Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Россия становится азиатской нацией. Санкции дают ей независимость от Запада

Санкции дают России возможность создать пути к финансовой и экономической независимости от Запада. Россия, согласно недавнему едкому заголовку в Bloomberg, сталкивается с «обратной индустриализацией» из-за режима санкций, введенных США против России за ввод войск на Украину. Безусловно, американские санкции в краткосрочной перспективе нанесут большой ущерб экономике России (а, следовательно, ее политической стабильности внутри страны и ее способности вести широкомасштабные военные действия в долгосрочной перспективе).

Однако в долгосрочной перспективе санкции лишь усилят сопротивление России Западу и ее непримиримость в вопросе Украины. Что еще более важно, президент Владимир Путин не желает отказываться от своего нынешнего курса действий на Украине, независимо от того, насколько сильно Вашингтон и Брюссель сжимают Москву экономически. На самом деле западные санкции вынудили Москву начать использовать новые, динамичные стратегии выживания в условиях экономических атак, которым подвергается Россия.

Например, поскольку Запад ввел свой частичный мораторий на импорт дешевого, но очень важного для Запада, российского природного газа в качестве наказания, Москва просто перенаправила свои энергетические потоки из Европы на жаждущие их рынки Дальнего Востока (особенно в Индию и Китай). Кроме того, чем сильнее Запад давит на Россию в экономическом плане, тем более склонным к финансовой поддержке Москвы становится Пекин.

Хотя экономической помощи Китая и Индии может быть недостаточно, чтобы компенсировать потери от западных санкций в краткосрочной перспективе, в среднесрочной и долгосрочной перспективе западные санкции могут дать России возможность создать пути для фактической финансовой и экономической независимости от Запада способами, которые Кремль обычно не применяет. Вдобавок к тому, что Москва все больше поворачивается к Китаю, который готов помочь России в час финансовой и экономической нужды, и Германия, и Франция - соответственно самая сильная экономика в Европе и самая мощная местная армия на континенте - продумали новые способы обойти западную политику санкций, которые, как утверждают обе страны, они поддерживают.

На самом деле, в то время как Германия, которая непропорционально зависит от российского природного газа, возможно, отменила свой недавно завершенный газопровод «Северный поток-2», она еще не отменила свой давний газопровод «Северный поток-1». Чтобы это произошло, E.ON, немецкая компания, управляющая «Северным потоком-1», должна отказаться от своего трубопровода с Россией. А исполнительный директор E.ON публично заявил, что его компания никогда не прекратит поставки российского природного газа.

Москва потребовала, чтобы все платежи за российский природный газ и нефть производились в рублях, чтобы поддержать и укрепить ослабленную российскую валюту (благодаря западным санкциям). Тем временем делегация из России посетила Бенгальский глобальный бизнес-саммит (BGBS) в последние недели апреля. Несмотря на западные санкции и запугивание со стороны западных правительств, организаторы BGBS 2022 настаивали на включении в него России. Это связано с тем, как российские военные корабли действовали вместе с китайскими военными кораблями в Тихом океане во время недавних учений ВМС США. Итак, то, что мы наблюдаем, - это не поражение России. Вместо этого сегодня мы наблюдаем конец прозападной России и рождение азиатской России.

Старые привычки умирают с трудом. Такой исход, хотя и создает тяжелое бремя для России в краткосрочной перспективе, не обязательно нанесет ущерб российским лидерам в долгосрочной перспективе, особенно силовикам, претендующим на власть в России. В конце концов, силовики - это бывшие советские КГБ и красноармейцы, которые были свидетелями распада Советского Союза и считали его «величайшей геополитической катастрофой ХХ века». Затем эта фракция сторонников жесткой линии провела 1990-е годы, с ужасом наблюдая, как Борис Ельцин и его команда пытались либерализовать Россию и сделать ее частью Запада. Но силовикам трудно избавиться от старых привычек; Запад всегда был для них врагом.

Экономическая нестабильность, царившая в России в 1990-е годы, а также различные вызовы ослаблению геополитического положения России в международной системе (например, бывшие восточноевропейские государства советского блока были приняты в НАТО вопреки возражениям России) были расценены этой группой как еще одно доказательство того, что Россия заключила грубую сделку в конце холодной войны. Российский политический теоретик Александр Дугин из Московского государственного университета начал публиковать свои работы, развивающие его теорию «неоевразийства». По Дугину, Россия вообще не была частью Запада. Это было что-то совсем другое. Хотя у нее были некоторые сходства, такие как восточное православие, монгольские нашествия, произошедшие тысячу лет назад, коренным образом изменили Россию; она стала субъектом, который лишь частично был составной частью Запада, но одновременно являлся и частью Азии. Это то, за что давно ратуют как неоевразийцы, так и силовики. У российской элиты сегодня уже нет выбора. Они должны отвернуться от Запада или будут уничтожены западными санкциями.

Таким образом, Россия становится азиатской нацией, осуществляя давние мечты царя Александра III, построившего Транссибирскую магистраль, соединившую более развитую «европейскую» часть России с «Диким Востоком» России вдоль малоосвоенного побережья Тихого океана. Вместо того, чтобы уступить подавляющему экономическому и политическому давлению, которому Запад подвергает русских; вместо того, чтобы свергнуть потенциального царя Владимира Путина, русские становятся более пропутинскими. Они вступают в классическую российскую модель сопротивления ужасному чужаку любой ценой.

Нет пути назад. Для тех западных элит, которые ложно полагают, что нынешнему противостоянию с Россией близко к концу (которое закончится с окончанием правления Путина и либо демократизацией России, либо распадом унитарного российского государства), будьте готовы оказаться неправыми. Поэтому необходимо признать, что возврата к тому, что было между Западом и Россией до 2022 года, уже не будет. Москва достигла точки невозврата. То же самое и с западным альянсом.

Несмотря на всю большую надежду, которая была в 2017–2018 годах на использование России против Китая, эти короткие дни надежды прошли. Вашингтонские лидеры, как демократы, так и республиканцы, должны принять новую болезненную реальность Евразии, в которой находится все более сближающаяся Россия и Китай, антиамериканская ось автократов. Стратегии теперь должны быть модернизированы соответствующим образом, и эти стратегии должны учитывать, что впредь будут наложены реальные и серьезные ограничения на проецирование американской мощи в Евразию. Как когда-то размышлял великий русский поэт Александр Блок в «Мы скифы – азиаты мы».

Американским лидерам теперь придется смириться с тем печальным фактом, что Россия становится азиатской нацией, и это, вероятно, положит конец мировой гегемонии Америки еще при нашей жизни, поскольку лишает Америку легкого доступа в Евразию.

БРЭНДОН ДЖ. ВЕЙХЕРТ, бывший сотрудник Конгресса США, магистр в области государственного управления и национальной безопасности Института мировой политики в Вашингтоне, округ Колумбия