У Харуки Мураками есть одна малоизвестная история 1985-ого года, которую я хочу вам рассказать. "Повторный налёт на булочную" - это рассказ о любви, это тот самый случай, когда любящие сердца не раздирают противоречия, а наоборот, подпирает дружба.
Молодожёны проснулись посреди ночи и захотели есть. Ревизия холодильника выявила наличие шести банок пива, а подробный аудит кухонных шкафчиков обнаружил четыре печенья. До крошки всё съев и до капли выпив, голод утолить не удалось. Разговоры и сигареты тоже аппетит не урезонили. Два молодых неспящих организма требовали еды. Какой угодно, хоть хлеба. Хлеба... О хлебе стоило вспомнить отдельно. Была в его жизни одна история, которую она не знала. Послушаем вместе с ней.
Ему тогда было лет двадцать, и был он балбесом. Балбес - это когда поступил в университет, а потом вместе с другим балбесом решил, что это скучно. Гораздо веселее ничего не делать, время от времени напиваясь и покуривая. Оба парня были из бедных семей и им частенько не хватало на еду. Вот и приходилось совершать разные плохие поступки. И однажды они решили совершить налёт на булочную. Именно налёт, а не грабёж. Грабёж казался им чем-то уголовным. Брать деньгами они тоже не решились, только хлеб.
Булочник, невнимательно посмотрев на ножи и вполуха выслушав требования, охотно согласился отдать весь хлеб, какой они смогут унести, если... Если они дослушают до конца пластинку, которую он слушал тем вечером, закончив работу и не успев уйти домой из-за их налёта. Парни подумали и согласились. Это условие совсем не пахло криминалом, а напоминало натуральный обмен, при котором хлеб менялся на Вагнера. А ведь пекарь мог бы попросить лентяев хотя бы помыть окна или подмести пол!.. Очевидно, человек он был непрактичный, хоть и музыкальный. Закончив слушать "Тангейзера" и "Летучего голландца", два голодных олуха забрали с разрешения хозяина весь хлеб и ели его потом целую неделю. Это была их единственная пища.
Однако, это событие не прошло для них бесследно. После того случая многое в жизнях парней начало безвозвратно меняться. В конце концов, наш герой вернулся в университет и успешно его закончил, потом поступил в адвокатскую контору. А две недели назад ещё и женился. Больше он на булочные не нападал.
Но тот налёт стал прямой причиной его разлада с тем самым другом. После него оба парня были в сильном шоке, более того, они несколько дней говорили о взаимосвязи между хлебом и Вагнером и о правильности своего поступка. Казалось бы, никто не пострадал, каждый добился своего. Булочник смог устроить пропаганду своего Вагнера, ну а два молодых голодных оболтуса от пуза наелись хлеба. И всё же они чувствовали во всём этом какую-то серьёзную ошибку. Совесть не давала им спокойно дружить, повиснув мрачной тенью над ними. Дружба пошла врозь, тот налёт не выходил из головы, хоть и прошло уже десять лет. "Словно проклятье какое!"
"Однозначно, нависшее над тобой проклятье распространяется и на меня тоже" - решила жена. А с проклятьем не шутят, его снимают. И немедленно. Если оно навредило один раз, то оно будет вредить всю жизнь. Чтобы наверняка избавиться от него, нужно ещё раз напасть на булочную. И сделать это прямо сейчас. Другого способа нет! Но ведь в половине третьего ночи все булочные закрыты?.. Ничего, поищем ночную. Токио - большой город. И они запрыгнули в свою старую Короллу и отправились на поиски дежурной булочной. На заднем сиденье мирно спали ружьё и две чёрные лыжные маски. Откуда это всё взялось, муж не знал, а спрашивать не было сил. Зато он как юрист знал, что с ними будет, если их остановит патруль. И от этой мысли его трясло. Его супруга же была спокойна и сосредоточена.
Во всём городе не нашлось ни одной работающей булочной или пекарни.
- Нападём вон на тот "Макдональдс", - сказала жена так буднично, словно предлагала закуску на ужин. - Как думаешь, сколько брать гамбургеров? Штук тридцать хватит?..
Оба натянули маски. Мужу было велено держать ружьё и направлять его на сотрудника по имени "Свободная касса". Ослушаться жену не было сил, и он всё выполнил в точности. Работники столпились перед кассой и с любопытством следили за взятым на изготовку ружьём. "Так туристы смотрят на колодцы инков." Никто из них и не подумал звать на помощь или наброситься с кулаками. Все трое стояли, словно зачарованные.
- Тридцать гамбургеров на вынос!
- Может деньгами возьмёте, а то у меня касса не сойдётся.
- ...
Пока готовили заказ, налётчица извинялась перед персоналом за доставленные неудобства, кляня закрытые булочные. Затем она заказала две большие колы и честно заплатила за них. "Мы крадём только хлеб!" После она вежливо попросила всех троих сотрудников подойти к столбу и аккуратно привязала их к нему верёвкой, то и дело спрашивая, не туго ли она их вяжет и не нужно ли кому в туалет, она подождёт.
Спустя полчаса они завернули на стоянку какого-то здания и от души наелись бургеров, запивая их оплаченной "колой". На заднем сиденье оставались ещё двадцать их собратьев. К рассвету они покончили с голодом, который, казалось, не пройдёт никогда.
- Думаешь, стоило так делать - спросил он
- Стоило! - ответила она и, глубоко вдохнув, уснула.
На сытый желудок им сладко спалось. Страшное хлебное проклятье было обезврежено.
Вот такая история.
Понравились Бонни и Клайд?