Педагог – такое маленькое слово, но как же много скрывается за ним… Мне нередко встречаются люди, которые говорят о том, что быть педагогом дополнительного образования легко. Отучился в университете, прошел курсы и можешь спокойно преподавать. Времени на работу уходит мало, можно успеть сделать еще кучу дел, помимо работы. Но это не так! Недостаточно просто любить детей, недостаточно просто отучиться в университете и пройти курсы, недостаточно один раз придумать урок и использовать его для всех детей. Педагог – это та профессия, в которой ты учишься ежедневно. Подготовка к уроку, с учетом индивидуальных особенностей детей, выход из нестандартной ситуации, например, когда ребенок не хочет считать на абакусе или ментально, и нужно быстро придумать игровой момент, чтобы заинтересовать его. Разговор с родителями, которые бывают разные и в разном настроении. И не факт, что если ты провел уже кучу занятий, то ты уже всё знаешь, нет. Каждое занятие – это новый опыт.
Но несмотря на сложность профессии, она действительно уникальна и очень интересна. У нее есть своя миссия, и как по мне, эта миссия – развитие ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей. Ведь один ребенок может быстро усвоить тему, а кому-то нужно несколько занятий для ее закрепления. Кто-то сразу схватывает ментальный счет, а кому-то нужно время, чтобы понять, как он действует и зачем он вообще нужен. Кто-то с легкостью выполняет задания на комбинаторику в уме, а кому-то нужно разобраться, нарисовать и увидеть их. В этом и есть миссия педагога – найти индивидуальный ключик к каждому ребенку, узнать его интересы, сильные и слабые стороны, раскрыть его индивидуальность и показать на что он способен. И это безумно увлекательный процесс.
Мой путь в роли педагога по ментальной арифметике начался еще в университете, когда я училась на педагога-психолога дошкольного образования. Проходя практику в детском саду, увидев количество детей в группе и подход воспитателя к обучению детей, я поняла, что не смогу просто сидеть и смотреть, как часть детей выполняет задания и слушают воспитателя, а часть детей остается без внимания ввиду своей индивидуальности (беспокойный характер, плохое поведение, игривость и т.п.). И это не вина детей, ведь у каждого свои особенности. Зачастую озорной ребенок очень любит математику, но ему скучно сидеть и выполнять задание в книге, но у него нет альтернативы в задании, и он уходит играть. Или ребенок талантлив в рисовании, но ему сложно понять математику, или нужно больше времени, чтобы усвоить материал. И моменты я рада, что есть дополнительное образование, которое может помочь и помогает детям учиться с удовольствием. И я рада, что мой выбор пал на ментальную арифметику, которая помогает не только научиться быстрому счету, но и всесторонне развивает ребенка.
Ментальную арифметику относят к новым методикам развития детского интеллекта. На самом деле ей около пяти тысяч лет. Точкой отсчета считается изобретение счетов суан-пан в Китае. Эволюция деревянного «калькулятора» продолжалась веками. В XVI столетии в Японии появилась счетная доска соробан – инструмент, входящий в список мирового культурного наследия. И что интересно, в 2005 году журнал "Forbes" признал Абакус вторым самым важным открытием всех времен, который больше всего повлиял на развитие цивилизации за всю историю человечества. Так в чем же заключается польза ментальной арифметики (МА)?
Весьма интересными оказались данные международных исследований. Ряд ученых Чунцзе Ван, Фэнцзи Гэн, Юань Яо и другие описывают в своих исследованиях эффективность занятий на абакусе. Для решения этого вопроса в своем исследовании изучали продуктивность обработки числовой информации детей, занимающихся ментальной арифметикой и детей, которые только начали заниматься МА. Всего участвовало в исследовании 144 человека (из них 67 мальчиков). Экспериментальная группа проходила обучение 2 часа в неделю в течение 5 лет, в то время как контрольная группа занималась по обычной программе. Результаты показали, что дети, занимающиеся МА, меньше, чем их сверстники, испытывали трудности при работе с большим объемом информации, т.е. таким детям легко оперировать сложными арифметическими действиями (операции вычислений в уме).
Решение математических задач требует от людей способности переключаться между различными мыслительными операциями, стратегиями и путями решения проблем. Их исследование показывает, что способность переключаться с одной задачи на другую взаимосвязано с математическими способностями, т.к. были выявлены значимые связи между интеллектом и математическими способностями. Таким образом, ученые пришли к выводу, что регулярные занятия ментальной арифметикой влияют на способность переключения между различными умственными операциями. Кроме того, было обнаружено, что интеллект коррелировался во взаимосвязи между переключением задач и математическими способностями.
Кроме этого, исследовалась взаимосвязь между обучением ментальной арифметикой в детском саду и успеваемостью по математике в начальных классах. Была выявлена сильная и значимая связь между математическими способностями в дошкольном возрасте и успеваемостью данного ребенка в начальной школе. Таким образом, регулярные занятия ментальной арифметикой в старшем дошкольном возрасте способствуют хорошей успеваемости по математике в начальной школе в связи с развитыми математическими способностями.
Собственные наблюдения, проведенные исследования, отзывы родителей, а также опыт работы педагогов, занимающихся с детьми, показали следующие изменения в их развитии:
− развитие числовой памяти − запомнить и затем повторить цепочку из чисел. Ребята показывают поразительные результаты в точности и в количестве чисел, которые они способны запомнить, по сравнению с обычными детьми того же возраста;
− развитие пространственной памяти − запоминание расположения чисел, предметов или любой другой информации в пространстве;
− развитие фотографической памяти − ребята быстро считывают флеш-карты на скорости 0,1 секунда (обычный ребенок даже не успеет увидеть общую картинку);
− родителями и педагогами отмечается прогресс в решении общих математических задач, изучаемых в начальной школе;
− повышение общей успеваемости в школе − отмечают родители и преподаватели, ребята стали лучше писать контрольные работы, быстрее выполнять сложные задания;
− проявление повышенного интереса к математике − ребенок понимает, что такое цифры и числа, он начинает с увлечением погружаться в мир математических операций. Успех придает ученикам уверенность в себе, занятия в школе кажутся легкими;
− увеличение скорости мыслительных операций − все ментальные математические операции выполняются на скорости, индивидуальной для каждого ребенка, которая постепенно увеличивается.
Но в любом случае, большую роль играет именно педагог, а именно то, как он организует образовательный процесс. Как бы ни были разнообразны методы и средства образовательного процесса, он будет эффективным, если сохранит свою целостность, единство составляющих его сторон. Такая целостность обеспечивается не только общей целью обучения, скрепляющей все его содержание, и не только общением в качестве основы всех средств обучения, но и общими принципами.
В современной педагогике выделяются следующие дидактические принципы, в основе которой заложена дидактическая система К. Д. Ушинского:
· объективности, научности;
· связи теории с практикой;
· последовательности, систематичности;
· доступности при необходимой степени трудности;
· наглядности, разнообразия методов;
· активности обучаемых;
· прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
Данные принципы тесно связаны между собой. Например, научность обучения неразрывна связана с его доступностью, прочность усвоения знаний может быть достигнута только на основе активности обучаемых и т.д. И в связи с тем, что каждый ребенок индивидуален, необходимо перестраивать урок под каждого, чтобы добиться максимальной эффективности.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что миссия педагога ментальной арифметике состоит не только в обучении, но и в создании условий для максимального развития внутренних качеств ребёнка, образовательного процесса, в овладении методикой, формами, технологиями обучения. И самая главная миссия - развитие ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.
#ABAKUS
#абакус-ЦЕНТР
#ИСКУССТВО ПРЕПОДАВАНИЯ 22
#МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА