«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти…» Великие слова! Их вложил в уста своему герою врач, писатель и гуманист А.П. Чехов. Но в рассказе «Крыжовник», где они звучат, речь идёт не столько о милосердии, сколько об обывательщине. Поэтому в данном материале предлагаю разобраться с вопросом-сравнением №6 ЕГЭ по литературе: «В каком из произведений отечественной и зарубежной литературы звучит тема обывательщины и в чём это произведение можно сопоставить с чеховским «Крыжовником»?
Ход рассуждения
Для сопоставления берём сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Составляем тезисный план, выявляем сходства:
1. Герои являются обывателями, то есть ограниченными людьми, живущими только мелкими личными интересами.
2. Авторы используют зоологические уподобления. Николай Иванович сравнивается со свиньёй, а герой Салтыкова-Щедрина аллегорически изображается в виде пискаря.
3. Жизни героев пусты, но Пискарь осознаёт это перед смертью, а Николай Иванович вполне доволен своим существованием.
В этот раз я применю метод параллельного сопоставления, о котором упоминали некоторые комментаторы моих прошлых статей, посвящённых №11. Работая с прозой, его можно использовать без опасений запутаться или уйти в сторону.
Готовый ответ
Тема обывательщины раскрывается в рассказе «Крыжовник» на примере поведения и образа жизни Николая Ивановича, которого можно сопоставить с главным героем сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».
Обыватель – это ограниченный человек, живущий только мелкими личными интересами, не стремящийся быть гражданином. Таковыми являются герой А.П. Чехова и пискарь. Оба они не способны ничего дать этому миру, потому что даже не задумываются о необходимости общественной деятельности. У них нет желания изменить действительность к лучшему, пожертвовать ради этого временем, силами. В душах героев живет лишь желание приспособиться, скрыться от большого мира: пискарь запирает себя в норе, а Николай Иванович – в поместье. Поэтому рассказчик с горечью замечает: «Он был добрый, кроткий человек, я любил его, но этому желанию запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу я никогда не сочувствовал».
Чехов и Салтыков-Щедрин стремятся подчеркнуть страшное влияние обывательщины на жизни и умы героев, поэтому демонстрируют потерю ими человеческого облика. Для этого авторы прибегают к зоологическим уподоблениям. Чехов сравнивает Николая Ивановича со свиньёй: «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло», а Салтыков-Щедрин изображает героя в виде пискаря: «Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то, что мутовку облизать».
Жизни героев пусты, оба одиноки. Ни один из них не имеет детей. Возможно, тем самым авторы подчёркивают, что обывательский подход к жизни не даёт им и тени шанса оставить на земле что-нибудь после себя. Но если пискарь осознаёт перед смертью всю ущербность своего существования, то Николай Иванович не видит этого.
В заключение хочется сказать, что героев-обывателей изображали и высмеивали многие авторы: М. Горький, М. Зощенко, М.А. Булгаков, чтобы читатель понял, что «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
Анна Терехова
Все статьи канала здесь: