События февраля-марта 2022 года отразились на многих сферах бизнеса. Одни предприятия были вынуждены приостановить работу, другие столкнулись со сбоями в поставках, третьи — с непрогнозируемым спросом на те или иные товары и услуги.
Изменения в кадровой политике вызвали непонимание: стоит ли приостанавливать наём сотрудников? Как быть, если персонал не справляется с внезапными наплывами покупателей или клиентов? Что делать, если загрузка сотрудников упала?
Хотите получить ответы? Вот несколько идей:
Если приостанавливаете наём — создавайте кадровый резерв
Екатерина Румянцева, HR-директор корпоративной сети «Додо Пицца», поделилась, что её компания остановила наём сразу, как стало понятно, что произойдут изменения в экономической ситуации. С уходом части иностранного фастфуда из России кандидаты стали активно присылать резюме в её компанию, и всех подходящих специалистов она советует добавлять в кадровый резерв. По ее словам, это полезно и стратегически, и экономически. «В конце месяца мы взяли из резерва 20 человек и доукомплектовали ими команды — с нулевыми вложениями в рекрутинг», — рассказала Екатерина Румянцева.
Оптимизируйте рабочий процесс каждого сотрудника
Оцените эффективность рабочего процесса сотрудников. Скорее всего, его можно оптимизировать. Сергей Субботин, операционный директор в группе кадровых компаний АКМЭ, предлагает следующие действия:
- Если в компании несколько точек, стоит проанализировать, где нагрузка больше, а где меньше. По результатам анализа можно перераспределить персонал.
- Подумать, где впустую тратится время линейных сотрудников, и исправить ситуацию. Допустим, разместить популярную продукцию так, чтобы работник торгового зала или склада мог быстрее её найти.
- Если товары требуют доставки — заранее определить самые быстрые дорожные маршруты.
- Организовать удобную систему хранения и получения информации. Например, создать бота, который по запросу выдаёт сотруднику информацию об интересующем товаре и услуге.
Привлеките временных исполнителей
Временные исполнители могут заменить приболевших работников или помочь в пиковые часы загрузки в компании. Проще всего искать дополнительный ресурс через специализированные сервисы, например Авито Подработка x GigAnt. Работа с рекрутинговым сервисом выгоднее, поскольку не придётся заниматься бумажной волокитой, как и выделять дополнительное время на подбор и подготовку людей: всем этим займётся сервис.
Сокращайте бонусы, но не зарплаты
В условиях кризиса стоит пересмотреть приоритеты и сократить бонусы для сохранения заработной платы персонала. Так, в «Додо Пицце» уже отказались от реферальной программы, которая позволяет сотрудникам получить вознаграждение за успешно трудоустроенного знакомого в компанию, и дополнительной материальной поддержки работников. Работникам также сократили выбор бесплатных обедов, но сама эта опция сохранилась. Екатерина Румянцева говорит, что меры не вызывают негатив со стороны сотрудников: все относятся с пониманием.
Регулируйте стоимость работы сотрудников в час
При резком росте спроса можно прибегнуть к увеличению ставки специалиста за час работы. Это будет мотивировать людей к выходу в дополнительные часы или дни. Однако важно помнить, что это временная мера. Повышенная нагрузка может вызвать ухудшение самочувствия трудящихся и снижение мотивации.
Проведите мониторинг зарплат сотрудников
На фоне нестабильной ситуации на рынке труда становится сложнее определять размер оплаты труда сотрудников. Так, Сергей Субботин советует проанализировать финансовые запросы новых кандидатов. Для этого можно обратиться к рекрутинговым сервисам, например Авито Работа, чтобы посмотреть, какую зарплату предлагают конкуренты и на какой доход рассчитывают специалисты.
Сократите время вахты
Обратите внимание на график работы вахтового персонала, чтобы исключить случаи, когда трудящийся будет сидеть без дела. Сергей Субботин рекомендует ввести более короткие вахтовые смены, чтобы оперативно подстраиваться под изменения на рынке труда. Например, отправлять на вахту на две недели вместо месяца.
Общайтесь с сотрудниками
Сейчас это особенно важно. Поддерживайте своих сотрудников и держите в курсе изменений в компании. Заведите, допустим, канал в корпоративном мессенджере и записывайте подбадривающие видеообращения от руководителей, делитесь памятками, проводите онлайн-встречи и помогайте тем, кто нуждается в поддержке. Это определённо сплотит команду.
В современных реалиях компаниям важно быстро адаптироваться к произошедшим изменениям. Следуя нашим советам, вам станет проще вести и трансформировать кадровую политику в условиях нестабильной экономической ситуации