Было время при царе Горохе, а когда это время было никто уже и не помнит.
Разве что сказки народные по крупицам могут кое-что восстановить.
Расскажу об одной такой сказке «О Василисе золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе», записанной Богданом Бронницыным в 1838 году.
А вы уж сами думайте, правда то или выдумка.
Жил-был царь Светозар. У него было два сына и 20-летняя дочь Василиса золотая коса, которую так берегли, что никто из князей и богатырей ее не видал.
Однажды поднялся вихрь и подхватил Василису, унес ее через три царства в четвертое в область Змея-Лютого.
Братья царевны с благословения отца и государыни матушки отправились на ее поиски.
Через два года достигли они четвертого царства. Подъезжали к золотому дворцу на серебряном столбе. Над дворцом навес самоцветных каменьев, лестницы перламутровые, как крылья в обе стороны расходятся.
Змея-Лютого не было во дворце, и Василиса, увидав их, позвала внутрь. Но, тут же все вокруг зашевелилось, дворец стал перевертываться, по местам передвигаться.
«Змей летит!» - крикнула царевна, но прятаться уже было поздно.
Братья ее были не робкого десятка и честно сказали, что пришли за сестрой. После чего змей их убил. Долго горевала царевна, не пила ни ела, но вскоре решила применить женскую хитрость и выведать у змея его слабое место, да кто бы мог ему стать сопротивником.
«Еще не пора. На роду моем написано, что будет мне сопротивник: Иван Горох, и родится он от горошинки» - шутя молвил Змей.
Тем временем, мать царевны и царевичей измучилась тоской. Как-то в знойный день гуляла она по саду и захотела пить. Из пригорка бежала ключевая вода, а над ней колодезь беломраморный. Поспешив испить из ковша воды, заглотила она случайно и горошинку. С той поры ее стало тягчить, пока не родила она сына. Дали ему имя Иван Горох. Растет он не по годам, а по часам. В 10 лет стал могучим богатырем.
Расспросил все о своих братьях и сестре, да и решил пойти их искать. Царь с царицей уговаривали его, но со слезами, с плачем пришлось отпустить.
Заехал Иван в темный лес, а там избушка на курьих ножках от ветра шатается, сама перевертывается.
- По старому присловью, по мамкину сказанью: Избушка, избушка, - молвил Иван, подув на нее, - стань к лесу задом ко мне передом!
Из окошка седая старушка глядит:
- Кого Бог несет?
Иван пояснил свою проблему, спросил не видала ли она вихрь, что уносит девиц красивых.
- Меня тоже напугал этот вихрь, так что 120 лет я в избушке сижу, никуда не выхожу: неровно налетит, да умчит; ведь это не вихрь, а Змей-Лютый!
Иван спросил дороги до Змея, на что старушка сказала:
- Смотри, богатырь, головы не спасти; а если вернешься, дай слово из змеиных палат воды принести, которою всплеснешься – помолодеешь.
И направила она его идти прямо, куда солнце катится; идти надо год до Лисьей горы, а там спросить путь дальше.
Так добрался Иван до дворца Змея. Покуда его дома не было встретился с сестрой Василисой. Уговаривала она его бежать, но тот отказался.
- Да разве ты, Горох? – спросила Василиса, коса золотая.
- Погоди, друг сестрица, прежде напой меня; шел я под зноем, приустал я с дороги, так хочется пить!
- Что же ты пьешь, братец?
- По ведру меду сладкого, сестрица любезная.
Выпив одним разом, одним духом ведро, попросил налить другое. Василиса велела стул крепкий придвинуть, но он под Иваном сломался, в куски разлетелся. Принесли тогда железом окованный стул, но и тот затрещал и погнулся.
- Ах, братец, это стул Змея-Лютого.
- Ну, видно я потяжелее – усмехнулся Иван.
Пошел он в кузницу и сказал старому мудрецу, придворному кузнецу, сковать посох железный в 500 пуд. Через 40 часов посох был готов.
Пятьдесят человек несут, едва тащат, а Иван Горох взял одной рукой, бросил посох вверх. Тот летел, как гроза гремел, выше облака взвился из вида скрылся.
На третий час посох подлетал к земле. Иван его подхватил, сам не нагнулся, а посох на ладони согнулся. Он его поправил и пошел во дворец.
Вдруг послышался страшный свист: мчится Змей-Лютый; конь его вихрь стрелою летит, пламенем пышет; с виду Змей богатырь, - а голова змеиная.
Когда он летит еще за 10 верст дворец перевертываться начинает, а тут с места не трогается.
- Видно седок есть!
Хотел было Змей взоткнуть на копье Ивана, да промахнулся. В ответ Иван пустил в Змея посох так, что в куски разорвал, а посох землю пробил, ушел через два в третье царство.
Народ шапки вверх побросал, Ивана царем величал, но он предложил на это место кузнеца-мастера, что сковал ему добрый посох.
Добыл Иван и живо-мертвой воды, спрыснул братьев. Ожили братья, словно от глубокого сна очнулись. Не забыл взять и змеиной водицы; корабль снарядил, и по реке Лебединой с Василисой красой, золотою косой, поплыл в земли свои, через три царства в четвертое; не забыл и старушки в избушке; дал ей умыться змеиной водицей; обернулась она молодицей, запела, заплясала, за Горохом бежала, в пути провожала.
Отец и мать Ивана встречали с радостью, с честью. Василиса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась.
Четыре венца заказали, две свадьбы пировали. Деды дедов там были, мед пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало, только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой державой, и в роды родов славилось имя – царя Гороха!
#царь горох #царь иван #светозар #змей лютый #народные сказки #василиса краса #русские сказки
Легенда о происхождении названия Уральских гор.