Тиньков считается одним из самых одиозных бизнесменов страны – до банка он успел построить несколько других бизнесов и успешно их продать. Банк, который он развивает уже 15 лет, он рискует продать крайне неудачно.
На днях в РБК появился материал о том, что Олег Тиньков решил выйти из банковского бизнеса, продав принадлежащий его семье пакет из 35% акций. Многие знают, что он уже не первый год лечится от лейкемии в Лондоне, но не перестает выступать с громкими заявлениями. Например, не так давно Тиньков настолько резко выступил на тему военного конфликта, что банк поспешил дистанцироваться от своего же основателя. А потом – объявил, что меняет название.
Продажа банка – вполне закономерный шаг со стороны Тинькова, который до его создания занимался преимущественно тем, что создавал компании и продавал их. Так, в бизнес-биографии пока еще банкира можно найти такие истории:
- сеть магазинов электроники «Техношок». Тиньков еще в 1993 году занялся оптовыми поставками электроники из Сингапура, открыв несколько фирм по регионам. Торговал он самыми разными товарами, но в конечном счете в 1994-м он открывает первый магазин Sony, в 1995-м – «Техношок». Сеть вскоре насчитывала пять магазинов, но с приходом в отрасль «Эльдорадо» стала терять деньги. Тиньков продает сеть менеджменту и выходит из бизнеса.
- пельмени «Дарья». Вырученные от продажи «Техношока» 7 миллионов долларов Тиньков пускает на производство пельменей и других замороженных полуфабрикатов. Он первым в России начал использовать технологию шоковой заморозки и благодаря этому продавал пельмени втрое дороже конкурентов (правда, там была еще и провокативная реклама). Через 4 года после основания Тиньков продает торговую марку и производственные мощности за 21 миллион долларов;
- рестораны и пиво «Тинькофф». В 1998 году Тиньков открыл свой первый ресторан в Санкт-Петербурге, где начал еще и разливать пиво по бутылкам. Дальше рестораны открывались и в других регионах, а в 2003-м Тиньков построил первый завод. Его, а также второй завод, он построил в кредит, и выпускал там пиво под брендом «Тинькофф» и «Т». В 2005-м Олег Тиньков продает пивоваренные заводы вместе с брендом за 200 миллионов долларов, а рестораны – еще за 12.
И на вырученные деньги в 2006 году начинает заниматься банковским бизнесом. Как рассказывал сам Тиньков, на это его вдохновил пример Рустама Тарико, его банк «Русский стандарт» придумал схему с рассылкой кредитных карт обычными письмами тем, кто оформил в банке кредит или рассрочку на товар. Тиньков придумал ту самую схему, которая работает и сейчас: банк без отделений, карты рассылаются письмами или с курьерами, клиенты получают более-менее понятные условия и удобный онлайн-банк (в 2006-м польза этого была не так очевидна, как сейчас).
То есть, Тиньков строил бизнесы с нуля, продавал их, и строил что-то дальше. Тинькофф банк он планировал продавать уже давно – об этом он рассказывал еще в 2010 году. Но именно на банке его бизнес-карьера не продвинулась дальше. Это не означает, что Тиньков не добился успеха – его банк занимает 12 место по размеру активов, стал системно значимым по мнению ЦБ, вышел на IPO и получил 63 миллиарда рублей чистой прибыли в 2021 году.
Но продавать банк Олег Тиньков все же собирался и раньше. Например, в 2020 году «Яндекс» предложил ему за весь банк 6 миллиардов долларов – но Тиньков хотел 6,2 миллиарда (и якобы из-за этих 200 миллионов сделка развалилась).
Теперь же речь идет о совсем скромной цене – по данным источников, Тиньков может продать свой пакет акций банка за 300 миллионов долларов. Это гораздо дешевле, чем рыночная капитализация (она составляет все те же 6 миллиардов), по которой доля Тинькова могла бы доходить до 2 миллиардов долларов. Но сам бизнесмен попал под санкции, а его последние высказывания обрушили котировки акций банка.
Получается, что в случае успешной сделки вырученные 300 миллионов долларов за банк станут, вероятно, худшей продажей бизнеса для Олега Тинькова. Но сделка, пишут знакомые с ситуацией источники, может вообще не состояться. И тогда, возможно, Тиньков рискует потерять еще больше.