Термобелье и шорты, высокие резиновые сапоги и кроссовки, антикомарин и сладости. И остальное по мелочи: 30-литровый рюкзак, палатка, спальник, продукты, котлы, топоры... Таков вкратце набор путешественника, собирающегося на Полярный Урал. А вот список вещей, который почти не потребуется, значительно короче: телефон и деньги. Там они ни к чему.
Путешествие в заполярную тундру во время летнего отпуска мало кто рассматривает всерьез. Тут не ждут ни гостиницы, ни такси с электросамокатами, ни магазины для пополнения запасов. И если без этого трудно обойтись, то лучше выбрать места поцивилизованнее. Зато если вы готовы к умеренному экстриму, то искренне рекомендую хотя бы раз побывать на Полярном Урале.
Здесь можно так нагрузиться впечатлениями, что разбирать фотографии и дальше узнавать про эти края придется половину зимы. Познания окажутся историческими: про гулаговскую стройку №501 по прокладке железнодорожной магистрали и засекреченный запуск ракет на Новую землю. Встречи ждут этнографические: знакомство с кочующими оленеводами. Прогулки геологические: под ногами запросто встретятся минералы, которые на большой земле придется покупать. Открытия географические: пересечение границы Европы и Азии, погружение в Ямал. Бонусом - дикая тундра, дикие олени и дикие комары.
Начальная, она же и финальная, точка путешествия в горы и тундру - станция Собь между Воркутой и Лабытнанги. Время стоянки - одна минута. Это единственный момент, когда придется поспешить, дальше каждый сам себе хозяин маршрутов. Хотите совершайте короткие вылазки, отправляйтесь в поход под рюкзаком или считайте ногами шпалы.
Во все стороны света седой Урал - невысокий, доступный любому со средним уровнем физподготовки, но непредсказуемый по погоде. Первый привал можно совершить прямо на станции, разбив палатку на берегу реки или переночевав в стоящем на вечном приколе вагоне, переделанным под базу отдыха.
Удобством служат плацкартные полки и кухня с газовой плитой, но и они - после нескольких дней походов по болотам и сквозь заросли ерника - покажутся равнозначными пятизвездочному отелю.
Тропки, проложенные геологами и туристами, укажут, куда идти, но с картами все же надежнее. До массива Рай-из, казалось бы, рукой подать - махнуть через речку да через перевал. Побывать в долине, где окружают зеленые скалы нефрита и серпентинита, где летом пробуждается водопад - почти обязательная часть программы.
Но сначала придется отдать дань советским энтузиастам-мостостроителям, которые десятки лет назад устроили подвесную переправу через реку. Цена невысока - рублей 50, но благодаря стараниям жителей станции пешеходный мост до сих пор цел.
Треугольники чумов вдали - следующая точка. Возможно, рядом со стоянкой оленеводов захочется разбить и свой лагерь. Тут и пригодятся сладости: они станут гостинцем для ненецких ребятишек, а антикомарин для оленевода - знаком участия.
Найдите среди тундры еле заметную ветку железной дороги. Там на 110-м километре - давно закрытый поселок Полярный. Но его бывшие жители - геологи, занимавшиеся разведкой ископаемых в здешних местах - все равно, движимые ностальгией, сюда приезжают.
Они даже проведут экскурсию - покажут разрушенное кернохранилище с минералами Урала, укажут направление к медному руднику, расскажут про стартовую площадку, откуда совершался запуск ядерных ракет.
Без крыши над головой на ночевке не останетесь. Поселитесь в железном доме-бочке под названием «ЦУБ-2М», которое расшифровывается как цилиндрический унифицированный блок. Из таких «цубиков» когда-то вырастали вахтовые поселки на севере и в любых других отдаленных территориях.
Дальше пешком по шпалам возвращаетесь к станции Собь. Полуразвалившиеся бараки вдоль путей, железные решетки, колючая проволока - артефакты от строительства №501. В 40-50-е годы десятки тысяч заключенных прокладывали по вечной мерзлоте железнодорожную магистраль. Реализовать грандиозный проект, который должен был связать Воркутинский угольный бассейн с востоком СССР, полностью не успели. И теперь дважды в день тут пробегает поезд, останавливаясь у исчезающих поселков скорее из вежливости, чем по необходимости.
Протяжный гудок тепловоза и снова минута, чтобы успеть заскочить в «полярную электричку», возвращающую на большую землю – к Воркуте. Через пару часов, когда останутся позади вершины гор, запиликает связь, воскреснет интернет. Но эти приметы современности захочется спрятать поглубже в карман, а мысленно пока не расставаться с суровым Заполярьем.
Ставьте 👍, подписывайтесь и поделитесь, какие северные места вы бы советовали посетить