Найти тему
Галина Маркус

Любить актера. Киносценарий. 6

СУЗДАЛЬ — НОМЕР В ГОСТИНИЦЕ — СПАЛЬНЯ — УТРО

За окном спальни всё те же заснеженные деревья, только солнце уже ярко освещает землю, снег на деревьях искрится от солнца. Раздаётся резкий звонок на мобильном телефоне Брюсова: это саунд-трек к боевику с участием Брюсова.

Брюсов и Ирина спят, обнявшись, укрытые одеялом, лицо Ирины уткнулось в плечо Брюсова, Брюсов одной рукой обнимает Ирину поверх одеяла.

(начало - 1, 2, 3, 4, 5)

Ирина вздрагивает от звонка, поднимает голову, вытаскивает из-под одеяла руку, нащупывает на тумбочке рядом с кроватью телефон Брюсова, смотрит на телефон, кладёт его на постель. Телефон продолжает звонить.

Ирина смотрит на Брюсова: тот сладко спит и не слышит звонка. Ирина ласково гладит Брюсова по щеке.

ИРИНА (тихо)
Сашенька, вставай… Тебе уже Синялин звонит…

Брюсов не реагирует. Ирина снова берёт мобильник, смотрит на время на экранчике — «07:55».

ИРИНА (громче)
Саша! Саш!

Телефон замолкает. Ирина начинает расталкивать Брюсова.

ИРИНА
Саш, вчера сказали, машина будет к восьми. А уже без пяти!

Брюсов, не открывая глаз, нащупывает Ирину и сжимает её в объятьях.

ИРИНА (пытаясь освободиться)
Саша! Хочешь, чтобы сюда пришли?!

Брюсов открывает глаза, садится в постели и крепко целует Ирину. Потом откидывает одеяло и бодро вскакивает. В одних трусах, босиком идёт в ванную комнату.

БРЮСОВ (из ванной)
Ты зубные щётки не доставала?

Ирина сидит в постели, закутавшись в одеяло от холода.

ИРИНА
Когда бы? Саша! Я не поеду… я и собраться уже не успею, сейчас ничего не найдёшь…

Ирина оглядывается по сторонам, смотрит на пол в поисках одежды.

ЗА КАДРОМ: из душевой раздаётся шум льющийся воды.

БРЮСОВ (из ванной, категорично)
И не подумаю тебя оставлять здесь. Не дёргайся, собирайся спокойно, подождут, никуда не денутся.

СУЗДАЛЬ — ПАРКОВКА ПЕРЕД ГОСТИНИЦЕЙ В СУЗДАЛЕ — УТРО

Брюсов с Ириной выходят из гостиницы, Ирина торопится, оглядывается на Брюсова, тот удерживает её за руку, не спеша направляет её к служебному автобусу, в котором уже сидит вся съёмочная группа. Ирина с беспокойством смотрит на набитый людьми автобус.

ИРИНА
Саша, не надо было ходить на завтрак, я же говорила!..

БРЮСОВА что, голодными до вечера торчать? До ужина не освободимся, не рассчитывай.

Все сидящие в автобусе с любопытством смотрят через окошко на подходящих к автобусу Брюсова и Ирину.

За автобусом стоит служебная «Газель» съёмочной бригады. Возле «Газели» курят два водителя. Увидев Брюсова, один водитель садится за руль «Газели», другой — за руль автобуса.

ИНТ. АВТОБУС СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ — УТРО

Брюсов помогает Ирине войти в автобус. Водитель в автобусе не отделён от пассажиров перегородкой.

ИРИНА(всем одновременно, не поднимая глаз)
Здравствуйте…

БРЮСОВ(бодро)
Всем привет!

Приветливый гул в автобусе, ни одного упрёка или проявления недовольства, видно, что все радуются появлению Брюсова.

Брюсов кому-то кивает, здоровается за руку с сидящими впереди всех мужчинами: это режиссёр ПАЛЫЧ — немолодой приземистый мужчина с архитекторской бородкой, и Синялин.

Один из актёров встаёт из самого конца автобуса и подходит к Брюсову, чтобы поздороваться с ним за руку. Брюсов здоровается с ним и снова поворачивается к Палычу.

БРЮСОВ (Палычу)
Палыч! Извини, чуток задержались.

Палыч молча кивает, с интересом поглядывая на Ирину. Сидящие в автобусе мужчины разглядывают Ирину. Молодая женщина — ГРИМЁРША — критически разглядывает Ирину, потом что-то многозначительно шепчет совсем молоденькой АССИСТЕНТКЕ.

За Палычем сидит ПОМОЩНИЦА режиссёра — крупноватая женщина лет сорока пяти и мужчина — ОПЕРАТОР.

Помощница оглядывается на Ирину с явным удивлением, потом наклоняется к Оператору и что-то тихо его спрашивает. Оператор в ответ пожимает плечами.

Почти все места в автобусе, кроме самых последних в конце и двух — за Помощницей и Оператором, заняты.

Брюсов подталкивает Ирину к свободным местам за Помощницей и Оператором. Ирина послушно садится на свободное место к окну. Брюсов садится рядом.

БРЮСОВ (небрежно оглядываясь назад)
Кстати, кто не знаком — прошу любить и жаловать — это Ирина.

В автобусе молчат. Водитель трогает с места.

АВТОБУС СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ (В ДВИЖЕНИИ) — УТРО

Все сидящие в автобусе за Ириной и Брюсовым переговариваются между собой, но Ирине слышен только лёгкий гул голосов. Ирина нервно теребит краешек своего шарфа.

Брюсов берёт руку Ирины обеими своими руками, поглаживает её руку, улыбается. Синялин оборачивается.

СИНЯЛИН (весело, на весь автобус)
Сашка, зря вы вечером в боулинг не пришли! Я сделал их всех! С разгромным счётом.

АССИСТЕНТКА (сзади, громко, игриво)
Александр Борисович, не верьте ему, он насквозь продулся! Приходите сегодня, он хочет взять фору. Будете в нашей команде.

ГРИМЁРША (напористо)
Кстати! Александр Борисыч! Скажите Захару Павловичу, что вы сами отказываетесь от шрама! Захар Павлович, он хочет просто «грязное лицо»! А по прошлой серии у героя должен остаться шрам!

БРЮСОВ Светочка, милая, если бы я собирал на лице шрамы от каждой серии — на мне бы живого места уже не осталось!

Общий смех в автобусе.

ПАЛЫЧ Светлана Геннадьевна, это моё решение. Зритель об этом уже не помнит, а нам в этой серии придётся новых шрамов ему наставить — а куда прикажете?

Смех в автобусе становится громче.

СИНЯЛИН (оборачиваясь к Ирине)
Ира, а вы как считаете — шрамы украшают мужчину?

ИРИНА (улыбается)
Смотря какого.

Брюсов поворачивается к ней и тоже улыбается.

СИНЯЛИН
А меня украсят, как вы думаете? У меня в этой серии тоже будут шрамы…

БРЮСОВ (с шутливой угрозой)
А тебя сильно украсит фингал под глазом.

ВОДИТЕЛЬ (оборачиваясь, громко)
Где тормознём, Захар Павлович?

ПАЛЫЧ
Вот тут, у монастыря. Там за ним обрыв и спуск к реке… то, что надо.

НАТ. СУЗДАЛЬ — СЪЕМОЧНАЯ ПЛОЩАДКА — УТРО

Площадка, выбранная для съёмок, располагается между красной кирпичной стеной монастыря и спуском к замёрзшей реке. На площадке стоят несколько навесов, под одним из навесов — расположена аппаратура, с ней возятся два сотрудника в рабочей одежде.

Дверца «Газели» раскрыта, внутри машины видна техническая аппаратура.

Оператор устанавливает на улице одну из камер. Вторая камера уже зафиксирована на другом конце площадки. Помощник оператора устанавливает неподалёку передвижную камеру. Оператор по свету устанавливает подсветку.

Ирина мнётся возле автобуса, никто не обращает на неё внимания, все заняты делом. Ирина смотрит растерянно, зябко прячет руки в карманы.

Брюсов, Синялин и трое неизвестных Ирине актёров курят возле осветительного прибора, все смеются. Синялин что-то доказывает Брюсову. Около них стоит Ассистентка.

Брюсов молча слушает, потом оглядывается на Ирину. Делает к ней шаг, но Синялин хватает его за рукав, продолжая что-то жарко доказывать. Брюсов не обращает на него внимания и подходит к Ирине.

БРЮСОВ
Потерпи, Ириш, скоро начнём. Иди, пока в автобусе посиди, а то замёрзнешь.

К Брюсову и Ирине подходит Палыч.

ПАЛЫЧ
Первый дубль делаем во-он с того
(показывает)
места. Где Света?

ИРИНА
Кажется, она в автобусе…

БРЮСОВ
Светка гримирует жертву. Пойду и я рисовать грязь. Ириш, иди, грейся, слышишь?

Брюсов идёт в автобус. Ирина делает было нерешительный шаг за ним, но вынуждена отступить, пропуская проходящих сотрудников. Палыч тоже куда-то убегает.

Ирина оглядывается. ЕЁ ГЛАЗАМИ: все мельтешат, заняты делом. Помощница с «хлопушкой в руках» недовольно расхаживает по площадке, смотрит на часы, что-то говорит стоящей возле актёров без дела Ассистентке, суёт ей хлопушку. Ассистентка направляется к «Газели».

Помощница подходит к одиноко стоящей возле автобуса Ирине.

ПОМОЩНИЦА (грубовато, приветливо)
Это ещё часа на полтора… Идём, глотнём чайку.

ИРИНА (обрадовано)
Спасибо большое, с удовольствием!

Помощница подводит Ирину к одному из навесов, достаёт из пакета пластиковые стаканчики. На столе под навесом стоит огромный термос. Ирина смотрит на Помощницу с благодарностью.

Помощница режиссёра наливает Ирине и себе горячий чай. Ирина с удовольствием отпивает глоток.

Из автобуса выбегает Брюсов, кричит и машет Синялину.

БРЮСОВ
Олег! Иди на грим, твоя очередь!

Брюсов подходит к Ирине.

БРЮСОВ
Греетесь? Я тоже хочу! Дай глоточек, Иришк…

Ирина протягивает ему свой стаканчик. Брюсов с удовольствием делает глоток.

Оператор водит переносной камерой по съёмочной площадке, смотрит в камеру, что-то проверяя. Подъезжает поближе к навесу, под которым стоят Помощница, Брюсов и Ирина.

БРЮСОВ (Помощнице)
Надеюсь, в перестрелке сегодня обойдёмся пятью-шестью дублями… больно холодно.

ПОМОЩНИЦА
Потом ещё будем снимать крупный план. Не околеть бы до вечера.

ОПЕРАТОР
Крупный надо успеть до восьми, темнеет теперь быстро.

Палыч невдалеке возмущённо машет на актёров, курящих возле осветительного прибора.

ПАЛЫЧ (орёт)
Вы что, спятили, или как? Отошли все от света! Где у нас ответственный по техбезопасности?

ПОМОЩНИЦА (грубовато хохотнув, заговорщески)
Ассистент по техбезопасности вчера перебрал… Палыч даже не заметил, что его и в автобусе-то не было.

ПАЛЫЧ
Саша, иди сюда!

БРЮСОВ (торопливо, касаясь руки Ирины)
Ириш, замерзнёшь — иди в автобус!

Брюсов выходит из-под навеса и уходит к Палычу.

ПОМОЩНИЦА (Ирине)
Красивые какие у тебя волосы, густые, чёрные, блестят прям на солнышке! Это у тебя собственный цвет?

ИРИНА (польщённо)
Да… Никогда не красилась…

ПОМОЩНИЦА
Обалдеть! Впервые такие вижу… Может, и ресницы не красишь?

ИРИНА
Сегодня просто не успела.

ПОМОЩНИЦА
Везёт же! А как будто накрасила. Наследственность?

ИРИНА
Ну, наверное, да. Дед у меня был грузин, вот только это и досталось.

ПОМОЩНИЦА
А Брюсова… давно знаешь?

ИРИНА (неохотно)
Не очень…

ПОМОЩНИЦА
Ты ведь не из наших? Ну, ты понимаешь…

ИРИНА
Нет, я вообще-то экономист.

ПАЛЫЧ (с другого конца площадки)
Поехали, начинаем! Где Зинаида? Да что это, чёрт вас всех подери…

Помощница торопливо ставит стаканчик на столик.

ПОМОЩНИЦА
Так, я пошла… Раз чертыхаться начал — дело двигается.

Помощница уходит. Ирина остаётся под навесом одна. На другом конце съемочной площадке тусуется незанятый персонал. Мимо Ирины проходят Оператор с Помощником оператора.

ОПЕРАТОР (с «наездом»)
Сам обрадуешь Палыча, или как? Я тебе говорил — проверь всё заранее!

Ирина смотрит им вслед. Потом выходит из-под навеса и подходит поближе к краю обрыва, любуется на красивый вид с горы. Зябко передёргивает плечами, оглядывается на съёмочную площадку:

Оператор и Помощник оператора стоят возле Палыча. Палыч схватился за голову. Оператор возмущённо размахивает руками. Помощник оператора виновато переминается на месте.

Брюсов неподалёку разговаривает с Помощницей режиссёра и с Ассистенткой.

Брюсов издалека переводит взгляд на Ирину, машет ей. Ирина стоит между автобусом и обрывом. Ирина издалека делает знак Брюсову: показывает на себя и машет рукой в сторону от съёмочной площадки, но получается одновременно и в сторону автобуса.

Брюсов как будто понимает и кивает издалека, одновременно отвечая что-то Помощнице. К Брюсову обращается Палыч, Брюсов отворачивается от Ирины.

Ирина отворачивается от съёмочной площадки. Прогулочным шагом она идёт вдоль реки, потом потихоньку отдаляется от съёмочной площадки, доходит до стены монастыря, идёт вдоль стены. Заходит в ворота монастыря вместе с группой туристов.

СУЗДАЛЬ — ДЕНЬ

МОНТАЖНАЯ НАРЕЗКА

Ирина гуляет по монастырю, поднимает голову к синему небу, с удовольствием рассматривает старинную церковь;

Ирина уже в другом монастыре, стоит на монастырской стене, смотрит на колокольню напротив, раздаётся долгий колокольный звон;

Ирина внутри храма, слушает духовное пение мужского хора;

Ирина около сувенирной палатки, рассматривает цветные посадские платки, выбирает платок, расплачивается.

КОНЕЦ МОНТАЖНОЙ НАРЕЗКИ.

КАФЕ "БЛИННАЯ" — ДЕНЬ

Ирина сидит в уютной кафешке, внутри заведение отделано деревом и украшено предметами народного быта. Перед ней тарелка с блинами, бокал с медовухой, чашка чая. На спинке стула висит её куртка. На Ирине джемпер и джинсы.

Лицо у Ирины раскраснелось от тепла. Она с аппетитом ест блинчик. Потом задумчиво смотрит в окно.

ЕЁ ГЛАЗАМИ ЗА ОКНОМ: мимо кафе по улице проезжает цветная повозка с впряжённой лошадкой, в повозке сидит парочка: парень и девушка, они обнимаются и смеются.

БРЮСОВ (голос за кадром - воспоминание Ирины)
(волнительным голосом)
Ты — самая красивая, самая лучшая женщина на свете…

Ирина улыбается своим мыслям, отводит глаза от окна, опускает взгляд.

БРЮСОВ ((голос за кадром - воспоминание Ирины)
Я просто люблю тебя. И буду любить всегда, я это сейчас понял как никогда.

Ирина задумчиво мешает чай ложечкой. Рука её замирает над чашкой.

БРЮСОВ (голос за кадром - воспоминание Ирины)
Кстати, кто не знаком — прошу любить и жаловать — это Ирина.

Ирина кладёт ложечку, проводит ладонью по лбу, опирается головой на руку, задумывается, постепенно мрачнеет.

Через некоторое время смотрит в окно — за окном начинает смеркаться. Ирина смотрит на часы у себя на руке, на часах четыре часа дня. Медленно встаёт, снимает со стула куртку и начинает одеваться.

СУЗДАЛЬ — СЪЕМОЧНАЯ ПЛОЩАДКА — ВЕЧЕР

Смеркается. Ирина прогулочным шагом идёт вдоль монастырской стены, выходит на берег реки и видит пустую съёмочную площадку. На площадке оставлены металлические каркасы для навесов, но — ни автобуса, ни аппаратуры, ни людей.

Ирина беспокойно ищет в сумке мобильный телефон, несколько раз жмёт кнопки, но экран у телефона остаётся тёмным. Ирина раздражённо бросает телефон обратно в сумку, разворачивается и идёт обратно по направлению к городскому шоссе.

СУЗДАЛЬ — ВЕЧЕР

Уже стемнело. Ирина идёт вдоль шоссе мимо деревянных домов. Дома заканчиваются, Ирина сворачивает с шоссе на дорогу, ведущую к гостинице.

СУЗДАЛЬ — ВЕСТИБЮЛЬ ГОСТИНИЦЫ — РЕССЕПШЕН — ВЕЧЕР

Ирина входит в гостиницу. Навстречу Ирине из-за стойки выскакивает полная немолодая АДМИНИСТРАТОРША с перепуганными глазами.

АДМИНИСТРАТОРША

Вы — Смалькова? Ну, слава Богу! Ваш Брюсов поднял на ноги весь город!

ИРИНА (недоуменно)
Почему? Что случилось?

АДМИНИСТРАТОРША
Подождите! Мне велено срочно позвонить, когда вы вернётесь.

Администратор набирает на мобильнике номер.

АДМИНИСТРАТОРША (в трубку)
Александр Борисович! Объект задержан. Да, здесь. Всё! Поняла!

Администратор крепко вцепляется Ирине в рукав.

АДМИНИСТРАТОРША (Ирине)
Велено никуда вас не отпускать!

ИРИНА
Да не беспокойтесь, я в номер пойду!

АДМИНИСТРАТОРША
Вы что, хотите, чтобы я работу потеряла? Стойте здесь!

В гостиницу с улицы влетает Брюсов, взмыленный, со злыми глазами. Молча хватает Ирину за руку и тащит за собой вглубь гостиницы.

СУЗДАЛЬ — ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР — ВЕЧЕР

Брюсов за руку втаскивает Ирину в номер, захлопывает за собой дверь, подводит Ирину к дивану и почти силой усаживает на диван. Вид у него взбешённый.

Брюсов стоит напротив Ирины у дивана, смотрит на неё сверху. Ирина смотрит на него в тревожном недоумении.

БРЮСОВ (делая глубокий вдох, на выдохе)
Господи… Где ты была?

ИРИНА (растерянно)
Гуляла… Я не думала, что вы так быстро закончите. Вы же говорили, что не раньше восьми, и…

БРЮСОВ
Технические неполадки — отбой до завтра! Я как увидел, что тебя нет в автобусе… не знал, что и думать! Ты могла мне сказать?!

ИРИНА
Подожди, я же тебе махала, что пойду в город! Да ты же сам мне кивал, я была уверена, что ты…

БРЮСОВ (перебивая, кричит)
Надо было подойти! Ни фига я не понял! Я думал, ты показываешь на автобус!

ИРИНА (повышая голос в ответ)
Да как бы я подошла?! Ты был занят, а чего мне в автобусе делать? На улице стоять холодно…

БРЮСОВ (нетерпеливо)
Хорошо, а мобильник? Мобильник зачем вырубила?!

ИРИНА
Батарейка села. Вчера зарядить было некогда…

Ирина достаёт и протягивает ему телефон. Брюсов не берёт, отворачивается.

БРЮСОВ (себе под нос)
Твою мать…

Ирина смотрит на него растерянно.

ИРИНА
Да что случилось-то, Саш? Здесь близко до гостиницы… Городок крошечный.

Брюсов поворачивается к Ирине, смотрит на неё в упор.

БРЮСОВ (бесцветным голосом)
Я боялся, что ты уехала.

ИРИНА (изумлённо)
Почему?

БРЮСОВ
Не знаю… Может, обиделась на что!.. Не знаю! Не могу объяснить. Но я как представил, что ты уехала и бросила меня, чуть с ума не сошёл!

ИРИНА (пытаясь шутить)
Тебя что, часто бросали?

БРЮСОВ (сухо)
Не смешно.

Брюсов резко поворачивается и выходит из номера, хлопнув дверью. Ирина растерянно смотрит ему вслед, потом недоумённо и чуть виновато пожимает плечами, сидит некоторое время на диване, удивлённо глядя прямо перед собой.

Ирина трясёт головой, встаёт, подходит к окну, смотрит в окно, потом усмехается, тут же становится серьёзной, делает два шага от окна, снова возвращается к окну. Вид у неё смущённый.

В номер возвращается Брюсов. Ирина оборачивается к нему, смотрит на него виновато.

БРЮСОВ (спокойно, как ни в чём ни бывало)

Пошли ужинать.

Ирина подходит к Брюсову, прижимается к нему, смотрит на него снизу вверх, ласково проводит ладонью по его щеке. Глаза у Брюсова немного оттаивают.

ИРИНА (виновато)
Сашенька, прости… я правда, не хотела тебя расстраивать… я даже не думала, что ты так… так воспримешь…

Брюсов снова хмурится, морщится как от сильной досады.

БРЮСОВ (резко)
Хватит. Проехали.

Ирина отстраняется от него, прячет руку за спину, прикусывает губу. Брюсов тотчас же крепко обнимает Ирину обеими руками. Она снова прижимается к нему.

БРЮСОВ
Это ты меня прости, Иришка. Я теперь как дурак…

Брюсов вздыхает, мотает головой, словно приходя в себя. Ирина прижимается к его груди, не видя его лица. Брюсов смотрит на Ирину с любовью и болью одновременно.

БРЮСОВ (тихо)
Ладно, пойдём…

_________________________________

Продолжение - 7.

(начало - 1, 2, 3, 4, 5)

Книга на Литрес - Любить актера киносценарий часть 1

Любить актера киносценарий часть 2

обложка - художница Елена Юшина

Навигация по каналу Галины Маркус