Почти два года назад ГК пополнился новым объектом интеллектуальных прав - географические указания. Для Российского права это совсем новая категория, в отличие от Европейского.
Географическое указание – это обозначение, которое используется на товарах, имеющих особое географическое происхождение и обладающее свойствами или репутацией, присущими этому месту происхождения.
Географическое указание информирует потребителей о том, что товар произведен в определенном месте и имеет особые свойства, которые определяются местом его изготовления.
Как же тогда географический объект влияет на товар, произведенный на его территории?
Ответ прост - «терруар». Это совокупность почевнных и климатических факторов, которые опре деляют сортовые характеристики сельскохозяйственной продукции. Именно эти характеристики влияют на качество.
Так, например, мы можем отличить пармезан, произведенный в итальянской провинции Парма от других сыров, а шампанское из Шампани от игристых вин из других регионов. Сюда же мы можем отнести сыр Рокфор («Roquefort»), который производится в регионе Франции Руэрг, виски, который производится в Шотландии «Scotch Whisky», чай сорта «Darjeeling», который произрастает в северной части Индии в Гималаях.
В России географические указания регистрируются в Роспатенте. И стоит отметить, сам процесс регистрации существенно упрощен в сравнении с наименованиями места происхождения товаров.
Вот пример товаров, в отношении которых зарегистрировано географическое указание в России:
Казы Горного Алтая (это такая колбаса из конины);
Майкопский лимонад (кто пробовал, это вкусно??)
Тойробшо агинских бурят (национальный костюм Забайкалья)
Ордынская роспись
Печень трески по-мурмански
Воронежское мороженое
Шуйское мыло
и целых 7 географических указаний в Краснодарском крае (здесь и Кубань и Тамань и все остальное).
Лица не имеющие специального разрешения не могут использовать географическое указание, если такое использование может ввести публику в заблуждение в отношении действительного происхождения товаров.
Мы не можем делать сыр Рокфор в подвале г. Долгопрудный. Потому что по всем очевидным причинам этот продукт не будет обладать особыми качествами и свойствами, фактически это будет имитацией, не представляющей из себя никакой ценности.
Именно поэтому необходимо охранять географические указания – это показатель ценной репутации и качества продукта, которые важны для потребителя. При отсутствии охраны репутация может быть искажена нечестными предпринимателями.
Скажите честно, вам так же как и мне захотелось рокфора с алтайской колбасой и шампанского из Шампани?)