Найти тему
Всем балет!

Балет от слова боль: секрет успеха в победе над усталостью?

«Учителя в балетных школах регулярно и уверенностью говорили о боли на балетных занятиях даже у самых маленьких детей как о позитивной силе, с которой надо бороться», — пишет хореограф Анжела Пикард в своей книге «Нарративы балетного тела».

Считается, что с детства будущий артист должен учиться преодолевать боль в мышцах для достижения серьезных результатов. Но боль бывает неоднозначной, и прежде чем артист научится отличать «позитивную» боль от травмы, пройдет много лет и... много травм.

В балетной школе насаждается понятие «хорошей боли», и дети крайне восприимчивы к идее терпеть боль: берёт верх желание быть лучшим в классе; сделать над собой усилие, чтобы обойти одноклассника. Конечно, играет роль и характер будущего артиста, но здоровая конкуренция среди лучших учеников присутствует в любом классе. Поэтому у танцовщиков с детства высокий болевой порог, и терпеть боль становится привычкой и в некоторых случаях даже залогом успеха. Не секрет, что некоторые артисты на свой страх и риск выходят на сцену с небольшими, но травмами.

Фото: ru.freepik.com, пользователь master1305
Фото: ru.freepik.com, пользователь master1305

Анжела Пикард приводит результаты исследований: большинство телесных повреждений в танце являются не последствиями травм, а результом переутомления. Но поскольку излишние нагрузки — обычное дело для балетных, микротравмы становятся их постоянными спутниками. Из-за этого даже небольшая проблема может перерасти в серьезную, поскольку дети в хореографическом училище считают, что поддаваться боли — признак слабости. Юным танцовщикам приходится отвергать, игнорировать или побеждать боль, и обычно преобладает последнее. Отношение к своему телу меняется с годами, и по прошествии лет человек может договориться со своим телом о сверхусилиях для улучшения результата.

И хоть педагоги следят за состоянием учеников и рекомендуют воздержаться от нагрузок в случае переутомления, далеко не все следуют подобным советам, более того, дети могут скрывать боль и продолжать заниматься. «Иногда моё тело так устает и болит, что я думаю: "никогда больше не буду этого делать" — но я делаю, и чувствую себя хорошо, — делится ученица балетной школы, — ты всегда хочешь самоутвердиться, приложить еще больше усилий. Ты делаешь еще одно усилие и получаешь от него гораздо больше».

В балетных школах насаждается культ позитивной боли, но поскольку в балет обычно приходят здоровые дети, они способны выходить далеко за пределы своих возможностей и находить в этом удовольствие. Безусловно, часть остается на том же месте (в классе всегда есть отличники и отстающие), но те, кто смог понять свое тело, двигаются вперед. Конечно, постоянные «кредиты» загоняют тело в минус, поэтому здесь крайне важно восстанавливаться, но это уже совсем другая история.

Подробнее об идее позитивной боли - в книге Анжелы Пикард: ссылка здесь.

#,театры и балет #балет #танцы #фитнес