Всем привет!
Сегодня хочу рассказать еще про одно устройство, сильно повлиявшее в свое время на гитарную индустрию и появление хайгейна.
Речь пойдет про Treble booster.
Dallas Rangemaster
Как вы знаете, первая педаль перегруза, а точнее фуз - Gibson Maestro FZ-1 Fuzz-Tone, появился в 1962м году. А вторая педаль для перегруза Dallas Rangemaster Treble Booster появилась в 1964 году. Тут в меня полетят кирпичи, но да, именно для перегруза. Хотя сама педалька никакого перегруза фактически не выдает. Это простейшее устройство на одном германиевом транзисторе Mullard OC71, всего 3 резистора и 4 конденсатора. Да и педалькой этот прибор нельзя назвать, потому что ставился он сверху на усилитель и байпас включался тублером на передней панеле. Разработана эта штука была Dallas Musical Ltd в Лондоне что вполне логично определяет круг ее знаменитых пользователей, о которых речь пойдет ниже.
Итак, что же это такое и зачем? Это бустер, КЭП! Он создан для того чтобы бустить, то есть усиливать. И по легенде его придумали потом что локальные британские усилители такие как Vox AC30 или Marshall JTM45 выдавали слишком "темный"... эмм.. глухой звук😂 Особенно это ощущалось с гитарами, оснащенными хамбакерами. Данный прибор выполняет 2 задачи: поднимает уровень на входе усилителя и срезает нижние частоты. То есть бустит верхние(условно). И судя по форм-фактору, а точнее отсутствию возможности быстро(то есть ногой) включать и выключать этот эффект, предполагалось таким образом "лечить" глухие усилители. Но как мы знаем гитаристы того времени любили экспериментировать. И быстро поняли что если на этом бустере задрать громкость на максимум и подключить его в драйвовый канал, то можно получить приличный запас по гейну. Тот самый вожделенный перегруз! По сути бустер выполнял роль еще одного каскада предусилителя, еще и корректировал частоту, убирая лишний бубнеж. Делал то что позже реализовали в примочках Tube Screamer и таких усилителях как ENGL, Peavey, Bogner и других.
Звук многих британских звезд неразрывно связан с бустерами.
Тони Айомми, Black Sabbath. Усилители Laney, которые он использовал, выдавали очень грузный звук, что в сочетании с Gibson SG делало звук фактически грязно фузовым. А с Dallas Rangemaster получилось добиться и бОльшего запаса перегруза и более четкого звука для приглушенных нот. До сих пор выпускаются примочки для Айомми по мотивам того самого бустера.
Эрик Клэптон тоже любил подогреть свой комбик Marshall Model 1962 JTM45 2×12 для более яркого звука. Со своим Les Paul он получал звук, который называл "сливочным" или "женским". Этот звук можно услышать на альбоме "Beano» 1966 года группы « Blues Breakers With Eric Clapton » Джона Мэйолла:
Брайан Мэй так же является известным пользователем Требл Бустера. Само собой с другим "глухим" усилителем - VOX AC30. Эта связка стала визитной карточкой гитары группы QUEEN. Этот серединистый сливочный звук сложно с чем-то перепутать.
На картинке можно сказать грааль звука Брайна Мэя. Ренжмастер требл бустер, ВОКС АС30 и конечно Red Special, сделанная из каминной доски, запчастей от мамонта, откопанного под гаражом папы Мэя и склеенная слезами фанаток Фредди Меркьюри...
Как гласит легенда, оригинальный Dallas Rangemaster был потерян еще в 1974г, а их производство уже было прекращено. Тут на помощь пришел отец Мэя и сделал ему бустер(а вам отцы паяют бустеры?). Хотя есть версия что Джон Дикон тоже делал ему требл бустер. Должен же басист приносить хоть какую-то пользу😂
Само собой эти требл бустеры использовали еще многие известные гитаристы, причем зачастую для разных задач. Да и сейчас их еще используют, хоть и не так активно, все таки современные усилители уже не ограничены "темным" звуком и могут звучать как угодно.
В плане схемы тут все предельно просто. Один каскад на германиевом биполярном транзисторе PNP-структуры с общим эмиттером. С1 и R2 образуют ФВЧ, срезающий низ. R1 и R2 это делитель, дающий необходимое смещение на базу транзистора. Входное сопротивление около 12ком что по современным меркам ужасно и сильно влияет на звук, а длина кабеля до гитары становится критичной. Но в конце концов это одна из первых серийных педалей и ее стоит воспринимать as is.
Хоть педаль и старая, но сам принцип усиления гитарного сигнала перед ламповым усилителем и срез низких частот перекочевали в педали типа Тюб Скример и во многие современные усилителя для уплотнения и формирования звука.
Продолжим тему истории легендарных гитарных приборов?) Пишите в комментариях. Всем удачи!