошо звучал, его необходимо время от времени настраивать. «Маэстро, нам что-нибудь для тонуса!»
А там, глядишь, если в нашей стране будут жить и работать только «настроенные» (например, по камертону барона Мюнхаузена) люди, то, может, и вправду деньги на лечение детей будут выделяться из бюджета, а на зарплату футболистам с помощью благотворительных спектаклей, как вслед за Задорновым горько пошутил Павел Каштанов.
Ударим юмором и лиризмом по детским болезням!
25 апреля 202225 апр 2022
3
4 мин
Иначе как дерзким замысел режиссера-постановщика благотворительного спектакля Павла Каштанова и не назовешь. После фильма Марка Захарова с блистательной когортой актеров замахнуться на знаменитый шедевр Григория Горина о бароне Мюнхаузене и представить его челябинской публике в исполнении непрофессионалов – известных персон города: чиновников и бизнесменов – для этого нужно иметь смелость. Впрочем, победителей не судят. 22 ноября спектакль «Тот самый М…» прошел при полном зале и закончился аплодисментами совершенно покоренных зрителей.
Для театрально-концертного агентства «НОН-СТОП» это был уже седьмой благотворительный спектакль, средства от которых поступают в Фонд Константина Хабенского для лечения тяжелобольных детей, для поддержки талантливых ребят, которым необходимо помочь.
Г.Горин актуален во все времена, как вечны и непреходящи проблемы, которые он поднимает: борьба ханжества и свободной любви, косности и поэзии, обывателей и фантазеров, бюргеров и философов. Действие пьесы оч