Найти тему

Четыре уровня развития эмоционального интеллекта

Оглавление

Если вы не считаете себя интеллектуалом, у вас есть отличный шанс стать интеллектуалом эмоциональным. Эмоциональный интеллект - важная часть общего интеллекта, но чтобы его развить, не нужно читать море книг и изнурять свою память. А чтобы проверить проверить свой EQ, не нужно проходить сложный тест, достаточно кое-что знать об уровнях развития эмоционального интеллекта. И сейчас мы с вами в этом разберёмся!

Что такое EQ

Эмоциональный интеллект - способность распознавать свои и чужие эмоции, присваивать им точные названия, признавать свои переживания и делиться ими с окружающими по мере необходимости.

Эмоции важны для любого человека, потому что с ними связана способность выживания. Именно эмоции предупреждают о критическом состоянии системы, и тогда мозг продуцирует способы выхода из угрожающей ситуации.

Развитие эмоционального интеллекта начинается с первых дней жизни ребёнка. Новорождённый младенец уже способен различать слёзы и улыбку мамы. С этого распознавания и начинается его эмоциональное развитие.

Первый этап развития EQ - распознавание и выражение эмоций

На этом уровне человек может считывать эмоции другого человека, опираясь на его мимику. Кроме того, этот этап предполагает способность выбирать точные названия для разных эмоций и различать оттенки.

Например, эмоция спектра гнева может быть названа "гнев", "раздражение", "злость", "неприязнь", "отвращение", "возмущение", "досада", "бешенство", "сарказм", "ярость", "протест". Человек с эмоциональным интеллектом первого уровня обладает развитым словарём эмоций и выбирает точные названия для разных состояний.

Если словарь эмоций беден, и человек с трудом подбирает слова для обозначения своих и чужих переживаний, это признак эмоционального нарушения, которое называется "алекситимия".

Второй этап развития - оценка эмоций

На этом уровне человек может сравнивать эмоции между собой и соотносить их с другими понятиями. Человек, который находится на втором этапе развития, может сравнивать эмоции с цветом, звуком и вкусом. Например, он может сказать, что радость сладкая, разочарование или грусть горькие, а восторг яркий, как луч солнца. Такое осмысление эмоций требует включения абстрактного мышления.

Наиболее развита способность соотносить разные типы восприятия, зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, вкусовое и чувственное, у людей творческих профессий. Музыканты могут присваивать цвета разным звукам, а художники могут слышать звук красок, и при этом и звуки, и цвета могут передавать разные чувства.

Третий этап развития - способность рассуждать об эмоциях

На этом этапе укрепляется навык распознавания эмоций и использование их в рассуждениях. В отличие от первого этапа, на котором достаточно распознавания, третий этап предполагает глубину чувствования и осознания. Человек начинает задумываться о происхождении эмоций и особенностях их переживания.

Например, человек может осознавать, что источники агрессии могут быть разными. Это может быть здоровое стремление к цели в конкурентной среде, где хочется лидировать, но нет потребности кого-то обесценивать и уничтожать. Кроме того, агрессия может быть связана с чувством несправедливости и желанием восстановить попранное достоинство. Человек может выяснить, что переживания неоднозначны и многослойны. Например, он может понять, что за чувством обиды скрывается непроявленный гнев и (или) чувство вины.

На этом этапе человек учится замечать динамику развития эмоций - их начало, разворачивание в полную силу и контейнирование, то есть, переработку и трансформацию в опыт.

Первые три уровня развития в норме завершаются к подростковому возрасту, то есть, эмоционально здоровый 14-15-летний подросток владеет словарём эмоций, распознаёт эмоции и делится ими.

Высший уровень развития - управление эмоциями

Это ступень, для которой характерна саморегуляция. Саморегуляция - это способность признавать свои эмоции и выражать их без запретов, но с ограничениями.

Человек, управляющий эмоциями, может кричать в гневе, но делает это так, чтобы не разрушать личность другого человека, не нарушать его личные психологические границы, не унижать и не оскорблять. Он кричит, чтобы позволить энергии гнева, радости или отчаяния выйти наружу. Но в то же время он осознаёт, что выпускать большой поток энергии нужно с осторожностью и предельно экологично.

Высшая степень развития эмоционального интеллекта предполагает, что человек может не только сам справляться со своими эмоциями, но и давать эмоциональную поддержку другим людям. Например, родителям важно владеть этим уровнем, чтобы тормозить сильные переживания ребёнка, чтобы справиться с сильными детскими эмоциями, которые находятся на самом первом уровне и ещё не могут контролироваться.

К сожалению, в силу того, что на пути развития эмоционального интеллекта возникает много травм, этот процесс может затормаживаться и замирать. Иногда так бывает, что четвёртого уровня человек достигает лишь к 50-и годам, а при тяжёлых и глубоких эмоциональных травмах пятый уровень недоступен без помощи психотерапевта.

Дорогие гости канала! Если вам понравилась эта статья, вы можете поддержать канал. Просто нажмите на синий текст!

Сделать перевод на кофе автору

Жду ваших комментариев! Правила обсуждения - в первом закреплённом комментарии.