Почему это не просто клон американской соцсети, в чем проблема отечественной IT-индустрии и что не так с «Россграмом»
Российские разработчики представили «Грустнограм» — некоммерческую соцсеть, которая накладывает черно-белый фильтр на все публикации. Вместо лайков создатели предлагают ставить разбитые сердца, а в незаполненных профилях пользователи могут почитать грустные стихи. Пару недель назад начал работать сайт «Грустнограма», а теперь доступно и приложение. Мы поговорили с одним из основателей проекта Александром Токаревым о том, чем «Грустнограм» полюбился аудитории, почему создатели проекта отказались от инвестиций и какое будущее ждет Инстаграм (принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией).
Автор: Мария Бодрова
Как красивый жест превратился в терапевтический продукт
— Как у вас появилась идея создать соцсеть, похожую на Инстаграм?
— Я увидел одну из презентаций «Россграма» и подумал — это настолько стыдно и нелепо, что нужно сделать свой ответ и создать российский Инстаграм, где будут только черно-белые фильтры. Написал своему коллеге Ване Семкину, и он согласился помочь. Именно ему принадлежит большинство идей, создающих образ «Грустнограма» — разбитые сердца вместо лайков, грустные стихи в пустых профилях, общий стиль, тон и само название.
Название и концепция «Грустнограма» исходит из очень популярной фразы, которая всем сразу же приходит в голову, поэтому мы не стали ее явно прописывать (речь идет о фразе «Россия для грустных» — Прим.ред.).
Фото: grustnogram.ru
— Чего в проекте больше — красивого жеста, политического высказывания или попытки сделать развлекательную соцсеть?
— Сначала это был красивый жест и шутка. Нашей целью был ответ «Россграму». Для этого мы взяли базовый функционал любой социальной сети и создали свою продуктовую стилистику. Но с первых же дней все это переросло в полноценный, очень теплый и важный проект.
— Можно ли назвать соцсеть клоном Инстаграма?
— «Грустнограм» точно нельзя назвать клоном Инстаграма, потому что он теперь не высказывание, а самостоятельный продукт. Мы с Ваней начали учитывать пожелания пользователей и разрабатывать уникальные функции, чтобы сделать действительно классную соцсеть.
— Как произошло это превращение «Грустнограма» из высказывания в серьезный проект?
— Вокруг «Грустнограма» образовалось потрясающее комьюнити. Несмотря на то, что мы сделали сайт всего за неделю, им начали активно пользоваться. Люди выкладывают фотографии, обмениваются эмоциями и поддерживают друг друга. В нашем Телеграм-канале уже больше тысячи подписчиков и ни одного негативного комментария.
Из красивого жеста «Грустнограм» превратился в серьезный продукт благодаря тем умным, добрым и талантливым людям, которые им пользуются.
— А как вы думаете, чем «Грустнограм» так полюбился пользователям?
— Мы заметили, что просмотр ленты «Грустнограма» оказывает терапевтический эффект. Ты видишь реальных людей с их мыслями и чувствами. Мы сами иногда плачем, когда читаем, что пишут пользователи. Есть социальные сети, а у нас получилась эмоциональная.
Нас часто благодарят за то, что в интернете больше не нужно притворяться, изображать успех и счастливую жизнь. Теперь можно быть самим собой, открыто выражать эмоции и получать поддержку. Мы дали людям то, что они не могли найти в других социальных сетях.
О работе в краткие сроки и проблемах при запуске «Грустнограма»
— Вы назвали «Грустнограм» некоммерческим проектом. Почему?
— Мы с Ваней поддерживаем проект своими деньгами и никак это не монетизируем. Но сейчас у нас появляются идеи, как окупить сервера и поддержать авторов на платформе. Мы не хотим привлекать инвестиции, потому что они заставят делать скучную коммерцию. А «Грустнограм» совсем не про это.
Александр Токарев, основатель «Грустнограма»
— Я слышала, что вы с командой создали сайт всего за несколько дней. Было сложно?
— Было больше трудоемко. Мы с командой сделали все возможное за такое небольшое время.
Сроки зависят от двух вещей — подхода и ресурсов. Можно делать дольше, но более продуманно и правильно, а можно экспериментировать и отлаживать на ходу. Мы как раз экспериментировали, многое делали даже неправильно, но именно это позволило нам воплотить идею в короткие сроки.
— А сколько человек в вашей команде?
— Сначала нас было четверо. Мы с Ваней и два программиста, которых я нашел на фрилансе. Программисты помогали за деньги, а мы с Ваней, естественно, ничего не получали.
Сейчас над проектом работает около 25 человек и еще больше ста людей предложили свою помощь. Это безумно приятно и ценно, потому что без этого мы бы точно не справились.
— У вас были какие-то проблемы при запуске «Грустнограма»?
— Да. Например, у нас была мини-война с ботами, которые массово начали регистрироваться в соцсети. Ситуация вынудила нас ввести верификацию аккаунтов по почте, а потом по звонку или СМС.
Проблемы по большей части были связаны с сыростью продукта. Сейчас приходится тратить много времени на обратную связь и исправление ошибок. Но тут нужно соблюдать баланс, чтобы не уйти в перфекционизм. Мне нравится выражение «достаточно хорошо» — для большинства задач такой подход к реализации спасителен.
— Работа над сайтом и приложением чем-то отличалась?
— Сама работа принципиально ничем не отличалась. Сайт и приложение — программные продукты со своими особенностями. Есть различие только в тестировании и модерации. На телефонах каждое обновление проходит модерацию в сторах и не всегда успешно, что занимает от часа до нескольких дней, в то время как сайт можно просто обновить.
Приложение изначально делал один человек, и у него были проблемы со свободным временем. Но уже в первый день после запуска со мной связалась команда ребят из Томска и предложила свою помощь совершенно бесплатно. Приложение и сайт мы начали разрабатывать практически одновременно. На сайт было выделено чуть больше ресурсов.
«Инстаграм — это окно в чужую жизнь, отказаться от которого будет непросто»
— Вы сказали, что «Россграм» получился «стыдным и нелепым». Что вам не понравилось?
— Мне показалось, что разработчики будто больше занимались разговорами о своем «импортозамещенном» Инстаграме, чем разрабатывали сам сервис. На своем опыте я убедился, что хорошую вещь можно сделать даже в короткие сроки. «Россграм» же — полная копия Инстаграма, причем низкокачественная, с плохо работающим функционалом и отсутствием интересного контента.
Фото: rossgram.ru
— Чего не хватает российскому IT-рынку, чтобы конкурировать с западными сервисами и заменять их?
— Не хватает желания и грамотного руководства. В России много талантливых программистов, дизайнеров и разработчиков. Вопрос в том, для чего они придумывают и выпускают свои продукты. Если компания думает в первую очередь не о своем проекте, а о его внешнем виде, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Здесь важен подход. Допустим, есть 100 процентов времени и ресурсов, которые можно потратить на разработку продукта. Складывается впечатление, что большинство компаний тратят 90 процентов на то, чтобы показать свою крутость, и только 10 на работу. Но если действовать по-другому, то может получиться что-то действительно классное.
— Как вы думаете, Инстаграм в России продолжит жить, благодаря пользователям VPN-сервисов, или умрет?
— Пока не знаю, но думаю, что Инстаграм — это окно в чужую жизнь, отказаться от которого людям будет не так просто. Даже после блокировки Инстаграм продолжает выполнять функцию этого окошка.
Но отток есть, так как многим пользователям стало неудобно листать ленту и выкладывать фотографии.
Люди уходят не в «Россграм», а в ВК или Телеграм, потому что аналоги Инстаграма пока выглядят немного грустно.
— Чем вы занимаетесь помимо «Грустнограма»?
— Я продакт-менеджер, Ваня дизайнер. Работаем на «интернет-заводе», как он говорит.
— Тяжело ли вам совмещать проект с основной работой?
— Совмещать тяжело, потому что на «Грустнограм» сейчас уходит абсолютно все свободное от работы и сна время. Но это даже здорово — заниматься чем-то крутым и видеть, какой мощный отклик это вызывает.
— Что бы вы посоветовали тем, кто хочет создать свое приложение?
— Не нужно сразу же браться за большой объем работы. Лучше сделать маленький прототип и одну функцию, протестировать его на реальных пользователях и запустить, чем очень долго строить гигантский проект и потом узнать, что он никому не нужен.
Редактор: Екатерина Самохвалова