Найти тему
Север неизвестный

Здесь планировали гигантские стройки. Расскажу, как добраться и что стоит посмотреть на Полярном Урале

Термобелье и шорты, высокие резиновые сапоги и кроссовки, антикомарин и сладости. И остальное по мелочи: 30-литровый рюкзак, палатка, спальник, продукты, котлы, топоры... Таков вкратце набор путешественника, собирающегося на Полярный Урал. А вот список вещей, который почти не потребуется, значительно короче: телефон и деньги. Там они ни к чему.

На Полярном Урале кого только ни встретишь: одиночек, отправившихся за уединением, группы туристов и альпинистов, ученых
На Полярном Урале кого только ни встретишь: одиночек, отправившихся за уединением, группы туристов и альпинистов, ученых

Путешествие в заполярную тундру во время летнего отпуска мало кто рассматривает всерьез. Тут не ждут ни гостиницы, ни такси с электросамокатами, ни магазины для пополнения запасов. И если без этого трудно обойтись, то лучше выбрать места поцивилизованнее. Зато если вы готовы к умеренному экстриму, то искренне рекомендую хотя бы раз побывать на Полярном Урале.

Лето в горах Полярного Урала начинается в конце июня и длится до начала августа. Но даже в это время погода непредсказуема: температура может опуститься до нуля и зарядить дождь с градом или, наоборот, установится жара под 35 градусов
Лето в горах Полярного Урала начинается в конце июня и длится до начала августа. Но даже в это время погода непредсказуема: температура может опуститься до нуля и зарядить дождь с градом или, наоборот, установится жара под 35 градусов

Здесь можно так нагрузиться впечатлениями, что разбирать фотографии и дальше узнавать про эти края придется половину зимы. Познания окажутся историческими: про гулаговскую стройку №501 по прокладке железнодорожной магистрали и засекреченный запуск ракет на Новую землю. Встречи ждут этнографические: знакомство с кочующими оленеводами. Прогулки геологические: под ногами запросто встретятся минералы, которые на большой земле придется покупать. Открытия географические: пересечение границы Европы и Азии, погружение в Ямал. Бонусом - дикая тундра, дикие олени и дикие комары.

На дороге в тундре могут увязнуть даже машины спасателей
На дороге в тундре могут увязнуть даже машины спасателей

Начальная, она же и финальная, точка путешествия в горы и тундру - станция Собь между Воркутой и Лабытнанги. Время стоянки - одна минута. Это единственный момент, когда придется поспешить, дальше каждый сам себе хозяин маршрутов. Хотите совершайте короткие вылазки, отправляйтесь в поход под рюкзаком или считайте ногами шпалы.

Дети оленеводов всю зиму проводят в детских садах и школах-интернатах в городе, а летом приезжают к родителям в тундру
Дети оленеводов всю зиму проводят в детских садах и школах-интернатах в городе, а летом приезжают к родителям в тундру

Во все стороны света седой Урал - невысокий, доступный любому со средним уровнем физподготовки, но непредсказуемый по погоде. Первый привал можно совершить прямо на станции, разбив палатку на берегу реки или переночевав в стоящем на вечном приколе вагоне, переделанным под базу отдыха.

Удобством служат плацкартные полки и кухня с газовой плитой, но и они - после нескольких дней походов по болотам и сквозь заросли ерника - покажутся равнозначными пятизвездочному отелю.

Из плацкартного вагоны на станции Собь устроили базу отдыха
Из плацкартного вагоны на станции Собь устроили базу отдыха

Тропки, проложенные геологами и туристами, укажут, куда идти, но с картами все же надежнее. До массива Рай-из, казалось бы, рукой подать - махнуть через речку да через перевал. Побывать в долине, где окружают зеленые скалы нефрита и серпентинита, где летом пробуждается водопад - почти обязательная часть программы.

За сходство с хребтом доисторического животного альпинисты предпочитают называть гору Динозавр
За сходство с хребтом доисторического животного альпинисты предпочитают называть гору Динозавр

Но сначала придется отдать дань советским энтузиастам-мостостроителям, которые десятки лет назад устроили подвесную переправу через реку. Цена невысока - рублей 50, но благодаря стараниям жителей станции пешеходный мост до сих пор цел.

Мост, построенный туристами-энтузиастами в советские годы, действует до сих пор
Мост, построенный туристами-энтузиастами в советские годы, действует до сих пор

Треугольники чумов вдали - следующая точка. Возможно, рядом со стоянкой оленеводов захочется разбить и свой лагерь. Тут и пригодятся сладости: они станут гостинцем для ненецких ребятишек, а антикомарин для оленевода - знаком участия.

Найдите среди тундры еле заметную ветку железной дороги. Там на 110-м километре - давно закрытый поселок Полярный. Но его бывшие жители - геологи, занимавшиеся разведкой ископаемых в здешних местах - все равно, движимые ностальгией, сюда приезжают.

Чтобы попасть в бывший поселок геологов Полярный, нужно выйти на станции "110-й километр на ветке Воркута-Лабытнанги
Чтобы попасть в бывший поселок геологов Полярный, нужно выйти на станции "110-й километр на ветке Воркута-Лабытнанги

Они даже проведут экскурсию - покажут разрушенное кернохранилище с минералами Урала, укажут направление к медному руднику, расскажут про стартовую площадку, откуда совершался запуск ядерных ракет.

В поселке Полярный, которого больше нет на карте, тем не менее предостаточно припаркованных вездеходов - ржавых и действующих
В поселке Полярный, которого больше нет на карте, тем не менее предостаточно припаркованных вездеходов - ржавых и действующих

Без крыши над головой на ночевке не останетесь. Поселитесь в железном доме-бочке под названием «ЦУБ-2М», которое расшифровывается как цилиндрический унифицированный блок. Из таких «цубиков» когда-то вырастали вахтовые поселки на севере и в любых других отдаленных территориях.

Из таких домиков-бочек состояли временные поселки на севере и на отдаленных территориях
Из таких домиков-бочек состояли временные поселки на севере и на отдаленных территориях

Дальше пешком по шпалам возвращаетесь к станции Собь. Полуразвалившиеся бараки вдоль путей, железные решетки, колючая проволока - артефакты от строительства №501. В 40-50-е годы десятки тысяч заключенных прокладывали по вечной мерзлоте железнодорожную магистраль. Реализовать грандиозный проект, который должен был связать Воркутинский угольный бассейн с востоком СССР, полностью не успели. И теперь дважды в день тут пробегает поезд, останавливаясь у исчезающих поселков скорее из вежливости, чем по необходимости.

В тундре нет дорог, поэтому до нужного поселка можно добраться только поездом или на вездеходе
В тундре нет дорог, поэтому до нужного поселка можно добраться только поездом или на вездеходе

Протяжный гудок тепловоза и снова минута, чтобы успеть заскочить в «полярную электричку», возвращающую на большую землю – к Воркуте. Через пару часов, когда останутся позади вершины гор, запиликает связь, воскреснет интернет. Но эти приметы современности захочется спрятать поглубже в карман, а мысленно пока не расставаться с суровым Заполярьем.

Ставьте 👍, подписывайтесь и поделитесь, какие северные места вы бы советовали посетить